«Азбука важных вопросов – открытие моего «Я». (диалог с самим собой)
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ЦЕЛЬ:
Дать понятие «личность»; показать, что каждый человек отличается
не только лицом, но, прежде всего, своим содержанием, индивидуальностью
в поведении, отношением к людям, к себе; показать важность умения видеть
и понимать, а также ценить себя.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
: «
Извлеки из себя самого то, что в тебе есть
ценного».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слово
воспитателя
:
-
Тема на
шего
воспитательского
часа сегодня
–
«
Тайна моего «я».
-
Как вы понимаете слово «я»?
-
Из чего складывается образ «Я» (Образ «
Я
» складывается
из
внешнего облика, особенностей и манер поведения, отдельных черт
характера).
-
За шесть веков до нашей эры древнегреческий мыслитель Фалес
сказал: «Самое трудное
–
познать самого себя». Эту мысль о самопознании
хорошо выразил французский поэт Франсуа Вий
он:
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя
-
А вы знаете себя, ребята?
Путь к себе вовсе не легок. Увидеть свое «я», да еще и понять, кто ты,
не так просто. В зеркале
мы видим себя, свою внешность, а наши поступки
отражаются на других людях. Надо научиться смотреть на себя и свои
поступки как бы со стороны, так как видят тебя и твои действия люди.
Увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеры
поведе
ния, отдельные черты характера
–
это поможет заложить чувство
собственной индивидуальности и уникальности личности. Важно научиться
ценить себя, правильно принимать похвалу и критику, замечать и
анализировать собственные успехи и неудачи. Это поможет обрес
ти и
необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее.
-
Какими качествами, по
–
вашему, надо обладать, чтобы тебя уважали?
-
Чтобы уважали тебя, надо, прежде всего, уважать себя самого, а для
этого важно понимать, как ты думать и действу
ешь, можешь ли оценить свои
поступки.
Упражнение « Кто я?»
Напишите десять слов (существительных), отвечая на вопрос: «Кто я?».
Идет обсуждение
.
Воспитатель
:
Петербургский психотерапевт В. И. Гарбузов пишет: «Умей видеть
свои недостатки и достоинства. Нельзя видеть в себе одни достоинства. Это
–
самолюбие. Нельзя видеть и одни недостатки
–
это самоунижение. Доброе в
себе надо укреплять, недостатки
-
изживать.
Так воспитывает себя и
совершенствует человек».
Каждый из нас
–
личность, но личность индивидуальная.
-
Что значит индивидуальность? ( Каждый по
–
разному выражает
одно и то же).
Игра « Визитная карточка»
-
Ребята, кто из вас знает, что такое визитная
карточка? ( Визитная
карточка
-
это карточка, на которой, по правилам этикета, указаны Ф.И.О.,
должность, телефон, иногда адрес). Ими обмениваются деловые люди или
оставляют друг другу при первой встрече. И человек, глядя на визитку,
представляет, с кем
он имеет дело.
-
Вы должны будете предложить необычную визитку. Имя, фамилию,
класс, школу, а порой телефон и адрес друг друга вы знаете. В этой визитке
вам нужно указать что
–
то ваше особенное,
-
это может быть песня,
стихотворение, девиз и т.д., где бы
ли бы отражены присущие вам качества.
Игра «Ассоциации»
Водящий выходит за дверь. Остальные ребята договариваются о том,
про кого из них пойдет речь. Водящий, войдя в комнату, должен определить,
кого из играющих загадали. Он задает классу вопросы в такой
форме:
-
Если бы этот человек был цветком, то каким?
-
Если бы этот человек был погодой, то какой?
-
Если бы этот человек был деревом, то каким?
-
Если этот человек был книгой, то какой?
-
Если этот человек был животным, то каким?
-
Если этот человек был му
зыкой, то какой?
-
Если бы этот человек был посудой, то какой?
-
Если бы этот человек был мебелью, то какой?
Играющие, отвечая на вопросы, называют предметы с
соответствующими эпитетами, которые характеризуют сущность этого
человека. Например: колючая роза
, элегантный стул, ветреная погода.
Игра « Собери пословицу»
Группа
делится на несколько
под
групп. Каждая группа получает
пословицу. За три минуты необходимо обсудить и объяснить пословицы.
1. И все люди, да всяк человек по себе.
2. В лесу лесеют
, в людях
–
людеют.
3. И на дереве лист на лист не приходится.
4. Много народу, да мало людей.
5. Не место красит человека, а человек место.
6.Других не суди, на себя погляди.
Творческое задание «Это я»
Нарисовать животное, похожее на вас. Объяснить,
почему выбрали
именно это животное.
Игра «Мнения»
Один
воспитанник
выходит за дверь, а остальные ребята называют
положительные черты его характера, поведения.
Воспитатель
фиксирует
сказанное. Затем ученик входит в класс,
Воспитатель
поочередно зачитывает
ему сказанное ребятами. Задача водящего: определить, кто и что о нем
сказал.
Воспитатель
:
Одинаковых людей не бывает. Каждый человек индивидуален и
неповторим. Давайте не будем забывать об этом и будем любить себя
такими, какие мы есть.
ПОТРЕБНОСТИ ПОДРОСТ
КОВ
ПОТРЕБНОСТИ И ОЧЕРЕДНОСТИ ИХ
УДОВЛЕТВОРЕНИ
СПОСОБЫ ИХ УДРВЛЕТВОРЕНИЯ
1.Физиологические (сохранения и
поддерживания жизни)
Питание, одежда, жилье, условия
труда
2. Уверенность в завтрашнем дне
Рабочее место
–
гарантия
3. Социальные контакты
Контакты с людьми
4. Уважение к себе и признание со
стороны других
Компетентность, право
принимать решения
5.
Развитие способностей и
признание своего потенциала
Знания, умения, навыки