Урок в 10 классе по теме Лексика. Лексикография


Конспект урока русского языка
Тема: «Лексика. Лексикография»
(по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-исследование
Цели урока: познакомить с различными видами словарей; совершенствовать навыки работы со словарями; продолжать работу по развитию речи и творческих способностей учащихся.
Образовательные: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности
Развивающие:  учащиеся должны знать виды словарей, структуру словарной статьи;– уметь работать с книгой-словарем, использовать справочную литературу, ресурсы Президентской Библиотеки;
– уметь применять лингвистические знания и навыки в новой учебной ситуации.
Воспитательные: осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме
Методические приемы: Фронтальный опрос, работа со словарями, работа в группах, индивидуальные задания, работа с текстом параграфа, работа с компьютером.
Предполагаемый результат:
Предметные на основе систематизации знаний научиться анализировать слово как основную значимую единицу языка, понимать коммуникативно-эстэтические возможности лексической системы , познакомиться с понятием “Лексикография”.
Метапредметные: научиться извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Президентской Библиотеки; пользоваться словарями различных типов, в том числи и на электронных носителях.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, знание истории языка, развитие опыта участия в коллективной работе.
Информационно-образовательная среда: компьютеры с выходом в интернет, интерактивная доска, презентация, словари современного русского языка
Технологическая карта урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент.
Добрый день, уважаемые ребята! Начинаем урок. Учащиеся занимают свои места
Повторение и обобщение знаний
Беседа по вопросам:
-Мы знаем, что русский язык представляет собой стройную систему, имеющую свои единицы. Назовите единицы языка.
-Минимальная значимая единица – слово. Почему?
- Какое значение имеет слово как единица языка?
- Что такое “лексическое значение” и какой раздел лингвистики изучает слово и его лексическое значение?
- Какое ещё значение имеет слово “лексика”?
- Скажите, где отражен словарный состав языка и явления речи?
Отвечают на вопросы
Ответы учеников:
- Звук – слово – словосочетание – предложение – текст
-Имеет значение.
-Лексическое, грамматическое
-Лексика
-Словарный состав языка
- Словарный состав языка и языковые явления отражены в различных словарях.
Актуализация знаний
Предположите, сколько единиц включает словарный состав русского языка?
Около 20 миллионов слов. Возможно ли одному человеку знать значения всех слов? Конечно, нет. Как же быть, если встретилось слово, значение которого вы не знаете?
Верно, следует обратиться к словарю. Вот только к какому? Ведь словарей существует великое множество. Уже в древности люди пытались объяснить малопонятные слова и составляли словники, которые называли глоссариями (первые из них относятся к XXV веку до н.э.) А появление словарей в том виде, в котором мы привыкли их видеть, относятся к XVI веку. С тех пор составлено огромное количество самых разных словарей. Составление словарей – очень нелёгкий труд, требующий определённых знаний. Существует целая наука – лексикография. 
Итак, запишите, пожалуйста, тему урока и скажите, каковы наши цели сегодня?
Эпиграфы к занятию:
«Словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова дело плоти, крови и души родимы и человечества» (А. Франс);
«Определите точно каждое СЛОВО, и вы избавитесь от ПОЛОВИНЫ заблуждений» (Декарт).
-Как вы понимаете значения высказываний? Предположения учеников.
Ответы учеников: обратиться к словарю.
Учащиеся записывают тему урока и определяют цели.
Ответы учеников
Слово учителя.
Самыми известными словарями на сегодняшний день являются словарь В.И.Даля и словарь С.И.Ожегова. Вы с ними знакомы и даже не один раз к ним обращались. Обратите свое внимание, пожалуйста, на доску, какие типы словарей вообще существуют.
Презентация «Типы словарей».
А что делать, если словарей в том виде, в котором вы привыкли их видеть, под рукой нет? Верно, следует обратиться к Интернету, потому что в настоящее время мы можем обратиться за помощью к компьютерной лексикографии. А сегодня, я вам предлагаю обратиться к словарям, которые хранятся на сайте Президентской библиотеки. Учащиеся знакомятся с типами словарей.
Работа в группах.
Дальнейшую работу мы организуем по группам – познакомимся с типами словарей, которые находятся на сайте Президентской библиотеки, а нашему знакомству поможет самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми».
- Что это за слово? - Это слово правда. Итак, все о слове правда мы сможем узнать, работая в группах с различными словарями. Задача – узнать всё о слове правда.
Задания для групп размещены на слайде. Приготовить сообщение о словаре, с которым работали, узнать все о слове правда.
Группа – работа с толковым словарем.
http://www.prlib.ru/Lib/Pages/russlang_3-4-2-3.aspx -толковые словари
Группа – работа с толковым словарем живого великого русского языка В. Даля
http://www.prlib.ru/Lib/Pages/russlang_3-4-2-3.aspx -толковые словари
Группа – работа с этимологическим словарем.
http://www.prlib.ru/Lib/Pages/russlang_3-4-2-1.aspx - историко-этимологический словарь
Группа – работа со словарем синонимов
http://www.prlib.ru/Lib/Pages/russlang_3-4-2-9.aspx - другие словари
Группа – работа со словарем антонимов http://www.prlib.ru/Lib/Pages/russlang_3-4-2-9.aspx - другие словари
Группа – работа с терминологическим словарем
http://www.prlib.ru/Lib/Pages/russlang_3-4-2-6.aspx - терминологические словари
Каждая группа в конце урока должна представить результаты своей работы.
Учащиеся работают в группах
Защита проектов Учащиеся рассказывают все, что узнали о слове правда
Рефлексия
- Что сегодня на уроке вам показалось самым важным, полезным?
- Какие умения и навыки развили вы на уроке?