Изменение имен прилагательных по падежам (склонение по падежам)
Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам (склонение по падежам)
Цель урока:
1. Провести анализ изложения, определить границы затруднений при определении родовых окончаний прилагательных.
2. Познакомить учащихся с изменением имен прилагательных в форме единственного числа по вопросам. Довести до четкого понимания то, что изменение имен прилагательных по вопросам является изменением их по падежам или склонениям; при склонении прилагательные сочетаются с существительными.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чистописание
Кто стучится в дверь ко мнеС толстой сумкой на ремне, С цифрой пять на медной бляшке,В синей форменной фуражке?-Это он, это он, Ленинградский почтальон.
Прочитайте стихотворение С. Маршака.
— О чем говориться в нем?
— Орфограммы на знание каких правил встретились в стихотворении?
— Какие способы проверки использовали? Напишите это стихотворение по образцу.
III. Актуализация знаний
— Что мы называем существительным?
— Что вы знаете о существительном?
Выполните морфологический разбор слова в апреле. ((В)апреле — апрель, нариц., неодуш., м.р., П.п., ед.ч.)
— Как изменяется имя существительное?
— А как может изменяться имя прилагательное?
— А может ли изменяться имя прилагательное по вопросам? (Выслушать ответы детей).
IV. Постановка темы урока
На уроке мы будем учиться изменять имена прилагательные по вопросам.
— Вспомните, как называется изменение имен существительных по вопросам падежей?
— Значит, чем мы будем заниматься? (Если прилагательные будем изменять по вопросам падежей, значит будем их склонять.)
V. Работа по теме урока
1. Дождь, облако, береза.
Давайте их просклоняем по отдельности со словом апрельский.
И. (что?) дождь (какой?) апрельский
Р. (чего?) дождя (какого?) апрельского
Д. (чему?) дождю (какому?) апрельскому
В. (что?) дождь (какой?) апрельский
Т. (чем?) дождем (каким?) апрельским
П. (о чем?) о дожде (каком?) апрельском
И. (что?) облако (какое?) апрельское
Р. (чего?) облака (какого?) апрельского
Д. (чему?) облаку (какому?) апрельскому
В. (что?) облако (какое?) апрельское
Т. (чем?) облаком (каким?) апрельским
П. (о чем?) об облаке (каком?) апрельском
И. (что?) береза (какая?) апрельская
Р. (чего?) березы (какой?) апрельской
Д. (чему?) березе (какой?) апрельской
В. (что?) березу (какую?) апрельскую
Т. (чем?) березой, (какой?) апрельской
П. (о чем?) о березе, (какой?) апрельской
— Сравните вопросы и окончания имен прилагательных мужского и среднего родов. (Отличаются только в именительном и винительном падежах.)
— Сравните вопросы и окончания мужского и женского родов. (Отличаются во всех падежах)
- Упр. 39 – устно. Сделайте вывод.
- Чтение правил стр 19
2. Словарная работа по словообразованию.
Образуйте однокоренные имена прилагательные и напишите их с подходящими по смыслу именами существительными.
Маленький Ивашка, Два колесика подряд,
Красная рубашка, Их ногами вертят,
Где носом ткнет, А поверх торчком
Там черту проведет. Сам хозяин крючком.
(Карандаш — (Велосипед —карандашный рисунок) велосипедное колесо)Когда нужен- Сам пустой,
В реку бросают, Голос густой,
А когда не нужен - дробь отбивает,
Наверх поднимают. Ребят созывает.
{Якорь — якорная цепь) (Барабан — барабанная дробь)В лес идешь - Я бел, как снег,
Домой глядит, В чести у всех,
Из лесу идешь - И нравлюсь вам -
В лес глядит. Во вред зубам.
(Топор — топорная работа) (Сахар — сахарная пудра)
Стоит бочка - За уши повесят,
Без замочка Да за язык подергают,
И без зарубинки. Станет говорить.
(Яйцо — яичная скорлупка) (Колокол — колокольный звон)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(Молоко — молочная каша)
Есть глаза — не видят,
Есть уши — не слышат,
Есть рот — не говорит,
Есть нос — не нюхает.
(Портрет — портретная живопись)
Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про все рассказала.
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот многое знает.
(Газета — газетная статья)
— Что нам помогает правильно написать безударные родовые окончания прилагательных? (Написание безударного окончания определяем по роду.)
— В каком падеже употребляли прилагательные?
3. Упр. 40 — коллективное выполнение в соответствии с вопросами к упражнению.
Образец записи — в тетради и на доске.
4. Упр. 41 - комментированное письмо. Сделаем вывод: Хочу знать больше!
5. Упр. 42- Комментирование вслух (устно).
Домашнее задание
Упр.45.
Итог урока
— Какую тему начали изучать на уроке?
— Что объединяет тему сегодняшнего урока с вашими знаниями об имени существительном?
— Кто еще не запомнил падежные вопросы имен прилагательных?
— Как вам следует поступить, чтобы справиться с этим затруднением?
— Кому понравилось склонять имена прилагательные?
Карточка № 1 Ф.И. ____________________________________________
Прочитай слова. Вставь пропущенную букву. Соедини слово с буквой по образцу.
мес..ныйпраз..ничныйус...ныйсер…цезвёз...ный
Д
Т счас…ливый
капус…ный
поз…ний
лес..ница
неизвес..ныйКарточка № 2 Ф.И. __________________________________________
Составь предложения и запиши их. В словах с непроизносимыми согласными подчеркни орфограмму.
а) С, погода, была, ненастная, утра.
б) Петя, устные, сделать, уроки, решил.
в) Он, сказку, о, прочитал, мальчике, Звёздном. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 1 Ф.И. ____________________________________________
Прочитай слова. Вставь пропущенную букву. Соедини слово с буквой по образцу.
мес..ныйпраз..ничныйус...ныйсер…цезвёз...ный
Д
Т счас…ливый
капус…ный
поз…ний
лес..ница
неизвес..ныйКарточка № 2 Ф.И. __________________________________________
Составь предложения и запиши их. В словах с непроизносимыми согласными подчеркни орфограмму.
а) С, погода, была, ненастная, утра.
б) Петя, устные, сделать, уроки, решил.
в) Он, сказку, о, прочитал, мальчике, Звёздном. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 1 Ф.И. ____________________________________________
Прочитай слова. Вставь пропущенную букву. Соедини слово с буквой по образцу.
мес..ныйпраз..ничныйус...ныйсер…цезвёз...ный
Д
Т счас…ливый
капус…ный
поз…ний
лес..ница
неизвес..ный