Конспект урока по информатике для 9 класса Двоичная система счисления 
Урок по информатике для 9 класса
Разработал: учитель информатики
МБОУ «СОШ №49» Токарева Т.А.
Тема урока: двоичная система счисления
Цель урока: введение понятия двоичной системы счисления. Научить правилам перевода чисел из десятичной в двоичную и обратно, выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления.
Задачи урока:
Образовательные: систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления»;
научить учащихся использовать рациональные методы перевода чисел между
системами счисления.
Развивающие: развитие познавательного интереса, речи, внимания, памяти учащихся; мышления формирование навыков логического мышления учащихся при решении задач; (вывод, анализ,
обобщение, выделение главного).
Воспитательные: формировать навык самостоятельной работы; формировать интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся знают: понятия двоичной и десятичной системы счисления;
умеют: переводить числа из десятичной системы в двоичную и обратно.
Оборудование урока: компьютерный класс, проектор, ресурсы Интернет, презентация 
 Объяснение материала используя презентацию «Двоичная система счисления».
Этап занятия
Время
Цель 
Содержание деятельности преподавателя
Деятельность учащихся
Методы и приемы обучения
Организационный момент
2 мин.
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Словесные, наглядные. Запись на доске цели и плана урока; сообщение дежурного о готовности группы
Подготовка к усвоению нового материала
2 мин
Заинтересовать учащихся к изучению темы
Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала, показать чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть
Слушают цели и задачи урока.
Осознают цель урока.
Словесные, наглядные.
Изучение нового материала
15 мин
Добиться глубокого усвоения понятий системы счисления, перевод из одной системы счисления в десятичную через совместную деятельность всех участников урока, используя средства ИКТ и ЦОР
Дать учащимся конкретные представления о двоичной системе счисления. Добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.
Объяснение материала
 используя презентацию
 «Двоичная система
 счисления».
Слушают учителя, записывают в тетрадь основные понятия.
Просматривают презентацию.
Словесные наглядные. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала.
Запись в
тетрадях формулировок, опорных пунктов плана.
Физическая разминка
2 мин
Снять физическое напряжение, активизировать мыслительную деятельность
Предлагает учащимся провести физкультминутку для глаз.
Выполняют задания
Закрепление нового материала
20 мин
Самостоятельная работа учащихся за компьютером используя ЦОР. Обсудить, проанализировать и решить задания по изученной теме
Закрепить с учащимися те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
Рассаживаются за компьютеры (включены заранее).
Работают с ЦОР. Анализируют полученную на уроке информацию и применяют ее для решения поставленных задач.
Озвучивают свой выбор перед одноклассниками, комментируют при необходимости, участвуют в обсуждении работы других групп. Проводят самопроверку.
Практические, наглядные.
Постановка домашнего задания
2 мин
Закрепить новые знания, перенести полученные знания для решения нестандартной задачи
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.
Объясняет учащимся домашнее задание
Словесные, наглядные
Подведение итогов урока
2 мин
Оценить свою активность и качество работы на уроке как индивидуально, так и в группе; сопоставить результаты собственной деятельности с целями урока
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, объясняет процедуру проведения.
Словесные
-Компьютер работает с числами в двоичной системе.
 Объяснение материала используя презентацию «Двоичная система счисления».
Слайд 1.
Системой счисления называют правила записи чисел и связанные с ними способы выполнения вычислений.
Слайд 2.
Система счисления, к которой мы все привыкли, называется десятичной. Объясняется это тем, что в ней используется десять цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.  Число цифр определяет основание системы счисления. Если число цифр - десять, то основание системы счисления равно десяти.
Слайд 3.
Для обозначения цифр в двоичной системе используют цифры 0 и 1. Основание равно двум.
Слайд 4.
Каждому числу в десятичной системе приводится в соответствие двоичное число:
Слайд 5.
Для перевода чисел из десятичной системы в двоичную можно воспользоваться следующим алгоритмом (деление уголком) :
Данное десятичное число делим на два.
Полученный остаток – это младший разряд искомого числа.
Полученное частное снова делим на два,
Полученный при этом остаток  – это следующий разряд искомого числа.
Так продолжается до тех пор, пока частное не окажется меньше двойки (основания системы).
Это частное – старшая цифра искомого числа.
Пример 1.
Число 54 из десятичной перевести в двоичную. Пример перевода «делением уголком» даётся на лайде.
Слайд 6.
И так 54 в десятичной системе будет равен числу 110110 в двоичной системе.
Правильная запись 5410 = 1101102.
Первичное закрепление материала. Самостоятельно выполнить примеры: Записать числа 7510,  8010 в двоичной системе счисления. Ответы  на слайдах.
75
2
74
37
2
1
36
18
2
1
18
9
2
0
8
4
2
Слайд 7.
Слайд 8.
Перевод из двоичной системы счисления в десятичную.
А теперь выполните перевод 10100002 
·X10 , используя целые степени числа 2. Ответ на слайде.
Слайд 9.
Физкультминутка.
 Упражнения для глаз.
1.Поморгать, не  напрягая  глазные  мышцы, на  счет 10-15.
2.Не поворачивая головы (голова прямо) с  закрытыми  глазами  посмотреть  направо на  счет  1-4, затем  налево  на  счет  1-4  и  прямо  на  счет  1-6. Поднять  глаза  вверх   на счет  1-4, опустить  вниз  на счет  1-4  и  перевести  взгляд  прямо  на  счет 1-6.
Повторить  4-5 раз.
3.Посмотреть на  указательный  палец, удаленный  от  глаз  на  расстоянии  25-30 см.  на  счет  1-4, затем  перевести  взор  вдаль  на  счет 1-6.
Повторить  4-5 раз.
4.В среднем темпе  проделать  3-4  круговых  движения  в  правую  сторону, столько  же  в  левую  сторону  и,  расслабив   глазные  мышцы, посмотреть  вдаль  на  счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
Закрепление нового материала.
 Работа с цифровыми образовательными ресурсами федерального центра. (fcior.edu.ru)
В этом модуле учащиеся познакомятся с двоичной системой счисления. Узнают, как переводить числа из двоичной системы в десятичную и обратно.
Кадр 1.
Кадр 2.
Кадр 3.  Перевод чисел из десятичной системы в двоичную.
Кадр 4.  Перевод чисел из двоичной системы в десятичную.
Кадр 5.  Схема Горнера.
Кадр 6.  Проверка знаний.
Кадр 7.   Проверка знаний.
Постановка домашнего задания. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы. Параграф 16. Задания 2,3,4.
Подведение итогов урока. Анализ и оценка успешности достижения цели. Наметить перспективу на будущее.
Оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставления отметок, замечания по уроку.
Пример 2
1
4
0
2	2
2	1
0
7510 = 10010112