Методическая статья«Педагогика сотрудничества как основа становления классного коллектива»


Педагогика сотрудничества как основа становления классного коллектива
В современном обществе происходит множество изменений во всех сферах нашей жизни. Происходят такие изменения  и в системе общего образования. Появляются новые подходы к обучению и воспитанию, актуализируются основные направления развития. Одной из актуальных образовательных технологий в настоящее время является педагогика сотрудничества.
Интерес к этой теме обусловлен тем что, являясь одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов XX века, она  вызвала  к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Стоит отметить, что обучение в сотрудничестве имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения: развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются хорошие результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами [3, С 69].
Данной теме было посвящено значительное число публикаций. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.  В разрезе  современной  «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Известно, что важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты воздействия определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.
В условиях современной школы главная цель обучения в сотрудничестве – это пробуждение внутренних сил и способностей учеников, использование всех имеющихся возможностей детей в целях всестороннего развития их личности [2, с 24-25].
В плане воспитания технология сотрудничества актуализирует личность ребенка, формируя в ней общечеловеческие ценности, развивая творческие способности, так строится на современных образовательных тенденциях:
         обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
         идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
         происходит вариативность и дифференциация обучения;
         используется положительная стимуляция ученья [4]
 В задачу данной публикации входит раскрытие основной идеи обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе [3, С 27]! Для меня, как для молодого педагога,  эта идея является основополагающей, так как  стаж работы у меня невелик и классным руководителем я  являюсь впервые. Чем старше становится наш коллектив, тем больше у меня появляется опыта работы с детьми различных возрастных групп. Это очень помогает мне и  в основной  моей деятельности учителя иностранных языков. Работая вместе  мы с ребятами учимся находить общие пути решения различных  ситуаций, учимся слушать и слышать друг друга, так как каждый учащийся нашего класса – это личность. Личности разные, иногда своеобразные, со своими интересами и внутренним миром, со своим принятием или неприятием всех моих начинаний, со своей позицией и взглядами на все, что происходит вокруг.
 Как уже было сказано, работа с детьми носит комплексный характер,  она строится на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, педагога-организатора, социального педагога и администрации школы. В планировании совместной деятельности мы  ориентируемся на следующие принципы:
Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.
Принцип целостности воспитывающей среды, взаимодействия природных, социальных и культурных процессов, традиций в семье, школе, городе, стране.
Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей.
Принцип управляемости и целенаправленности.
Ниже, нами будет рассмотрены основные формы работы с детьми и родителями.
 Основной формой взаимодействия с родителями являются родительские собрания. Их проводим  раз в четверть или  чаще, по мере необходимости. На первом собрании в новом учебном году обговариваем с родителями состав родительского комитета. Помощь родительского комитета в организации и проведении мероприятий как классного, школьного, так и, конечно,  городского уровня очень значительна и неоценима.  По решению классного комитета некоторые родители осуществляют сопровождение неблагополучных или, так называемых, «проблемных» детей нашего класса. Особо значима эта мера была в 5 классе, когда у ребят  происходила адаптация в среднем звене.
Если у того или иного учащегося нашего класса возникают проблемы или недопонимание в коллективе, проводим перекрестные беседы  с родителями и учениками. В этом случае получается ответить на большинство возникших вопросов.
Помимо вышеупомянутых форм работы с родителями привлекаем их к совместным походам,  организациям экскурсий,  производим  с ними посещение на дому отдельных учащихся.
Виды и формы работы с детьми по формированию и гармоничному развитию коллектива в соответствии с учебными и воспитательными  целями школы представлены различными мероприятиями: коллективными творческими делами, экскурсиями, поездками, походами, классными часами, конкурсными программами, профилактической работой с неуспевающими учениками и учениками, имеющими социальные трудности адаптации в обществе.
Свою воспитательную работу мы  проводим совместно с детскими и юношескими организациями, спортклубами. Внеурочная занятость учеников нашего класса составляет  90%.  Важно заметить, что круг интересов ребят разнообразен: они занимаются в  спортивных  секциях, вокальных кружках, посещают музыкальную и художественную школы. Наш класс уже четвертый  год сотрудничает со станцией юных туристов. Новые знания и  их апробация происходят непосредственно в походе выходного дня и на соревнованиях. Мы также периодически посещаем «Центр экологического воспитания детей»,  где за играми пополняем свои знания о животных и растениях.
В организации внеурочной  работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях  наш класс активно взаимодействует  с педагогом-организатором и  школьным  творческим объединением «Друзья хорошего настроения». Мы считаем, что сотрудничество в этой области способствует реализации творческого потенциала ребят.
Проводить коррекционную работу с учащимися нам помогают на школьном уровне социальный педагог и завучи, на городском уровне положительное влияние оказывает городская служба психологической помощи.
            Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива, безусловно,  является организация самоуправления в классе и воспитание актива.
Самоуправление – действие детей, осуществляемое самостоятельно или совместно с  взрослыми членами классного сообщества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения одноклассников.
 Цель самоуправления: содействовать развитию ребёнка; организовать эффективное функционирование учебной группы; формировать у учащихся готовность и способность выполнять систему социальных ролей [1, с 43].
Реализуя цели и задачи воспитания, мы организуем работу самоуправления по следующим направлениям: учебно-познавательная,  трудовая, общественная, спортивно-оздоровительная и художественно-эстетическая  деятельность. На первоначальном этапе становления нашего коллектива роли распределялись на основе информации об  особенностях детей, их интересах, полученной от классного руководителя начальной школы. Сейчас актив сформирован и  относительно стабилен,   но, учитывая пожелания учеников, мы можем вносить изменения в состав групп.
Весьма важно подчеркнуть, что мы живем в современном обществе и просто не можем обойтись без различных новшеств. Помимо использования обычных форм работы, информационная поддержка родителей и детей  осуществляется при помощи использования современных интернет-технологий, таких как, применение программы «Net – Город Стрежевой», сайта  нашего класса «lanna.ucoz.ru» и социальной сети «vk.com», где ребята создали группу нашего класса. Здесь можно посмотреть фотоотчеты с мероприятий, поговорить на разные темы и уточнить расписание уроков.
 Итак, резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что педагогика сотрудничества – это  не только плодотворное общение педагогов друг с другом, сотрудничество учителей со своими учениками, но и сотрудничество детей между собой, которым пронизаны уроки и внеклассная деятельность. Следовательно, мы приходим к выводу, что очень важно, чтобы ученики перенимали и переносили образцы общения с учителями, уважали мнение и точку зрения другого и, работая в коллективе, чувствовали, что являются его частью.
В заключение отметим, что результатом нашей совместной работы с коллективом педагогов, родителей и воспитанников  3,5 года является участие и победа в таких конкурсах и акциях городского и школьного уровней, как: «Быть здоровым – здорово!»,  «Смотр строя и песни»,  «Солдатский платок», «Шахматный турнир», конкурс правил дорожного движения «Вираж», викторина ко Дню космонавтики, проект «Красный галстук моей семьи», «Президентские состязания» и во многих других. Следовательно, предполагаемый способ воздействия на учащихся, с активным вовлечением всех социальных институтов в процесс обучения и воспитания  позволяет повысить уровень интеллектуального, физического  и социо-культурного развития ребят.
 
Список использованных источников и  литературы
 
1.      Вавуло, В.В., Крючкова, О.В., Хаткевич, О.А. Самоуправление в школе. – Минск,      2002. - 240 с.
2.      Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации  педагогических  кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
3.       Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.  – 256 с.
4.      Образовательный портал «Para.by»: http://para.by/articles/text/pedagogika-sotrudnichestva1