Конспект занятия образовательного модуля «Старт в профессию» — Кем быть? Проблема выбора.
Занятие 1.
Кем быть? Проблема выбора
Как определиться с выбором профессии?
Выбирать профессии можно по разным критериям. Кто-то стремится выбрать профессию, которая позволит больше зарабатывать, кому-то ближе выбор профессии исходя из своих интересов и увлечений. Могу сказать точно: и тот, и другой подход имеет право на существование. Деньги важны, и даже любимая работа со временем надоест, если за нее мало платят.
Выбирая профессию, в первую очередь определитесь, чего Вы от нее хотите:
Выделите факторы выбора профессии, например:
определенный уровень дохода;
необходимость контактов с людьми;
наличие или отсутствие командировок;
техническое или гуманитарное направление;
возможность получения качественного образования по данной профессии там, где Вы живете;
востребованность и перспективность профессии сейчас и через несколько лет; и т.д.
Среди этих факторов выберите обязательные и желаемые;
Найдите ту специальность, которая отвечает Вашим запросам. Часто профессии имеют неправильный имидж. Например, специалисты по рекламе воспринимаются как некие творцы, криэйторы - на самом деле в данной профессии творчество - далеко не главное. Работа моделью воспринимается как красивая, несложная, выгодная в финансовом плане - на самом деле это адский труд. Поэтому постарайтесь пообщаться с представителями профессий, которые Вам интересны, чтобы у Вас сложилось объективное представление о будущей работе.
А дальше алгоритм действий прост: получайте образование, если решите осваивать профессию самостоятельно - покупайте полезные книги по выбранной специализации, найдите и пройдите качественные курсы, если есть возможность их оплатить, посетите форумы специалистов и найдите там полезные знания. Освоив азы новой работы, создайте портфолио. После этого регистрируйтесь на биржах труда, публикуйте портфолио, подавайте заявки на проекты, пробуйте найти предложения через знакомых, друзей, связи, коллег. Поначалу будет нелегко.
Существует формула выбора профессии: Хочу = Могу = Надо.
Хочу – это склонности, желания, интересы, мечты.
Могу – способности, здоровье физическое и психическое.
Надо – потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если будущий специалист сможет совместить хочу, могу и надо – выбор будет удачным.
Выбирая учебное заведение, старшеклассники опираются на следующие обстоятельства:
1. Мнение родителей, старших родственников (родители часто сами принимают решение, где учиться их ребенку)
2. Мнение сверстников, друзей (идут учиться за компанию)
3. Престижность, хорошая заработная плата будущей профессии
4. Уровень притязаний на общественное признание, высокий социальный статус
5. Престижность учебного заведения
Конечно, необходимо прислушиваться к родителям, старшим, но будущие студенты в выборе профессиональной деятельности должны опираться прежде всего на:
Способности (как в учёбе, так и в разных видах деятельности)
Склонности (интересы, подкреплённые способностями, на которые тратится часть свободного времени)
Информированность (приобретаемые сведения о профессии)
Личные профессиональные планы (представления об этапах освоения выбранной профессии).
Тест: «Карта интересов»
http://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/metodika_karta_interesov.htmlТест Йовайшиhttp://psytests.org/profession/yovrez1.htmlТест Холландаhttp://prevolio.com/tests/test-hollandaСЕМЬ ШАГОВ К ЛУЧШЕЙ ПРОФЕССИИ
1 шаг – составляем список профессий, которые вам наиболее нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.2 шаг – составляем список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3 шаг – определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счёту, можно и не учитывать.
4 шаг – оцените своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли Ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояния здоровья требованиям профессии.
5 шаг – проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6 шаг – чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом.
7 шаг – Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Одного мудреца спросили: «У кого ты научился мудрости?» Он ответил: «У слепых. Ведь они, пока не ощупают места, куда им нужно ступать, не двинут ногой».
Задание на конец обучения курса: «Калейдоскоп профессий»