Методические приемы организации работы учащихся с учебником на уроках химии.


Методические приемы организации работы учащихся с учебником на уроках химии. Объект исследования: Процесс обучения химии в средней общеобразовательной школе. Предмет исследования: Методические приемы работы с учебником в процессе обучения химии. Цель исследования: Организация работы учащихся с учебником на уроках химии. Гипотеза: Если сочетать и систематически применять различные методические приемы работы с учебником на уроках химии, то можно:Добиться повышения познавательной активности учащихся;Сформировать и развить умения учащихся самостоятельно работать с текстовой информацией. Задачи исследования: Показать место учебника в процессе обучения, опираясь на психолого-педагогическую и методическую литературу.Проанализировать методологические приемы построения учебников.Выбрать методические приемы организации работы учащихся с учебником. Апробировать их в ходе педагогического эксперимента и проанализировать полученные результаты. Анкета учителей химии. 1. Считаете ли вы значимой проблемой развитие познавательной активности учащихся на уроке?2. Какие методы вы применяете для повышения познавательной активности учащихся на уроках?3. Какие приемы работы с текстом учебника вы используете (ИНСЕРТ, 30 вопросов, задание по содержанию и другие; вообще не используете)?4. Как часто используете данный прием? 5. Считаете ли вы необходимым использовать на уроках прикладные факты и иллюстрировать связь своего предмета с материальным миром?6. С какой целью организуете работу учащихся с учебником (для чтения параграфа, для анализа текста, для составления таблиц и другое)?7. Как повысить интерес учащихся к учебнику по химии? Методические приемы. Задание по содержанию: составление планов, конспектов, тестов, схем; заполнение таблиц; подготовка сообщений, докладов.30 вопросов (составление вопросов учащимися)ИНСЕРТ «30 вопросов». Класс делится на группы по 5-6 человек. Этим группам предлагается за 10 минут составить и записать по 30 вопросов, относящихся к пройденной теме. После того как пройденное время пройдет, устраивается «эстафета». Учащиеся одной команды отвечают на вопросы другой; и так по очереди. Заданный вопрос вычеркивается. 4 человека 1 человек 16 человек 13 человек 4 человека 7 человек 2 человека 4 человека 8бкласс 8а класс Оценки за контрольную работу. Результат: «ИНСЕРТ» 1.Стадия вызова (учитель задает вопросы, фиксирует ответы)2.Стадия осмысления (учащиеся прорабатывают текст, используя специальные пометки:- это я знаю+ - новая информация? - информация требует пояснения! - это интересно) 3. Стадия размышления или рефлексии (учащиеся составляют графический организатор - кластер по данной теме). 38% 72% Коэффициент активности 8бкласс 8акласс Результат: «Задание по содержанию»(составление конспекта по плану) 1.Запишите в тетрадь тему урока. Внимательно прочитайте параграф 27.2.Используя текст параграфа, составьте конспект по плану: Закон сохранения массы веществ.Определение «химические уравнения».Правила написания химических уравнений.Пример 3.Выполните задания в тетрадях (каждый ученик получил свою индивидуальную карточку):Запишите в виде химических уравнений следующие предложения: 1. при обжиге карбоната кальция образуются оксид кальция и оксид углерода (IV); 2. при взаимодействии оксида фосфора (V) с водой получается фосфорная кислота. Выводы: В ходе педагогического исследования: Выявлены методические приемы организации работы с учебником. Данные методические приемы апробированы в ходе педагогической практики. Доказана их эффективность при обучении химии.