Выступление на м.о Технология оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся.


Технология оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся.
Здоровье человека (ребенка) – тема актуальная во все времена и у всех народов. Здоровье детей, школьников вызывает тревогу у всех специалистов. Здоровье ребенка и развитие его определяется средой, в которой он живет. Среда – это система образования. Это тот возраст 6–17 лет где происходят наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю жизнь. Факторами риска, которые влияют на здоровье нашего ребенка, являются:
а) внешние факторы (за пределами школы)
– экология;
– интернат и микроклимат в нем;
– наследственность.
Недостаточная грамотность в вопросах сохранения здоровья детей:
– вредные привычки;
– питание;
– здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (школа – интернат)
– стрессовая педагогическая тактика;
– несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ученика;
– несоблюдение физиологических и гигиенических требований и организации учебного процесса; – интенсификация учебного процесс
– неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
– отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у ученика стрессовые перегрузки, что влечет за собой к поломке механизмов саморегуляции и способствуют развитию хронических заболеваний. Анализ школьных факторов риска показывает, что проблемы создаются и решаются в ходе практической работы педагога, то есть связано с его профессиональной деятельностью. Педагог главный хранитель здоровья ученика в школе. Ребенок мало двигается, а поэтому физическая культура, здоровый образ жизни и занятия спортом должны стать надежной защитой, способной помочь детям (ученикам) адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке.
Сформировать необходимо у каждого ребенка ответственность за свое здоровье.
Здоровье + Физическое развитие = ЗНАНИЯ.
Наша гимназия – это большая семья, где думают о ребенке и любят его.
– использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекции в соответствии с имеющими данными.
– Учет особенностей возрастного развития ученика и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности.
Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в процессе реализации технологии.
Перед педагогом встает задача качественного обучения предмету, а для этого необходима мотивация ученика. Для решения этой задачи могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Применяются в основном три основных группы:
– технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
– технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащегося;
– разнообразные психолого – педагогические технологии, используемые и во внеклассной деятельности педагогами и воспитателями.
Критерии здоровьесбережения:
– обстановка и гигиенические условия спортивных объектов (в классе, школе);
– количество видов учебной деятельности;
– средняя продолжительность и частота чередований видов деятельности;
– место и длительность применения ТСО;
– поза ученика и чередование позы;
– наличие мотивации деятельности учащегося на уроках;
– эмоциональные разрядки на уроках;
– момент наступления утомления и снижения учебной активности;
– темп окончания урока.
Характеристика;
– температура и свежесть воздуха, освещение помещения;
– виды учебной деятельности;
– виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельный, практический;
– метод свободного выбора;
– активные методы;
– умение использовать ТСО (при дискуссии, беседе, обсуждении);
– правильная посадка, осанка;
– физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
– внешняя мотивация (похвала, поддержка, соревновательный момент);
– взаимоотношение на уроке: учитель – ученик – сотрудничество, ученик – ученик – сотрудничество;
– шутка, улыбка, юмор, поговорка.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности ученика – воспитанника.
От правильной организации урока, уровня его рациональности зависит функциональное состояние ученика в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Существуют правила:
Правило № 1. Правильная организация урока (интерес, мотивация).
Научить ученика учиться. “Губит здоровье тоска зеленая” – И.Я.ГальперинПравило № 2. Использование каналов восприятия (ясные и четкие инструкции) изложение информации линейное (от части к целому) связь информации с практикой.
Правило № 3. Учет зоны работоспособности учащегося.
Работоспособность зависит от возрастных особенностей детей.
Правило № 4. Распределение интенсивности умственной и физической деятельности:
5–20 минут – 80%
20–30 минут – 60 – 40%
30–40 минут – 10%
Утомление наступает к концу учебного дня; недели; окончание четверти; учебного года.
Выводы: Снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.
Создание благоприятного психологического климата на уроках.
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт ученика во время урока.
С одной стороны решается задача предупреждения утомления, с другой – появляется стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка (ученика). Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ученика выразить свою точку зрения. Тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка (ученика). Учащиеся входят в класс (спортивный зал, трудовые кабинеты) не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что– то не смог выполнить. Более того отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается и приводит к более качественному усвоению знаний, к более высоким результатам.
Активное участие психологов в общеобразовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно - воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.
Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья педагога и ученика.
Таким образом, “здоровьесберегающие технологии” – это образовательные технологии.
Использования на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся. Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранить и укрепить здоровье ученика?
С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включают в урок физкультминутки, вводят искусствоведческий материал, используется эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, переключение и перевод к новым видам деятельности.
Решая проблему Гиподинамики и снижения интеллектуальной активности учеников в течение урока, необходимо следить за посадкой ученика; проводить психо-физические паузы, зарядку для глаз, проводить свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу.
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, карточки, учебные пособия. Приезд после соревнований – показ видеозаписи всей школьной детворе.
Ведется тестирование всех видов спортивной деятельности. Через тестирование ведется динамика уровня физического развития.
Учащиеся сами следят за своими спортивными достижениями.
С целью укрепления психологического здоровья учеников важно добиться на уроках благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся;
Избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; разрешается пользоваться конспектом, составленным в тетради, доступность и преемственность информации, использования наглядности, установление межпредметных связей.
Создание и соблюдение санитарно-гигиенических требования и организации учебно- воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в учебных кабинетах в соответствии нормами СанПиНа.
Укрепление здоровья учащихся вести во внеурочное время: Уроки Здоровья; Дни Здоровья, спортивные праздники, “ Веселые старты”, соревнования между классами.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае мы можем надеяться, что будущее поколение будет более здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически.Физическое здоровье моих учеников складывается из их активного занятия различными видами спорта, стремления добиться лучших результатов, отказываясь от вредных привычек, заинтересованности в своем физическом и духовном здоровье.
Комплексная программа открывает широкий простор для творчества педагога, что обеспечивает условия для того, чтобы каждый воспитанник овладел жизненно важными и необходимыми знаниями, навыками и умениями, научился самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Но, все же, главное – это индивидуальный подход к каждому ученику, ребенку. Главное – не подгонять всех под единые требования, необходимо обратить внимание на личность каждого ученика, его склонности и способности, природные задатки.
Для воспитания интереса у учащихся к физическим занятиям, используется максимальное разнообразие форм, методов и средств физического воспитания. Все уроки физической культуры переплетаются с физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня. Основная роль физкультурно-оздоровительной работы заключается в содействии нормальному физическому развитию организма подростка. Физкультминутки, физкультпаузы – эти мероприятия способствуют активизации двигательного режима в течение учебного дня, укреплению здоровья, улучшению физического развития, овладению навыками самостоятельных занятий физической культурой.
Одной из важных форм физкультурно-оздоровительной работы является организация внеурочных спортивно – массовых мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, с активным участием всех учащихся.
Это спортивные праздники, различные турниры (футбол, баскетбол, шашки, настольный теннис), Дни Здоровья (осенью и весной), участие в городских, районных, областных спартакиадах, соревнованиях, первенствах. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся только тогда может считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
С точки зрения пользы для здоровья учащегося наиболее продуктивными оказываются технологии, способные:
опираться на комплексный характер здоровья;
принимать во внимание наибольшее число факторов, оказывающих влияние на здоровье;
учитывать возрастные и индивидуальные особенности;
обеспечивать принятие целей и содержания политики учреждения в области укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;
контролировать соблюдение правил, которые несут в себе здравоохранительное и профилактическое содержание (правило не употреблять психоактивные вещества в школе, не курить, не злоупотреблять алкоголем и т. д.);
постоянно улучшать санитарно-гигиенические условия школы, материально-техническую и учебную базу, социально-психологический климат в коллективе согласно требованиям современности;
вовлекать учащихся в планирование деятельности и анализ результатов проделанной работы;
формировать положительное отношение учащихся к образовательному учреждению, благоприятный климат внутри педагогического и ученического коллективов, в отношениях педагогов и учащихся;
обосновывать условия последовательности и преемственности в реализации технологии;
осуществлять периодическую оценку эффективности технологии;
привлекать родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья учеников;
практиковать личностно-ориентированный стиль преподавания и отношений с детьми;
взаимодействовать со средствами массовой информации — освещать работы образовательных учреждений по воспитанию культуры здоровья;
проектировать образовательную среду, обеспечивающую безопасные, комфортные условия жизнедеятельности и др.
Как показывают исследования, эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с повышением включенности учащегося в здоровьесберегающий образовательный процесс, формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшнем образовании может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами — планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья:
Здоровьесберегающие — создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка.
Оздоровительные — технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкотерапия.
Некоторые методы (фитотерапия, гимнастика) в зависимости от характера воздействия и способов применения, категорий учащихся могут использоваться в рамках как здоровьесберегающих технологий, так и оздоровительных.
Технологии обучения здоровью — гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др.), профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание. Такие технологии реализуются путем включения соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла («Основы безопасности жизнедеятельности », «Биология», «Граждановедение» и др.), введения в «вариативную» часть базисного учебного плана новых предметов («Расти здоровым», «Твое здоровье», «Педагогика здоровья» и др.), организации факультативного обучения и дополнительного образования.
Воспитание культуры здоровья — воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание. Осуществляется через факультативные занятия по развитию личности учащихся (воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения), внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы, реализацию детских и молодежных проектов, волонтерское движение.
Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии обучения должны обеспечить возможность сохранения здоровья учащихся за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.