Урок литературного чтения. 4класс И. А. Бунин «Листопад» (отрывок) поавторской программе Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой
Урок литературного чтения. 4класс
И. А. Бунин «Листопад» (отрывок)
Цели:
- познакомить с отрывком из поэмы Бунина «Листопад»;
- провести работу над стихотворением, используя приёмы смыслового чтения;
-продолжать работу над формированием навыка выразительного чтения поэзии;
-содействовать развитию мышления наблюдательности, внимания, привития интереса к предмету;
- постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей;
- обогатить словарный запас учащихся
Планируемые результаты (предметные):
- уметь находить в тексте изобразительные средства и классифицировать их;
- анализировать стихотворение;
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей работы в паре.Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к школе, одноклассникам.
Оборудование: по выбору учителяХод урока:
Организационный момент.
Игра – приветствие «Здравствуйте!»
-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и гостей, пожелаем удачи на уроке.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»
Подготовка к работе на основном этапе.
Речевая разминка
Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.
1) Дыхательная гимнастика.
«Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
«Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.
2) Артикуляционная разминка
«Губы»
- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.
3) Упражнение для дикции.
Муха - горю́ха села на ухо. Слайд 2
- Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.
– Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания
Раздаётся звук ветра.
- Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.
-На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов
-Ветер сорвал листочки и принёс вам на парту. Предлагаю поиграть в игру. Работа в парах. Вспомнить правила. (правила на доске)
-Если работа в паре выполнена нужно дать знак. (дети в паре, соединив руки, поднимают вверх)
“Собери отрывок стихотворения” (предлагаются строки из стихотворений, из которых необходимо собрать авторский вариант, назовите фамилию поэта, затем проверить)
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Фёдор Иванович Тютчев
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Афанасий Афанасьевич Фет
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Евгений Абрамович Баратынский
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Алексей Николаевич Плещеев
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
Иван Саввич Никитин
Проверка. Выставить на доску работы по 1 от 2 вариантов ( 10 парт по 2 одинаковых задания, учитываются возможности)
Вернуть остальные листочки под дерево
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
- Скажите, что общего в этих строфах?
(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине). III Работа по теме урока
Дети, чьё имя осталось на листочке без стихотворения? Зашифровано.
БUУJНVLИRН Слайд 3,4,5
Прочитайте только русские буквы.
Расшифруйте (Бунин)
- А кто назовёт имя и отчество поэта? ( Иван Алексеевич)
- Правильно, вы, наверное, догадались, о ком пойдёт речь?
(сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
- Что вы нового узнали об Иване Алексеевиче?
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
- Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл)
- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.
- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).
- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- В какое время года это происходит? (Осенью).
- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).
- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?
Куда нужно обратиться за помощью? Работа со словарём Ожегова – консультанты.
(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья). Слайд 6
Работа над стихотворением.
- Как же будет называться произведение, с которым мы будем работать, выскажите свои предположения о чём будет ? Прогнозирование содержания по заглавию (составление синквейна)
Листопад. Слайд 7яркий, разноцветный.летает, кружится, падает.В воздухе танцуют листья.Красота!
-На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес.
Словарная работа Слайды 8-11
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки.
Золотой- жёлтый цвет
Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр от этого возникли названия багровый и багряный.
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.
Резьба - Рисунок, вырезанный на твердом материале.
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный - от слова ворожить ( колдовать)
Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса
Прослушайте стихотворение и постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван Бунин.
Читает актёр (слушание аудио приложения)
-Понравилось ли вам стихотворение? (Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение).- Какие картины, образы вы представили себе ярче всего. (Я представил себе лес – терем в своей красоте).
-Совпали наши предположения с содержанием
- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).
- Какие чувства вы испытали?
-Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки? Какое настроение хотел передать нам автор
4. Повторное восприятие
- Прочитайте стихотворение вполголоса и насладитесь красотой и запахом осеннего леса. Подумайте на сколько частей можно его разделить, обсудите в паре. Покажите готовность .5. Чтение по частям с анализом.
I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный).
- Что напомнил осенний лес Бунину? (стену)
-С чем сравнивает Бунин лес? (с теремом)
- Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?
-Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса?
-Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.-Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует такой приём?( сравнение)
- Как называет автор окна? (оконца).
-А какие эпитеты использует автор в создании красоты осеннего леса.
- - Чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
Слайды по 1 части 12-14
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).
- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.
- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине
1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"
2) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"
3) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"
- Какое настроение вызывает у автора эта картина?
Вывод по 1 части.
-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)
- В каком образе предстала Осень? Слайд 15
-А чем же является лес для Осени?
Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».
-Какой приём использует Бунин
( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину)IV Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
II часть со слов «Сегодня на пустой поляне…»
-Предположите куда мы попадём?
-Прочитайте вторую часть.
-Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово"СЕГОДНЯ". Почему?
Прочитайте предложения, в которых оно есть.. -Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится).
-Случайно ли это?
- Какие сравнения использует в этой части автор, чтобы описать осень, найдите и зачитайте.
Сравнения: ткани паутины из серебра, мотылёк точно белый лепесток.
Эпитет: мёртвое молчанье
- Как он пишет о тишине?
-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).
- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).
- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).
-Такой приём в художественной литературе называют
"АЛЛИТЕРАЦИЯ" Слайд 16
- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)
- Как же будете читать эти строчки? Почему?
- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)Показ слайдов по 2 части слайды 17,18
Вывод по 2 части
-Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).
6. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению дома
Нацелить на выразительное чтение.
- Ребята, давайте обсудим, как будем читать 1 часть: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением).
-- Какую половину будем читать тише? Почему?
(Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании. Мы заворожены тишиной и боимся спугнуть мотылька)7. Развитие читательского воображения.
Работа по картине «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана Слайд 19
-Ребята, где можно в зимнее время увидеть деревья в золотом осеннем уборе?
(На картинах художников).
1) -Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан. Художник обострёно чувствовал жизнь природы.
-Давайте рассмотрим знакомую уже нам репродукцию картины, попробуем оказаться внутри неё, вжиться в образный мир природы.
-Ребята, какое настроение вызывает у вас пейзаж? (Радостное,праздничное, немного грустное).
-Какие краски на картине преобладают? (Осень нарядила деревья в пышное золотое платье. Роща пылает кострами берёз. Деревья сливаются друг с другом).- Какое небо у Левитана? (Прозрачное, голубое, чистое, лазоревое, с розовыми облаками).
-Когда бывает такое небо? (В яркий солнечный день).
Рассказ ученика.
Левитан показывает торжество золотой осени. Оранжевым пожаром полыхает листва берез, она первая дает сигнал, что приближается осень. По синему небу медленно проплывают легкие облака. В прозрачном воздухе видны дали, деревенька у самого горизонта. Речка - тихая, "Словно вылитая из синего стекла", вблизи она темно-синяя, а вдали голубая. Тишина. Все залито лучами солнца. Картина светлая, жизнерадостная.
Пока будет звучать музыка, мы настроимся. Положите головы на парты, закройте глаза. Попросим фею Фантазию прилететь к нам. Представьте, что каждый из вас - это осенний листочек. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки, а остальные ещё крепко держатся за веточки. Попробуйте почувствовать то, что чувствуют листочки.
Звучит музыка. Минута релаксации.
- Действительно, левитановская осень и музыка Чайковского – праздник золота и синевы. Грустный праздник красоты: ведь это красота прощания, скоро зима.
ИЛИ
2) Рассмотрите картину И.Левитана под музыку П.И.Чайковского Слайд 19
- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?
-Подберите к ней строчки из стихотворения.
V РЕФЛЕКСИЯ. Слайд 20
Ребята, поделитесь своими впечатлениями от урока.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Расскажите по схеме:
Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
• Я рад…
-Закончите предложение
Я могу похвалить себя и своих одноклассников за…
VI Итог урока.«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…
- Что нового узнали на уроке?
- Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились?
Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?
VII Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения с. 150-151