Открытый урок по чтению на тему Обучение правильному чтению рассказа Е.Чарушин «Ёж» с элементами пересказа. 
Согласовано: 
Заместитель  директора по учебной работе
_______________________ О.Ф. Цепелева«____»_____________________ 2014г.
Урок  чтения во 2 классе
Подготовила и провела урок
Покровских Любовь  Алексеевна, учитель начальных классов, 
Первая квалификационная категория.
Сроки и место проведения: 12 ноября  2014 год с 11.30 до 12.10
в учебном кабинете  2 класса.
Тема урока: Обучение правильному чтению рассказа  Е.Чарушин  «Ёж» с элементами пересказа
Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения.
Задачи: 
Коррекционно-образовательные:
- формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.И. Чарушина, через ознакомление с рассказом «Ёж»;
- формирование представления учащихся об образе жизни и особенностях поведения дикого животного - ежа, взаимосвязи явлений живой и неживой природы;
- формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;
- формирование у учащихся умения  анализировать произведение, выделять главную мысль; 
- формирование  умения читать текст  выразительно, правильно.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие связной устной речи на основе пересказа прочитанного текста, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся; 
развитие процессов запоминания и воспроизведения прочитанного текста;
- коррекция и развитие логического мышления при анализе содержания произведения и установлении взаимосвязи явлений живой и неживой природы;
- коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;
- коррекция и развитие артикуляционной и общей моторики.
 Коррекционно-воспитательные: 
- способствование развитию эмоционально-волевой сферы учащихся;
- воспитание   экологического сознания и бережного  отношения к природе;
- воспитание  нравственных  качеств учащихся;
- формирование  познавательного  интереса к литературе, произведениям Е.И. Чарушина.
- формирование  положительной  мотивации  учащихся к обучению, формирование познавательного интереса к учебным предметам.
-рефлексия.
Тип урока: Изучение нового материала. 
Структура урока: 
учащиеся смогут плавно читать по слогам рассказ "Еж" с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;
отвечать на вопросы по содержанию рассказа;
ориентироваться в причинно-следственных связях;
пересказывать содержание рассказа с опорой на рисунки к тексту, включённые в презентацию  с частичной помощью учителя. 
Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе).
Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация,   слайды с изображением собаки, кошки, ежа и коровы; опорная схема для пересказа текста в слайдах презентации, учебники у учащихся, слайд с изображением словарных слов, цветные карандаши, закладки. ХОД УРОКА
Организационный момент 
На меня все посмотрели 
Улыбнулись, тихо сели.
- Сегодня у нас необычный урок чтения. К нам пришли гости.  
 Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного (Настя К)
- Какой урок?  (Ответы детей)
- Который по счету? (Ответы детей)
- Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей)
-Где пригодится умение читать? (Ответы детей)
Логопедическая зарядка
        Слайд № 1
Чтобы красиво говорить, грамотно читать, подготовим губы и язык.
для губ 
 1) -произносим звуки /а/ /у/ /ы/ /и/ /о/
 - Какие это звуки?
 2) – улыбаемся – серьезны  (несколько раз)
для языка 
 1) – цокают лошадки
 2) – чистоговорка 
 За-за-за – уходи коза.
 Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.- Какой звук слышим чаще?
 3) - скороговорка 
У зайки Бубы заболели зубы.
Молодцы.
Мы готовы к проверке домашнего задания.
 3. Проверка домашнего задания.
Стихотворение  А.Барто «Собака»         Слайд № 2
 - Как называется стихотворение, которое мы с вами читали на прошлом уроке?
 Чтение учащимися вслух. (Настя К, Данил С.)
 - Что значит «пожилая собака»?
 - Как ведет себя пожилая собака?
 - Как вела себя собака, когда была маленьким щенком?
 Итог проверки домашнего задания.
4. Сообщение темы и цели урока. Беседа.
 Сейчас мы будем с вами читать выразительно и пересказывать по опорным картинкам произведение, еще об одном животном. О каком животном мы будем читать, вы мне скажите сами, когда выполните следующее задание. Настраивайтесь на работу на уроке. Желаю успехов!
Перед вами 4 картинки – на них изображены собака, кошка, еж, корова. 
-Вам нужно выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. 
- Прочитайте его название на доске. (Дети читают)                         Слайд № 3
- О чем может быть это произведение?
- Как все дикие животные ёж живет в лесу, а вот что может с ним произойти, если взять его домой, мы узнаем из рассказа  " Ёж". 
5.Рассказ о биографии писателя
- Написал это произведение Евгений Иванович  Чарушин.             Слайд № 4
- Ребята, кто знает, о чем писал Чарушин? (Ответы детей)
- Послушайте мой рассказ о писателе и постарайтесь ответить на этот вопрос.
- Евгений Чарушин родился на Урале. Он с детства любил гулять по лесу, наблюдать за жизнью животных. Он писал рассказы о птицах, о диких и домашних животных. Картинки к своим произведениям он рисовал сам. Рисовал он не только для своих книг, но и для произведений А. Барто. 
  Вот обложки некоторых книг Евгения Ивановича Чарушина. Посмотрите на них.                                                                                               Слайд № 5
- Кто понял, о чем писал Чарушин? (Ответы детей)
- Правильно, дети. Чарушин много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.
- Когда и где он родился? (Ответы детей)
- Зачем Е.И Чарушин  ходил в лес? (Ответы детей)
- Как Е.И Чарушин  относился к природе, к птицам, диким и домашним  и животным? (Ответы детей)
- Итак,  Е.И .Чарушин  писал произведения о природе. 
6.Первичное знакомство с текстом произведения  (учебники закрыты)
- Послушайте произведение «Ёж» и ответьте на мой вопрос.
- Где дети нашли ежа? (Ответы детей)
Чтение учителем текста произведения.
- Определите его жанр. (Ответы детей)
- Докажите, что это рассказ. (Ответы детей)
- Содержит ли рассказ сведения о жизни животного ? (Ответы детей)
- Могла в лесу произойти такая история? (Ответы детей)
- Значит это познавательный рассказ?
- Назовите героев рассказа. (Ответы детей)
- С чего все началось? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
- Чем все закончилось? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
7.Работа над текстом рассказа, словарная работа
- На уроке будем  читать и пересказывать данное произведение.
- В тексте вам встретятся незнакомые слова
ЗАЗЕВАЛИСЬ,  (остановились, засмотрелись)  ЗАКАТАЛИ В ШАПКУ.  давайте их разберём
- Читаем эти слова. (Дети читают, обращается внимание на написание слова «зазевались»)
8.Беседа на актуализацию знаний учащихся о животном.
- Расскажите о еже. Где живет? Чем питается? Что делает зимой? (Ответы детей).                                                                                      Слайд № 6
9.Рассказ о еже.
- Послушайте рассказ ещё раз  и ответьте на вопрос:
-Кто такой ёж?
 Слайд 7
- Ёж – маленькое дикое животное с к….
 
- Чем питается ёж?    (Ответы детей) 
- Где проводит лето? (Ответы детей)
- Что делают  с наступлением зимы?    (Ответы детей)
10 Физминутка –    
Проводит Настя Коржавина                                        Слайд 8
11.Анализ иллюстрации к рассказу.( стр.)
- К какой части рассказа относится иллюстрация? (Ответы детей)
- Расскажите, что на ней изображено? (Ответы детей) 
12.Выразительное чтение текста по частям и анализ  каждой части.
Работа по вопросам учителя.
- Покажи образец выразительного чтения  (Настя.)
 а) 1часть.
- Где гуляли ребята?
-Кого они нашли в лесу?
- Почему еж свернулся в шарик? 
- Можно ли было взять ежа в руки? Почему? 
-Чем покрыто тело ежа?
- Как ребятам удалось взять ежа?
- Как вы понимаете выражение " закатали в шапку"?
- Подумайте с помощью чего, дети могли закатать ежа в шапку?
- Куда дети отнесли ежа?
- Что дети поставили на пол, рядом с ежом? 
- Как вы думаете, зачем они это сделали? 
б) 2 часть.
- Стал ли ёжик пить молоко? Почему?
- Скажите, сколько времени ёж  лежал и не шевелился?
-Как ёж учуял молоко?
-Что заинтересовало ежа?
- Стал ли еж пить молоко?
- Что он сделал после того, как поел?
-  Как ежу удалось попасть обратно в лес?
 13. Гимнастика для глаз.  Релакс.
 14. Обобщающая работа по тексту.
а) Работа над пересказом текста. 
Задаются вопросы, которые помогут учащимся справиться с пересказом.
- С чего начинается рассказ?
- Для того, чтобы вам было легче пересказывать я  нарисовала картинки к каждой части.
- Что на ней изображено?
- Почему на картинке нарисовано дерево?         КАРТИНКА 1
- Почему еж нарисован в виде шарика, из которого торчат иголки?
Перескажите еще раз эту часть.
- Что дальше сделали дети? 
-Почему на картинке нарисована миска?       Картинка 2
- Изменился ли внешний вид ежа на этой картинке по сравнению с первой? Почему?
- Что после этого сделал еж? 
-Рассмотрите третью картинку. 
-Каким изображен еж на картинке?           КАРТИНКА 3
- Почему он нарисован рядом с миской?
- Чем заканчивается рассказ?
- Теперь перескажите этот текст, используя только картинки (опорная  схема на каждую парту).                                                              Слайд 9
А Витя Ж и Катя В. в это время раскрасят ёжика на картинке
 Опорная схема включает 4 картинки: на 1-й картинке изображено  дерево и еж, свернувшийся в клубок; на 2-й картинке такое же изображение ежа и миска с молоком; на 3-й картинке – миска и рядом с ней еж; на 4-й картинке нарисован еж убегает в лес.
б) Обобщающая беседа:
- Правильно ли сделали дети, что взяли ежа домой? Объясните, почему вы так думаете?
- Как нужно было поступить детям? Почему?
-Какое животное ёж – дикое или домашнее? Почему?
- Нужно ли забирать диких животных из леса? Почему?
15. Домашнее задание
- Прочитать внимательно рассказ Е.Чарушина "Еж". Подготовиться к пересказу. 
Задание дается дифференцированно.
I группа - читать текст, готовиться к пересказу по картинкам.(Настя К)
II группа - читать 1 часть рассказа , готовиться её пересказывать.(Саша М, Данил  С)
III группа - читать первые три предложения. (Андрей М.)
IV группа - читать слоги букварь стр.36.Катя и Витя.16. Итог урока
-Как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали и учились пересказывать?
- Что нового узнали о жизни дикого животного? (Ответы детей)
- Что вам запомнилось о повадках ежа? (Ответы детей)
- Понравился ли вам урок? 
- Рекомендую вам почитать и другие книги Е.И.ЧАрушина.
Дифференцированное оценивание. 
Выставка  рисунков с ёжом. Витя и КАТЯ
 Спасибо за старание, с вами приятно работать! Урок окончен!   Слайд 10