Рабочая тетрадь «Практикум по выразительному чтению»

Рабочая тетрадь «Практикум по выразительному чтению»
Пояснительная записка
Выразительное чтение есть искусство художественного чтения. Эти значит, что требования, предъявляемые к художественному чтению, обязательны и для выразительного чтения. Только искусство всегда требует достаточно высокой степени мастерства. Качество же выразительного чтения может быть самым различным - от элементарно грамотного до подлинно мастерского – в зависимости от степени подготовки исполнителя, от его способностей.
Грамотное чтение – это посильное практическое использование всех законов и положений искусства художественного чтения от самых простых и общедоступных до наиболее сложных. Овладение грамотой всегда начинается с азбуки.
Азбукой искусства чтения является техника речи, освоение которой предполагает выработку умений и навыков, что в свою очередь позволит исполнителю впоследствии выполнять более сложные творческие, художественные задачи. К.Станиславский писал: «К чему тонкости переживания, если их на сцене будет выражать плохая речь?» Потому каждый начинающий исполнитель должен начинать занятия с работы над техникой речи и орфоэпией, а только затем переходить к выразительному чтению литературных произведений разных жанров.
Рабочая тетрадь - практическое пособие, призванное помочь студентам дневной и заочной формы обучения по специальности 050704 «Дошкольное образование» овладеть навыками и умениями, необходимыми для выразительного чтения, которые в дальнейшем будут совершенствоваться и постепенно закрепляться. Она содержит систематический свод упражнений, расположенных по степени возрастания трудностей и усложнений, стоящих перед чтецом задач – от правильной постановки дыхания и голоса до передачи образно-выразительных средств и подтекста художественного произведения.
Тексты произведений подобраны преимущественно из классической литературы и произведений советских детских писателей, входящих в круг чтения детей дошкольного возраста.
Рабочая тетрадь составлена на основе рабочей программы дисциплины
«Детская литература с практикумом по выразительному чтению» по специальности 050704 «Дошкольное образование» в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование» (повышенный уровень среднего профессионального образования), 2002.
Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекса и составлена для работы с учебным пособием И.И. Арзамасцевой, С.А.Николаевой «Детская литература» ( М. «Академия», 1997) и «Хрестоматией по детской литературе» (составители И.Н. Арзамасцева , С.А.Николаева; М.;
«Академия», 1997)
Задачи рабочей тетради - практическое овладение основными приемами выразительного чтения, анализа произведений детской литературы разных видов и жанров; объяснение основных понятий и терминов теории литературы; развитие творческих способностей студентов, стремления к самостоятельной работе с книгой.

Правила устной речи и чтения
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Техника речи
Дыхание
1. Дайте определение понятий:

Дыхание - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Непроизвольное дыхание - __________________________________________
__________________________________________________________________
Произвольное дыхание - _____________________________________________
__________________________________________________________________
2. Подберите и запишите несколько упражнений для проведения дыхательной гимнастики. Подготовьтесь проводить эти упражнения в группе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Основные правила при занятиях дыхательной гимнастикой
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Телефон», отметьте остановки для вдоха. Приготовьтесь читать вслух.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть.
Больше ему не съесть.
Он у меня еще маленький.

Голос
1. Дайте определение понятий:

Сила голоса -_______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Высота голоса- ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Тембр - __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подвижность голоса - ______________________________________________ __________________________________________________________________
Благозвучность - ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Полетность - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Правила, необходимые для правильной работы голоса:
________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
3. Подберите упражнения, способствующие развитию силы голоса. Подготовьтесь проводить эти упражнения в группе.
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Прочитайте отрывок из стихотворения Погореловского «Что рассказывают буквы», определите уровень высоты и силу голоса, темп чтения
Текст стихотворения
Уровень высоты и ила голоса, темп чтения

Мы бродили
Темным бором.



Мы спросили
Громко хором:



-Дома ль бабушка
Яга-а?



Бор ответил нам:
- Ага-а..




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Вопросы
1. Что такое голос?
2. Какими свойствами обладает голос?
3. Какое значение имеет голос для чтения? ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дикция
1. Дайте определение понятий:

Дикция - __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Артикуляционная гимнастика ________________________________________
__________________________________________________________________
2. Подберите упражнения :
Для губ_______________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Для челюсти ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для языка _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подберите скороговорки и чистоговорки для отработки согласных звуков:
В – Ф_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
З – С ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Л – М ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Р – Н ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ж - Ш _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Вопросы
1. Что такое дикция?
2. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?_______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое значение имеет дикция для выразительного чтения? __________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Орфоэпия
1. Дайте определение понятия:
Орфоэпия - ________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Запишите фонетическую транскрипцию выделенных звуков:
Лоб [ ], любовь [ ],гвоздь [ ], лук[ ]

Робкий [ ], ловкость [ ], кувшин [ ],

грызть [ ],от бабушки [ ].

Сдоба [ ], сберечь [ ], просьба [ ]

Из-за леса [ ], в ведре[ ], об березу [ ]

Жужжит [ ], вожжи [ ], позже [ ]

Счастье [ ], рассказчик [ ], счет [ ]

Отцвести [ ], двадцать [ ], молодцом [ ]

Городской [ ], братский [ ]

Поздно [ ], завистливый [ ], праздник [ ]

Конечно [ ], скучно [ ], что [ ],

сказочник [ ], друг сердечный [ ]

Легко [ ], легче [ ], мягко [ ], мягче [ ]


3. Запишите фонетическую транскрипцию некоторых грамматических форм
Мудрого [ ], последнего [ ], его[ ]

Смеется [ ], жениться [ ],одеваться[ ],

умывается [ ]

Стелют [ ], белят [ ], дышат [ ],

Держат [ ], учат [ ], ссорятся [ ]

Долгий [ ], тонкий[ ], тихий [ ],

Запугивать [ ], размахивать [ ]

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Вопросы
Что такое орфоэпия?
Нужно ли воспитателю дошкольного образовательного учреждения соблюдать орфоэпические нормы во время выразительного чтения литературных произведений детям и почему?_____________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интонация и ее компоненты
1. Дайте определение понятий:
Интонация -_______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Компоненты интонации:_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определите характеры героев русской народной сказки «Теремок» и в соответствии с этим подберите интонации для выразительного чтения этой сказки по книге.
Муха-горюха ______________________________________________________
Комар-пискун______________________________________________________
Мышка-погрызуха__________________________________________________
Лягушка-квакушка__________________________________________________
Заюнок-кривоног, по горке скок_______________________________________
Лиса-краса_________________________________________________________
Волк-волчище______________________________________________________
Медведь___________________________________________________________


Логика чтения
1. Дайте определение понятия:
Логическое ударение-______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ударные слова выделяются с помощью изменения:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Задание:
Прочитайте предложения про себя.
Найдите и подчеркните слова, выражающие противопоставление.
Прочитайте предложения вслух.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь.
Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.
Не море топит корабли, а ветры.
Молва не по лесу ходит, а по людям.

4. Задание:
Прочитайте тексты про себя.
Найдите и подчеркните сравнения.
Расставьте логические паузы и ударения.
Прочитайте тексты вслух.
А ежели вы
вежливы,
вы, сидя на уроке,
не будете
с товарищем
трещать, как две сороки.
(Маршак. Песенка о вежливости)

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица
(Пушкин. Сказка о царе Салтане)

5. Составьте таблицу:
Правила постановки логического ударения в тексте

Правила
Примеры из текста

1.
Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые


2.
Слова, содержащие противопоставление


3.
Существительное в родительном падеже при сочетании с другим существительным


4.
Существительное, стоящее после прилагательного


5.
Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного


6.
Пояснение при глаголе


7.
Слова, обозначающие перечисление при счете, однородные члены


8.
Обращение, стоящее вначале фразы


9.
Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, толк, глядь, брык и т.д.


10.
Слова, выражающие вопрос


11.
Слова, выражающие сравнение



6. Наметьте речевые звенья (расставьте логические паузы) и в каждом звене подчеркните слова, выделяемые логическим ударением. Подготовьтесь к выразительному чтению пословиц и поговорок.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.
Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь.
Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.
Лучше умная хула, чем дурацкая хвала.

7. Сделайте разметку текста русской народной сказки «Лиса и Козел» (подчеркните одной чертой важные в смысловом отношении слова). Подготовьте текст для выразительного чтения, соблюдая правила произношения и ударения, а также правила техники речи (дыхание, дикцию, подвижность и силу голоса).

Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть – не утонешь, а выскочить – не выскочишь.
Сидит лиса, горюет. Что тут делать?
Вот идет по той же дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул козел в колодец. Увидел там лису и спрашивает:
- Здорово, лисонька! Что ты тут делаешь?
- Да вот отдыхаю. Наверху - то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
- Да хороша ли вода - то?
-Вода то хороша, - отвечает лиса. – Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.
Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть лису не задавил.
Рассердилась лиса, бранится:
- Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Только козел ее и видел.
Сидит козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться.
Хватился хозяин козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и козла из колодца вытащил.




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Вопросы
1.Что такое логическое ударение?
2. Когда ставятся логические ударения?

Паузы

1. Дайте определение понятий:
Логические паузы - ______________________________________________ ________________________________________________________________
Психологические паузы -__________________________________________ ________________________________________________________________
Стихотворные паузы - ____________________________________________
________________________________________________________________
2. Обозначение пауз в тексте:
/ - _____________________________________________________________
// - _____________________________________________________________
/// - ____________________________________________________________
П - _____________________________________________________________
3. Составьте таблицу: «Правила постановки логических пауз в тексте при отсутствии знаков препинания»

Правила
Примеры из текста

1.
Между распространенными группами подлежащего и сказуемого


2.
Перед союзами и, или, да, соединяющими распространенные части предложений или целые предложения


3.
При инверсии (нарушение грамматически правильного, прямого порядка слов в предложении)



4. Составьте таблицу:
Правила отмены логических пауз в тексте при наличии знаков препинания.

Правила
Примеры из текста

1.
Перед кратким обращением, стоящим в середине или в конце предложения


2.
Перед короткими вводными словами или после него


3.
Перед кратким сравнительным оборотом


4.
Между двумя повторяющимися словами


5.
После союза и перед причастными и деепричастными оборотами



5. Определите места пауз в предложениях с обращениями, расставьте паузы.
1. - Братец мой, –
отвечает месяц ясный,-
Не видал я девы красной.
(А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне.)
2. Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
(А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.)
3. Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною Затуманился?
(А.Кольцов. Лес.)

6. Расставьте паузы и ударения в текстах с вводными словами.
1.О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей
(Н.А.Некрасов. Крестьянские дети.)
2. А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
(К.Чуковский. Телефон.)

7. Расставьте паузы и ударения в тексте с деепричастным оборотом.
Ночь проходит, день проходит;
С сенника дозорный сходит
И, облив себя водой,
Стал стучаться под избой.
(П.Ершов. Конек-горбунок.)

8. Завершите разметку текста русской народной сказки «Лиса и Козел» (выделите в тексте логические паузы). Подготовьте сказку для выразительного чтения.

9. Расставьте паузы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимний вечер».
Подготовьтесь к чтению вслух.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Моего веретена?...
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой под утро шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя

10.Укажите место и назначение психологической паузы в приведенном ниже отрывке из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицаха сам с ноготок!

11. Укажите место и назначение психологической паузы в приведенном ниже отрывке из басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

12. Спишите в тетрадь текст рассказа Л.Н.Толстого «Косточка», разбейте текст на речевые звенья и расставьте паузы. Приготовьтесь читать текст, соблюдая сделанную разметку.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Вопросы
1. Что такое пауза?
2. Какие существуют виды пауз?
3. Какую роль играют паузы во время выразительного чтения художественного произведения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп речи
1. Дайте определение понятия:
Темп - ________________________________________________________ _______________________________________________________________
2. Какой темп способствует передаче радостных эмоций?________________
3. Какой темп способствует передаче тяжелых переживаний? _______________________________________________________________
4. Подберите скороговорки о труде, об учебе и приготовьте их произносить в разном темпе (медленном, среднем, плавном и быстром).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перепишите в тетрадь русскую народную сказку «Лиса и тетерев» и подчеркните места, где темп замедляется или ускоряется. Приготовьтесь к чтению сказки вслух.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Отметьте все изменения темпа при чтении басни
И.А.Крылова «Слон и Моська»


Текст басни
Комментарии

По улицам Слона водили,


Как видно, напоказ –


Известно, что Слоны в диковинку у нас –


Так за Слоном толпы зевак ходили.


Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.


Увидевши Слона, ну на него метаться,


И лаять, и визжать, и рваться,


Ну, так и лезет в драку с ним.


"Соседка, перестань срамиться,


-Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?


Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет


Вперед


И лаю твоего совсем не примечает".


- "Эх, эх! - ей Моська отвечает.


Вот то-то мне и духу придает,


Что я, совсем без драки,


Могу попасть в большие забияки.


Пускай же говорят собаки:


"Ай, Моська! знать, она сильна,


Что лает на Слона!«



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Вопросы
1.Что понимают под темпом и ритмом речи?
2. От чего зависит темп?_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Когда возможен однообразный темп? Приведите примеры. __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какую роль играет прием изменения темпа чтения во время чтения художественного произведения? ______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Дайте определение понятий:

Мелодика речи - ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Монотон -_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тон голоса – _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Тембр - ___________________________________________________________
__________________________________________________________________


2. Составьте партитуру для выразительного чтения басни
И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Текст басни
Комментарии

Когда в товарищах согласья нет.


На лад их дело не пойдет,


А выйдет из него не дело, а только мука.


Однажды Лебедь, Рак да Щука


Везти с поклажей воз взялись,


И вместе трое все в него впряглись;


Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!


Поклажа бы для них казалась и легка:


Да лебедь рвется в облака,


Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.


Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;


Да только воз и ныне там.



3. Составьте партитуру для выразительного чтения отрывка из русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Отрывок из сказки
Комментарии

Дед смекнул, что лисичка была не мертвая.


Погоревал, погоревал, да делать нечего.


Лиса перетаскала всю рыбу к себе в нору, села у норы и рыбку кушает.


Видит она: бежит волк.


От голода у него


бока подвело.


- Здравствуй, сестрица! Что кушаешь?


- Здравствуй, братец.


- Ры-бку.


- Дай мне хоть одну.


- Налови сам, да и кушай!


- Я не умею.


- Эка, ведь я же наловила.


Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:


«Ловись, рыбка, и мала, и велика. Ловись, рыбка, и мала, и велика».


Рыбка сама к тебе на хвост нацепится!


Да смотри, сиди подо-о-ольше, а то не нало-о-овишь!


Волк и пошел на реку.



4. Составьте партитуру для выразительного чтения стихотворения Ф.Тютчева
Текст стихотворения
Комментарии

Зима недаром злится,


Прошла ее пора-


Весна в окно стучится


И гонит со двора.


И все засуетилось,


Все гонит Зиму вон.


И жаворонки в небе


Уж подняли трезвон.


Зима еще хлопочет


И на Весну ворчит.


Та ей в глаза хохочет


И пуще лишь шумит!


Взбесилась ведьма злая


И, снегу захватя,


Пустила, убегая,


В прекрасное дитя


Весне и горя мало:


Умылася в снегу


И лишь румяней стала.


Наперекор врагу.



1. Дайте определение понятий:
Тема литературного произведения - ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________Идея литературного произведения ____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________Сюжет - ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы развития конфликта:
Экспозиция - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Зачин - ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Завязка - __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Развитие действия - _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кульминация - _____________________________________________________
__________________________________________________________________-
Развязка - _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________Концовка - ________________________________________________________
__________________________________________________________________Действующие лица- ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Язык произведения - ________________________________________________
__________________________________________________________________Образ автора или рассказчика - _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература
Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 144 с.
Савчук С.С. Выразительная речь. Выразительное чтение (новые подходы) Челябинск , 1999. – 96 с.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся пед.училищ М.: Просвещение , 1983. – 144 с.
Никольская С.Т. Выразительное чтение: Учебное пособие для студентов пед. институтов /С.Т.Никольская, А.В.Майорова, В.В.Оськин. Под ред. Н.М.Шанского.- Л.: Просвещение. 1990.-208 с.
Чтение лирики
Прочитайте напутствие Н.В. Гоголя чтецам лирических произведений.


Прочесть как следует произведение лирическое – вовсе не безделица, для этого нужно его долго изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его – и тогда уже выступить на публичное его чтение.


2. Актуально ли это высказывание в наши дни? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









13PAGE 15


13PAGE 142615




15