Обобщение опыта преподавания ОРКСЭ
С этого года в школе стал преподаваться курс «Основы религиозных культур и светской этики». Введение этого курса в учебный план является актуальным, так как программа курса « Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер, знакомящий школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Считаю, что именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, уважения к человеку, достоинства и вырабатывается нравственный иммунитет.
Введение курса вызвало опасения со стороны родителей. Не все понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. Приходилось проводить просветительско-разъяснительную работу с родителями. Родители получили возможность познакомиться с учебниками, по которым обучаются дети.
Но тем не менее, я столкнулась с рядом проблем. В книге для учителя мало материала, непосредственно направляющего к разработкам уроков. Методическое сопровождение недостаточное. Приходиться использовать различные справочники, энциклопедии, что отнимает очень много времени.
Вместе с тем хорошую помощь и поддержку при подготовке к урокам оказывают материалы, размещенные на интернет-сайтах.
Существует проблема в отборе содержания. Цели и задачи, поставленные в рамках курса, на мой взгляд, не достижимы за короткое время в пределах одного модуля, ведь у нас, преподавателей, нет за плечами достаточного опыта в данной области. К тому же сформировать целую мировоззренческую систему ценностей всего за 34 часа у учащихся 4 классов невозможно. Эта работа более длительная, она будет продолжена и в среднем, и в старшем звене. Поэтому перед собой следует ставить более реальные цели - заложить основы для этого.
Мною были поставлены следующие задачи: дать первичное представление о добре и зле; сформировать умение анализировать свои и чужие поступки; открыто высказывать свое мнение, уважать мнение одноклассников.
В своей работе, решая поставленные задачи, я использовала разнообразные формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволило сделать каждое занятие особенным, интересным. Широко применялись методы проблемного и интерактивного обучения, организация практической работы. Применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, современные формы и приемы обучения, физкультминутки.
Мои основные принципы в преподавании данного курса следующие:
в центре обсуждения должна быть понятная проблемная ситуация;
высказываться может каждый;
нет неправильных мнений;
надо показывать свою точку зрения;
в ходе обсуждения ребенок имеет право поменять свою точку зрения.
Я считаю, что дискуссия – эффективный, основной способ. На уроках я наблюдаю, что дети рассуждают, доказывают и не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты, работают с презентациями. Пытаются анализировать то, что узнали.
Без оценочная система не ограничивает детей. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Чтобы владеть информацией приходилось обращаться к другим справочникам.
Обучающиеся имели возможность свободно общаться с родителями по основным моментам воспитания, а именно по темам нравственности и морали.
Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большое количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Информация должна излагаться очень доступно, быть понятной каждому ребенку. через игровые занятия пополняется словарный запас обучающихся, развивается речь, и конечно, положительная мотивация. Диалог с детьми, я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы и самостоятельности. Ребенок должен чувствовать, что его опыт важен и интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.
В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование норм действия, делился своими представлениями о добре, и зле, о правильном и неправильном. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие дети, раскрывались, так как речь шла об обычных ситуациях, которые случались в жизни, или свидетелями которых они были.
Для своих уроков придумывала различные игры и задания. Имею возможность использовать на своих уроках интерактивную доску. Эта доска помогает проводить коллективные игры, делать выводы, составлять итоговые задания: кроссворды, филворды, поиск соотношения. Использую также и различные карточки. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, дискутируют, составляют задания по аналогии по заданной тематике или произвольно.
Для закрепления изученных терминов можно предлагать обучающимся филворд, это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрее найдет.
Для закрепления изученных понятий использую кроссворды.
При проверке домашнего задания предлагаю ребятам найти соответствие между термином и его определением, термином и религией. Это задание можно предложить как на интерактивной доске, так и на карточках.
При проверке домашнего задания или при проведении итогов урока предлагаю обучающимся самим выбрать задание и рассказать о нем все, что знают. Это задание дет возможность обобщить полученные знания, расширить кругозор, пополняет словарный запас, учит монологическим высказываниям. А также создает ситуацию успеха, ведь дети выбирают те слова, которые хорошо помнят, и не хотят ошибиться.
Для подведения итогов или домашнего задания предлагаю тесты. Это и самостоятельная работа, где дети учатся использовать накопленные знания и учатся пользоваться записями в тетрадях.
На уроках провожу тематические физкультминутки. Это позволяет ребятам отдохнуть и поверить свои знания. Развивают внимание.
С первых дней у детей сложилось положительное отношение к данному модулю. Ребята с удовольствием готовятся к уроку. Отношения между детьми доброжелательные. Метапредметный результат – коммуникативные УУД.
Результатом проведенных уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
Личностные: проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, внимание к другим людям, контроль собственного поведения в различных ситуациях.Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, умение решения учебных задач, взаимодействия в команде.
Предметные: понимание детьми основных нравственных ценностей.
Полученные результаты свидетельствуют о значимости данного курса для решения задач начального образования, его концептуальном единстве со стандартов второго поколения (ФГОС) и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Итоговый урок по курсу показал положительное отношения учащихся к данному курсу, их заинтересованность и желание продолжать изучение содержания ОРКСЭ.
Основной этап урока был отведен творческим отчетам детей о полученных знаниях по предмету. Отчеты представлены в форме сочинений, рассуждений, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, классных часов, участие в акциях добра и милосердия (Донецк, Луганск).
Преподавание этого предмета не ограничено рамками урока. Те ориентиры нравственности, которые закладываются на уроке, воплощаются в жизнь и в этом принимают участие родители. Получается единение детей и родителей. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности, стремится к успеху.