Планирование элективного курса Теория изобретательских задач
Примерная программа изучения курса ТРИЗ - физика в 7 классе.
Пояснительная записка.
ТРИЗ теория решения изобретательских задач, разрабатываемая Г.С. Альтшуллером с 1946 г. Изобретательство- часть Культуры. Мы не можем передать ребятам все знания, но мы можем научить ТРИЗ, пользуясь которой, они в каждом случае резко увеличат вероятность решения задач: технически, социально, бытовой. ТРИЗ помогает развивать у детей творческие и логические мышления, преодолеть психологическую инерцию, формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике.
Задачи обучения ТРИЗ – физики.
Физика – наука, одна из основных целей которой развивать логическое мышление. ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач) позволяет делать это. Генерация людей – единственный надежный способ не раз спасавший человечество. «Производством» идей занимаются изобретатели: в широком смысле – это люди, создающие новое в любой области жизни общества. Многолетний опыт преподавания ТРИЗ показал возможность резкого повышения творческого потенциала специалистов народного хозяйства – это оказалось, вопреки бытующему и поныне скептису приверженцев «творческого озарения», задачей посильной и вполне осуществимой. Практически любой человек, если он сам того твердо желает, может стать активным новатором, изобретателем, научиться творчески мыслить.
Задачи:
Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, подготовка к сознательному выбору профессии.
Развивать «тризовское» мышление - главная задача курса.
Формирование умений наблюдать и объяснять физические явления.
Основные знания и умения.
Учащимся необходимо знать, что история и человечество - лестница идей, лестница изобретений. Можно ли научиться изобретать?
Судите сами: изобретение это всегда решение задачи. Чтобы уверенно себя чувствовать при решении задач, в ТРИЗ разработан список полей, наиболее часто используемых новаторами. Вот его сокращенный вариант: инерция, давление газа и жидкости (в струе или объеме), колебания, звук, нагревание и охлаждение ( температурное поле), электростатическое, магнитное, радиоволны; свет, запах; силы: тяжести, центробежная, упругости, Архимеда, реактивная.
Правило достройки веполя: если дано вещество, то для управления им надо ввести поле. Если решать задачу не удается – надо посмотреть список типовых полей. Понятия: вещество, поле, веполь, надувание конструкции, пузырьки воздуха, вакуум, магниты, магнитные порошки, люминофоры, фазовые переходы, газ, жидкость, твердое тело.
№
Тема изучаемого материала
Домашние задание
1
Введение, теория ТРИЗ
Записи в тетради
2
От простого к сложному
Записи в тетради
3
Мыслим логически
Записи в тетради
4
Алгоритм решений
Записи в тетради
5
Алгоритм рассуждений
Записи в тетради
6
Что такое переход
Записи в тетради
7
Разовые переходы
Записи в тетради
8
Практические задания «Алгоритм решений»
Задание № 1
9
Ищем недостающее звено
Задание №2
10
Примеры решения задач
Тест № 1
11
Практические задания «Площадь государства»
Контурные карты
12
Решения задач на фазовые переходы
Задача № 4
13
«Расчет площади государств»
Задача № 5
14
Решение изобретательских задач
Тест № 2
15
Комбинированные задания
Тест № 3
16
Решение задач
Тест № 4
17
Лестница изобретений
Задание № 3
18
Найти посредника
Записи в тетради
19
Что такое веполь
Записи в тетради
20
Автограф молнии
Сообщение
21
Будем дробить
Записи в тетради
22
Противоречие - благо
Записи в тетради
23
Разрешение противоречий
Задание № 4
24
Изобретательские ресурсы
Записи в тетради
25
Пружина, которой нет
Записи в тетради
26
Где и когда будет шторм
Записи в тетради
27
Фокусы и ресурсы
Сообщение
28
Главный закон
Записи в тетради
29
Что такое итр
Реферат
30
Не мешай себе и машине
Записи в тетради
31
Не мешай себе и машине
Записи в тетради
32
Решение задач
Тест № 5
33
Повторительно –обобщающее занятие по курсу
34
Повторительно –обобщающее занятие по курсу
Учащимся необходимо уметь применять закон идеальности: разумно создавать технику не наугад, а наиболее простым способом за счет Ресурсов.
15