Мастер-класс «Метапредметные результаты изучения обществознания. Актуализация законов общественного развития развития»

Емельянова Лайла Алимовна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №6 г. Георгиевска

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.

Цель - достижение метапредметных результатов в процессе изучения обществознания в рамках обеспечения выполнения требований ФГОС.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основной задачи - формирование метапредметных умений и навыков, таких как:
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
- рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- выполнять познавательные и практические задания на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
4) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.



Содержательная часть





Нам бьют в лицо холодные дожди,
И ветер обжигает нас слепящий.
Скажи же нам, что ждёт нас впереди,
Вперёдсмотрящий, вперёдсмотрящий
Александр Городницкий


Здравствуйте, разрешите представиться: Емельянова Лайла Алимовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 6 г. Георгиевска. Нашу встречу я воспринимаю как возможность поделиться с вами своими идеями, наработками. И буду рада, если они будут вам интересны и полезны.
Величайший корабль в истории «Титаник» погиб из-за того, что впередсмотрящий (есть такая должность на корабле) не имел простого бинокля и не увидел приближающийся айсберг.
Наше современное образование очень похоже на «Титаник»: огромный багаж знаний, идей, конструктов, которые нужно вместить в головы нашим ученикам. И старые, казалось бы, испробованные методы стали «буксовать». Спасительным биноклем могут стать новейшие технологии, методы. А учитель, вооруженный ими, поведет этот корабль правильным и безопасным курсом. Итак, «Впередсмотрящий» - это учитель XXI века – новатор, идейный менеджер.
Одним из моих «биноклей» является принцип АКТУАЛИЗАЦИИ. Данный педагогический прием предполагает использование актуалистического метода (сравнительно-исторического), согласно которому на основе изучения современных процессов можно судить об аналогичных процессах прошлого как в исторической ретроспективе, так и с точки зрения развития общественных процессов в целом. Применение данного принципа является универсальным не только при изучении общественно-исторических наук, но в любой другой предметной и межпредметной области знаний.
Итак, вы уже сами разделились на три группы, согласно тому, как вы сидите. Каждая группа будет работать над своей задачей.

Группа № 1.
Перед вами некий сосуд с жидкостью (водой). Опускаем туда груз. И что мы наблюдаем? Согласно закону Архимеда, тело, погруженное в жидкость, или газ, вытесняет количество жидкости (газа), равное объему самого тела. Но, «Natura abhorret vacuum»,- сказал Аристотель (Природа не терпит пустоты). И что же происходит с образовавшейся пустотой? Она заполняется воздухом. (Где убыло, там прибыло). Заброшенная дорога обязательно зарастет новой порослью.
Закон Архимеда
На тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости.



Итак, какие обществоведческие процессы вы видите через призму данного закона? (Варианты предлагают участники). Я могу предложить вам следующий пример: кризис духовности, отсутствие нравственности создадут вакуум. Но мы с вами уже знаем, что «Natura abhorret vacuum». Так чем же заполнится образовавшаяся пустота? Все верно, криминалом, сектантством, шовинизмом и т.д.

Группа № 2.
Уважаемые коллеги, в ваших руках дощечки, попробуйте их поломать. Почему кто-то легко поломал, а кому-то это не удалось? Имейте в виду, что они сделаны из одного материала, имеют одинаковую плотность. Но почему одни из вас смогли поломать, а другие только надломили? Все верно, сила давления разная, а дощечка «сопротивляется». Обращение к глоссарию (Сопротивление материалов).
Сопротивление материалов (в обиходе – сопромат) часть механики деформируемого твёрдого тела, которая рассматривает методы инженерных расчётов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при одновременном удовлетворении требований надежности, экономичности и долговечности.
Итак, приложенная внешняя нагрузка к исследуемому объекту заставляет внутренние силы нагружаемого тела противодействовать. Эти внутренние силы, распределенные на участках, называются напряжениями. Следствием возрастающих напряжений является деформация. Обращение к глоссарию (деформация).
Деформация (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Deformatio «искажение») изменение размеров, формы и конфигурации тела в результате действия внешних или внутренних сил.
А у кого в дощечках образовались трещины? Сможем ли мы их реставрировать? А отреставрированная дощечка сохранила все свои свойства: прочность, твердость? При деформации изменяется форма кристаллической решетки, разрываются межмолекулярные связи. Но ведь мы отреставрировали, а значит, создали некую видимость прежней формы.
Сопротивление материалов.
При деформации изменяется форма кристаллической решетки, разрываются межмолекулярные связи.


Но вдруг случилось так, что сопротивление материала оказалось меньше напряжения. Что произойдет? Предельная сила, понимается как сила, вследствие которой в объекте возникают напряжения, ведущие к поломке (разрыву) данного объекта.
Выстраиваем логическую цепочку: давление - напряжение – деформация (надлом)-реставрация (попытка восстановить форму) – новое напряжение - РАЗЛОМ.
Какой исторический процесс мы можем проследить в содержании данной цепочки? (Возможные варианты участников: социальное напряжение, политический кризис, реформы, революция).
Примером могут стать Революция 1905 года и Великая Октябрьская революция.

Группа №3
Перед вами слайд с изображением пяти планет солнечной системы. Попробуйте их описать, исходя из предложенного изображения.
Теория относительности
Рассматривает пространственно-временные свойства физических процессов. Закономерности, устанавливаемые Т.О., являются общими для всех физических процессов.



Если вы за основу возьмете массу, размер, то как будет строиться ваше описание? Верно, относительно одного из объектов слайда, т.е. относительно одной из планет. Марс небольших размеров по сравнению с Землей, но большой по сравнению с Плутоном. А кто может напомнить нам принцип «Теории относительности» Эйнштейна? Предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о «Теории относительности» и определить, какие общественные процессы можно объяснить применительно к данной теории?
Вариантов много, я же предлагаю своим ученикам теорию относительности для характеристики военных, революционных событий, оценки деятельности исторической личности. При этом роль и позиция (ученик - историческая личность - исторический процесс) создают новый уровень определения проблемы, пути ее решения. Но больше всего мне помогает эта теория при рассмотрении сложнейшей темы обществознания «Добро и зло» (Музыка Ф.Шуберта «Аве Мария»).
Всегда ли мы может определить, что добро, а что зло? У английского поэта и художника Уильяма Блейка добро - абсолют: сила, чистота, правда и ,в результате ,- победа. Зло же - просто зло. Но зло разве всегда страшное, безобразное? Оно бывает скрыто от нас, таинственно и оттого притягательно. «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи всегда притягивает взоры, заставляет задуматься: Иуда красив, образован, умен. Иисус знает, что именно он его предаст, но не отдаляет его, позволяет свершиться самому страшному в мире злу – предательству. Но благодаря этому злу, мир получает спасителя. «Где конец добру, там начало злу, а где конец злу, там начало добру», - сказал Франсуа де Ларошфуко. Все в мире относительно.
А теперь обратимся к нашей таблице ФГОС. Какие метапредметные умения и навыки мы сможем сформировать при помощи данных «биноклей»?
- Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей).

Ну, а теперь «Рекламная пауза». Предлагаю вашему вниманию готовый сиквейн. О каком процессе здесь идет речь?



Возможный вариант ответа - прогресс.
Спасибо, коллеги, вы правы. Но я предложила вам сиквейн «Фотосинтез».
Всё в мире связано невидимыми нитями,
Что собраны в руках одних –
Закона, управляющего жизнями,
Связующего воедино их.
Ольга Васина, учитель физики
«Всеобщий закон»
В заключении следует заметить, что значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он способствует формированию целостного мировоззрения у учащихся, а не только помогает нам, учителям вспомнить школьную программу.
















13PAGE 15


13PAGE 14115



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Root Entry