Психолого-педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими проблемы в развитии
Психолого-педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими проблемы в развитии
Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития. От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка. Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях.
В нашем детском саду 4 специализированных группы. Мы считаем, что, если родителям, имеющим детей дошкольного возраста с ЗПР, организовать совместную деятельность с детьми, в которой осваиваются различные методы и приемы эффективного взаимодействия - беседы, разыгрывание педагогических ситуаций и их анализ, упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры и др., то у родителей сформируется готовность к эффективному взаимодействию со своими детьми, реализация которого благотворно отразится на эмоциональном благополучии детей и их общем развитии. В связи с этим в октябре 2007г. было решено в нашем детском саду создать родительский клуб «Особый ребенок». Цель организации клуба: потребность ребенка в понимающих родителях; потребность родителей в психолого-педагогическом образовании и поддержке; потребность общества в здоровой и дружной семье. Цели работы с родителями: повышение у родителей чувства собственной компетентности, преодоление состояния кризиса у родителей, помощь родителям в формировании адекватной оценки состояния ребенка, интеграция родителей путем обсуждения «обычных» родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать себя, в первую очередь, родителями, и только во вторую – родителями особого ребенка.
Работа клуба изначально организовалась по трем этапам:
1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование.
2.Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
3.Непосредственная работа “Родительского клуба”.
Принципы работы клуба: участие на добровольной основе; общение на взаимопонимании, взаимоуважении, толерантности; проявление деликатности, такта; осознание, что только общими усилиями, творческим подходом к делу каждого работа клуба может стать интересной, нужной, полезной.
В своей работе мы опираемся на то, что родители, педагогический коллектив и медицинский персонал являются партнерами с единым пониманием целей и задач педагогического процесса. Максимально используем воспитательный потенциал коллектива и семьи в совместной работе с детьми.
Ответственным за организацию клуба является председатель. К работе привлечены педагоги, учителя-логопеды, дефектологи, педагог-психолог, врачи, медицинская сестра, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в разных областях семейного воспитания.
Клуб осуществляет свою деятельность на основе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], разработанного советом родителей и рабочей группой педагогического и медицинского персонала. Регулярно организуются заседания клуба (в методическом кабинете, музыкальном или физкультурном зале в зависимости от тематики и содержания встреч).
Нами создана библиотека с научной психолого-педагогической и медицинской литературой, которой пользуются сотрудники и родители. Созданы мини - лекотеки с подбором различных развивающих дидактических игр, игрушек, книжек, аудио-, видео - материалов. Родители могут выбрать понравившуюся игру и взять ее для занятия с ребенком дома.
В своей работе мы используем такие методы и приемы, которые создают положительный настрой на откровенный и деловой разговор, активизируют внимание родителей и способствуют более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждают к обмену собственным опытом семейного воспитания.
На заседании родительского клуба мы используем следующие методы: метод групповой дискуссии, метод видеокоррекции, метод игры, метод обсуждения и разыгрывания ситуаций, метод анализа поступков детей и родителей и многие другие. Взаимодействие родителей с ребенком с задержкой психического развития - это их совместная деятельность, в процессе организации которой родители, учитывая, что их дети имеют низкий уровень познавательных способностей и эмоциональные нарушения, создают условия, при которых дети проявляют инициативу, активность и уверенность в собственных силах и не испытывают тревожности, подавленности, чувства своей неполноценности. Формы работы нашего клуба различны: индивидуальные, групповые и семейные. Мы проводим: консультации, заседания, лекционные занятия; детско-родительские группы «Мама, поиграй со мной!» (проводят психолог и воспитатель); практические занятия для родителей (проводит дефектолог, логопед, психолог, воспитатель). Организуем «круглые столы» и родительские конференции. И конечно проводим индивидуальные и подгрупповые занятия с родителями и их детьми.
Основные цели таких занятий – способствовать взаимодействию и общению между ребенком и родителями, между детьми, между родственниками разных детей, между детьми и сотрудниками.
Нетрадиционная форма организации родительского клуба «Особый ребенок» повышает интерес родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей. За последнее время число членов клуба значительно выросло. Если в начале организации заседания клуба посещало 3-4 семьи, то сейчас в нашем клубе 15 семей. Благодаря использованию представленных форм работы с родителями отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений дошкольником с ЗПР; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка.