Кружок по развитию речи в средней группе Солнечные лучики 
Пояснительная записка.
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения  родному языку в начальной,  а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном  возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
-  развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
-  обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
-   развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
-  развивать артикуляционный аппарат;
-  совершенствовать интонационную выразительность  речи;
- способствовать развитию графических навыков,
-  формировать навыки самоконтроля и самооценки,
-  развивать мелкую моторику;
-  воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец педагога. 
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и  на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Расписание занятий: 
четверг - 15.30 –15.50 
 Используемая литература: 
Календарно- тематическое планирование
 Сентябрь 
Лисичка со скалочкой 
Продолжать учить детей внимательно слушать сказки; учить детей отвечать на вопросы, пополнять словарный запас; развивать внимание, память; индивидуальная работа; воспитывать интерес и любовь к сказкам. 
 2 Игрушки 
Учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Индивидуальная работа. 
3 Что такое хорошо и что такое плохо.
 Познакомить детей с новым лит.произведением. Учить отвечать на вопросы. Использовать в речи слова-антонимы. Развивать внимание, память, мышление.  Воспитывать нравственно- эстетические чувства в общении.  Индивидуальная работа. 
Осенние цветы.
Знакомить детей с растениями цветника. Активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание, память, мышление. Индивидуальная работа.
Октябрь
О хлебе. 
Продолжать знакомить детей с хлебом и х/б изделиями. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память. Индивидуальная работа. Воспитывать бережное отношение к хлебу.  
Дикие животные. 
Расширять представления о жизни диких животных. Упражнять детей в составлении рассказа по картинке. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к жизни диких животных. Индивидуальная работа. 
Федорино горе. 
Познакомить детей с новым лит.произведением. Учить участвовать в беседе. Развивать внимание, память, мышление чувство юмора.  Воспитывать нравственные качества личности. Индивидуальная работа. 
Овощи.
Продолжать учить различать и называть овощи. Активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения. Индивидуальная работа. 
Ноябрь
1.Автомобили .Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, мышление. Индивидуальная работа. Воспитывать интерес к разным видам транспорта, к профессиям людей. 
Домашние животные.
Учить рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по ее фрагментам. Активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к природе. Индивидуальная работа. 
Почему ноябрь пегий.  
Познакомить детей с новым лит.произведением. Учить участвовать в беседе. Развивать внимание, память, мышление чувство юмора. Воспитывать интерес к природе. Индивидуальная работа. 
Научу обуваться и братца.  
Продолжать знакомить детей с предметами дом.обихода. Формирование словаря. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к обуви. Индивидуальная работа. 
Декабрь
Самоделкин пришел в гости. 
Расширять представление деталях  предмета, их кач-ве, cвойствах, назначении. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, умение описывать предмет. Индивидуальная работа. Воспитывать интерес к окр.миру. 
Таня не боится мороза. 
Учить рассматривать картину. Упражнять детей в составлении рассказа по картинке. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к природе. Индивидуальная работа. 
 3. Скоро Новый год. 
Познакомить детей с новыми новогодними сказками. Учить отвечать на вопросы. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Индивидуальная работа. 
4.Письмо Деду Морозу. 
Продолжать знакомить детей с профессией почтальона. Активизировать словарь. Развивать внимание, память, мышление. Развивать познавательные интересы. Индивидуальная работа. 
Январь
Моя любимая игрушка. 
Учить детей описывать предмет по памяти. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, мышление. Индивидуальная работа. Воспитывать любовь к игрушкам. 
 2. Зимующие птицы
 Учить рассматривать картину, понимать ее содержание, рассказывать по ее фрагментам. Активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к природе, любовь к птицам. Индивидуальная работа. 
Лесная газета. 
Закрепить знания детей о жизни зверей зимой. Учить участвовать в беседе. Развивать внимание, память, мышление чувство юмора. Воспитывать любовь к природе.  Индивидуальная работа.  
Чем пахнут ремесла?  Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к разным профессиям. Индивидуальная работа. 
Февраль
Дядя Степа. 
Продолжать учить детей внимательно слушать сказки. Учить детей отвечать на вопросы, пополнять словарный запас. Развивать внимание, память. Индивидуальная работа. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. 
Военная техника. 
Учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к военной технике, к военным. Индивидуальная работа.  
Лошадь с жеребенком .Продолжать знакомить детей с дом.животными. Учить отвечать на вопросы. Использовать в речи слова-антонимы.  Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес и любовь к дом.животным. Индивидуальная работа. 
Мое любимое домашнее животное.
Учить детей составлять рассказы из личного опыта, по памяти. Активизировать словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес и любовь к дом.животным. Индивидуальная работа 
Март
Давайте искать весну. 
Продолжать учить детей внимательно слушать лит.произведения. Учить детей отвечать на вопросы, пополнять словарный запас. Развивать внимание, память. Индивидуальная работа. Воспитывать интерес к явлениям природы, желание их наблюдать. 
Предметы быта.
Учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающим предметам. Индивидуальная работа. 
 3. Приход весны. 
Дать представление о том, что растениям для роста нужна земля, вода, свет, тепло; мышление. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, величины, цвета. Воспитывать интерес к растениям. Индивидуальная работа. 
 4. Детский сад 
Продолжить знакомить детей с профессиями людей, работающих в д/с. Активизировать словарь. Развивать внимание, память, мышление. Формировать интерес к людям разных профессий. Индивидуальная работа 
Апрель
1. Почему Тюпа не ловит птиц.
 Познакомить детей с новым рассказом. Учить детей отвечать на вопросы, пополнять словарный запас. Развивать внимание, память. Индивидуальная работа. Воспитывать интерес к дом.животным. 
2.Петрушка – спортсмен. 
Учить детей рассматривать предметы, рассказывать о них. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать интерес к спорту, заниматься им. Индивидуальная работа.  
3.Дикие животные.
Продолжать знакомить детей с дик.животными .Учить отвечать на вопросы. Пополнить природоведческий словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к животным разных стран.  Индивидуальная работа. 
4.Моя улица.  
Знакомить детей с предметами ближнего окружения.Активизировать словарь. Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к предметами ближнего окружения. Индивидуальная работа. 
МАЙ
О родине. 
Знакомить детей с понятием Родина через худ.произведения. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать разговор. Развивать внимание, память. Индивидуальная работа; -Воспитывать любовь к Родине. 
 2. Моя семья.-Учить детей составлять небольшие рассказы. Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать эстетические чувства. Индивидуальная работа. 
3. Мой детский сад.-Учить составлять рассказы о работниках д/с, ребятах. Развивать внимание, память. Воспитывать познавательные интересы. Индивидуальная работа. 
 4. Итоговое занятие. Закрепление пройденного.