Информация. Единицы измерения информации».

Конспект урока информатики по ФГОС в 8 классе
Учитель: Адиулова Н.А. (МОУ СОШ № 13 г. Егорьевск)
Тема урока «Информация. Единицы измерения информации».
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:
Личностные: развитие самостоятельности мышления, познавательных интересов учащихся, креативность мышления, инициативу, находчивость, воспитание точности и аккуратности.
Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать индивидуально и в паре.
Предметные: ввести понятие «количество информации», устанавливать взаимосвязь между данными единицами измерения информации, научить находить количество информации (вес одного символа , информационный объем), умение работать с информацией (анализировать, извлекать необходимую информацию), умение создавать опорный конспект в тетрадях.

Планируемые результаты:
Личностные: выражение своих мыслей и аргументов, желание выполнять учебные действия, уважение иного мнения
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, уметь анализировать, синтезировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Регулятивные: определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя, соотнести результат с целью и оценить его, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ресурсы урока:
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

Технологическая карта урока
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия

Организационный момент
1-2 мин
Приветствие. Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя.
Приветствие. Подготовка к работе.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.


Проверка выполнения домашнего задания.
6 мин
Устный опрос.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

- Определение понятия информации
- Перечислить свойства информации
- Назвать виды информации

На дом учащимся было задано создать на листе модель Фрейер (сингапурская структура) по понятию информация (1 работа должна быть представлена от 2-х учащихся)
Отвечают на поставленные вопросы.









Представление модели Фрейр. Защита своей работы (работа в паре).
Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.








Учет разных мнений.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
2-3 мин
Выявление уровня знаний.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логический анализ сложившейся ситуации с целью определения выхода из неё.

Постановка учебной задачи
2-3 мин
Организует работу по целеполаганию и мотивации.

Постановка проблемы:
Как представляется информация в компьютере?
Формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование

«Открытие» учащимися новых знаний

12-14 мин
После работы с дополнительными источниками организует обсуждение прочитанного материала. Фронтальный опрос по вопросам для закрепления теоретического материала.

Работа по слайдам презентации.
Производят поиск необходимой информации из дополнительных источников; записывают в тетрадь необходимые данные, взаимосвязь между единицами измерения информации, участвуют в фронтальном опросе.
Опорный конспект в тетрадях учащихся:

Информация в ПК представляется в виде символов. Символ в компьютере – это любая буква, цифра, знак препинания, математический знак, специальный символ. В общем, все, что можно ввести с клавиатуры.
Но компьютер «не понимает» человеческий язык. Поэтому каждый символ кодируется. ПК «понимает» только нули и единички – с помощью них и представляется информация в компьютере. Эти «нули и единички» называются битом. 
Бит может принимать одно из двух значений – 0 или 1. Восьми таких бит достаточно, чтобы придать уникальность любому символу, а таких последовательностей, состоящих из 8 бит, может быть 256, что достаточно, чтобы отобразить любой символ. Поэтому – 1 символ = 8 битам. Но информацию не считают не в символах не в битах.
 
Байт – это единица измерения информации.
1 байт = 8 бит
1 Килобайт = 1024 байта
1 Мегабайт = 1024 Кбайт
1 Гигабайт = 1024 Мбайт
1 Терабайт = 1024 Гбайт



Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации;.

Первичное закрепление

3-4 мин
1) Решить задачи:
В каком соотношении находятся следующие единицы измерения информации: килобайт, байт, бит?


2) Определите информационный объем сообщения ИНФОРМАТИКА.
Ответ выразите его в битах и байтах.

Решают предложенную задачу,
участвуют в устном счете.

1) 1 килобайт=1024 байт=2^10 байта = 2^13 бит.


2) «Вес» одного символа – 1 байт.
В слове ИНФОРМАТИКА – 11 символов. Значит объем равен 11 байт (либо 88 бит).
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Закрепление знаний и способов действий.

10-12 мин
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.
(Слайд презентации)
Организация самопроверки
(Слайд презентации).

Выполнение самостоятельной работы в тетрадях. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.

Информация о домашнем задании
2 мин
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Домашнее задание:
-параграф
-опорный конспект в тетрадях.
Карточки с заданиями:
«В каком соотношении находятся следующие единицы измерения информации: бит, байт, килобайт?
-Придумать 2 задачи и решить их на нахождение информационного объема высказывания (связь с литературой).


Усваивают объяснения учителя. Записывают задание в дневник.









Рефлексия деятельности.

Подведение итогов урока.
2 мин
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Осуществляют самооценку собственной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: оценка, самооценка.

Самостоятельная работа:
Вариант 1.
Ответить на вопросы и решить предложенные задачи:
Буква, цифра, знак препинания  - это .
Чему равны 1024 Кбайт?
Как называется наименьшая единица измерения информации?
Любое сообщение – это .
Сколько байт в слове ИНФОРМАЦИЯ.
Чему равен информационный объем сообщения «Я изучаю информатику»? Ответ выразите в битах и байтах.


Вариант 2.

Ответить на вопросы и решить предложенные задачи:
Сколько «весит» один символ компьютерного алфавита?
Чему равны 1024 Мбайт.
Количество символов в алфавите - это ..
Текст – это .
Сколько байт в слове МАТЕМАТИКА.
Чему равен информационный объем сообщения «В синем небе звезды блещут»? Ответ выразите в битах и байтах.








Заголовок 215