Особенности запоминания учебного материала детьми


Значение памяти в учебной деятельности.Методы и приёмы развития памяти ребёнка. Актуальность темы: Необходимость запоминания большего объема информации в процессе учебной деятельности;Создание условий, способствующих развитию эффективных приемов усвоения учебного материала:Оказание помощи учащимся в освоении и систематизации того объема информации, который поможет им произвести самоанализ уровня владения различными способами запоминания. Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время. Процессы памяти: ЗапоминаниеСохранениеВоспроизведениеВиды памяти:По объекту памяти (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная);По степени волевой регуляции (произвольная, непроизвольная);По длительности сохранения в памяти (кратковременная, долговременная, оперативная);По органам чувств (зрительная, слуховая) Законы памяти:-Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые.-Действия запоминаются лучше, чем мысли. -Эффект края. Лучше запоминается начало и конец.-Редкие и странные явления запоминаются лучше.-Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.-Заучивание материала не продуктивно, повторения должны быть распределены во времени. Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения Речевой15% Зрительный 25% Оба одновременно65% Расположение информациина доске, на плакате 28% 33% 16% 23% Приемы запоминания Для развития различных видов памяти существуют следующие приемы запоминания:Группировка- разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.);Классификация- распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.)План- совокупность опорных пунктов. *Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.В ряде случаев материал легче запоминать, изобразив его основное содержание в виде схемы, т. е. в обобщенном и упрощенном виде. Этот прием называют схематизацией. Схематизацию целесообразно использовать при запоминании грамматических правил, теорем, физических и биологических закономерностей и т. д.Наиболее сложными мнемическими приемами являются способы структурирования и систематизации материала.*Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого.Прием структурирования означает выяснение строения, внутренней формы запоминаемой информации.Процесс структурирования состоит в выделении структурной единицы и установлении связей между отдельными структурными единицами, в результате чего создается нечто целостное, строение которого уже известно. Структурирование - средство, облегчающее запоминание и воспроизведение. Аналогии— установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий в целом различных.В процессе обучения совершенно необходимо запоминать много определений, правил и формул. В этих случаях нужна точность запоминания. Для того чтобы при воспроизведении избежать ошибок, можно использовать прием аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений в целом различных. Систематизация — установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними. Прием систематизации направлен на установление связей внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целостность. Использование эмоций при запоминании  Информация запомнится лучше, если ей придать эмоциональный окрас, и чем больше интереса вы к ней проявите, тем лучше она запомнится. Качество запоминания при этом в 7 раз выше, чем при безразличном отношении. Метод ключевых слов Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац. Существует два основных вида памяти (по восприятию) — зрительная и слуховая. Используйте при запоминании в большей степени тот вид памяти, который превалирует, но все равно надо стараться использовать обе анализаторные системы. Рекомендации по оптимальному повторению материала для запоминания на несколько дней Для лучшего запоминания материал следует повторить 4 раза: сразу, затем через 30 мин., через 8 часов после второго повторения и через сутки после третьего повторения. Рекомендации при запоминании Для оптимизации мозговой деятельности во время запоминания существуют следующие рекомендации: В начале работы запоминайте легкий материал (примерно 20 минут), а потом более сложный. При длительной работе учитывайте наступление умственного утомления и снова переходите к работе с более легким материалом. Максимальная интенсивность запоминания в режиме запоминания возможна в течение 30 — 40 минут, а длительно человек может работать на уровне 40 — 50% от максимальной интенсивности. Отдых должен наступать через каждые 40 — 50 минут работы на 5 — 10 минут, при этом наилучший отдых — это физические, дыхательные и психотехнические упражнения. После запоминания материала в течение 30 минут не следует ничем заниматься (это время необходимо для консолидации следов памяти в мозге). В этом случае Вы запомните в два раза больше материала, чем, если Вы будете делать другую работу. Рекомендации по улучшению запоминания учебного материала Метод 5 "П" 1 П — Просмотри текст (бегло).2 П — Придумай к нему вопросы.3 П — Пометь карандашом самые важные места.4 П — Перескажи текст.5 П — Просмотри текст повторно. Мнемотехника — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. «Мнемотехника» Вспомни порядок следования цветов в спектре. Ответ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы. Ответ. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. «Мнемотехника» Запомни величину «пи» ( 3,1416) с помощью предложения: «Что я знаю о кругах», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре. Легко запомни формулу воды. «Сапоги мои того, пропускают Н2О». АссоциацииДружба Путешествие Счастье Упражнения для развития памятиПредложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с образцом. ПЕНЬ ЛЕТО ДОМ ЗИМА СТОЛ ПОЛЕ МАМА ЛЕС ГРАЧ ПОЖАР Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть откроет глаза и проверит, правильно ли названы все предметы.Разложите на столе спички в виде какого – либо узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза , а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде. Прочтите ребёнку диктант из сборника или учебника. В первый раз прочитайте весь диктант полностью. Во второй раз пропускайте в каждом предложении одно – два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом, а затем проверьте вы. Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти. Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его. Для этого он должен: встать из – за стола подбежать к листочку с текстомпрочитать одно или несколько предложений, запомнить ихвернуться на своё рабочее место записать то, что запомнил. Такое упражнение повторять несколько раз в неделю. Память человеку необходима для всех проявлений души. Б.Паскаль. Успехов Вам! Спасибо!