Методическое сообщение Психологическая настройка учащегося перед концертным выступлением
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ШКОЛА им. Г.СТРУВЕ»
Г.ЖЕЛЕЗНОГОРСК КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое сообщение
Тема: «Психологическая настройка учащегося перед концертным выступлением, механизм действия страха на человека, методы и приемы преодоления».
Преподавателя
Лоскутовой Е.Е.
«17» марта 2017 года
Содержание:
Введение
Концертное волнение
Психологическая настройка
Механизм действия страха на человека
Методы и приемы преодоления страха
Заключение
Список литературы
Введение
Концертное выступление учащегося, как перед маленькой публикой, так и на большой сцене является пиком в достижении желаемой цели показать свои творческие способности в профессиональном становлении музыканта. И надо отметить, что готовность музыканта к концертной деятельности само по себе состоит из двух факторов: это техническая подготовка и психологическая настройка на выступление. Таким образом, делаем заключение- работы проведенные в классе и дома проходят серьезные испытания в условиях публичного выступления, где определяется уровень освоения материала, степень одаренности исполнителя и его психологическая устойчивость. Для определенного формирования состояние готовности юного музыканта является четкая организация работы (для определенного выступления) и ясная психологическая установка.
Музыкант - пишет Л.А. Баренбойм – должен обладать рядом качеств: творческой странностью, иначе говоря творческой способностью ярко, эмоционально, страстно воспринимать художественные произведения, сосредоточенностью, рельефным представлением, гибким воображением, пылким и сильным желанием воплотить и передать воплощенное другим; творческим эстрадным самочувствием; высоким интеллектуальным уровнем общей и специальной связанной со спецификой данного искусства, культурой, техническим мастерством.
Активный процесс воспитания исполнителя, который всегда проходит под чутким контролем педагога в большей степени зависит от индивидуальных способностей учащегося, непосредственно от его поведения и самочувствия во время игры на сцене, а также обостренное и утрированное состояние на реакцию аудитории слушателей. Иногда при очень неприятных определенных обстоятельствах у большинства исполнителей происходят срывы, наносящие серьезные психологические травмы. Бывает даже очень одаренные исполнители, имеющие концертные неудачи , могут отказаться от сценических выступлений. Так что же такое психологическая настройка и почему она так важна?
Концертное волнение.
С самого начало обучения учащийся должен привыкать к публичным выступлениям. И с первого класса ученик должен знать, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет определенную ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом. Воспринимать нужно данную ответственность как праздник, лучшие минуты жизни и громадное художественное удовлетворение. Но зачастую именно эта ответственность перерастает в гипер требования к самому себе, от туда и появляется концертное волнение.
К этому вопросу обращается большое количество исследователей в области музыкальной педагогике и психологии и частных методик обучения игре на инструментах. Как же избавится от излишнего волнения во время концертного выступления, как работать над собой в период подготовки к выступлению? Ведь воспитание артистических способностей, а в частности способностей владеть собой в момент выступления - одна из главных задач для педагога в формировании музыканта-исполнителя.
Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами. Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).Каждому артисту очень важно научиться входить в оптимальное концертное состояние, при котором страх и волнение не портят выступление, а наоборот помогают при легком стрессе испытывать духовный подъем называемый вдохновением. В этом ему помогают долгосрочные постоянные меры (физические тренировки) и конкретные локальные меры (особый режим перед концертом и аутотренинг перед выходом на сцену.) Постоянные физические нагрузки поднимают и улучшают самочувствие и работоспособность, появляется определенный тонус и выносливость, а также определенное родство с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком который помогают избежать любых проявлений вялости в процессе игры. Надо помнить, что в основе всех наших страхов лежит недостаток веры в себя и собственные силы, поэтому физическая подготовка находящиеся на высоком уровне, автоматически придает нашему духу силы. Очень удачно выразился по этому поводу Н.А. Римский-Корсаков степень удачного исполнения обратно пропорционально степени подготовленности исполнителя. Взаимосвязи и степени взаимного влияния физического и психического состояний очень многообразны и сложны, незначительные отрицательные изменения в физическом самочувствии ухудшают психическое состояние и наоборот. В педагогике есть термин «дидактоге- ния», то есть, психогенно возникающие изменения состоянии ученика, вызванные неосторожными словами или действиями обучающего. Вот почему педагогу необходимо разбираться в вопросах психологии, знать некоторые разделы психофизиологии, чтобы в случае необходимости правильно помочь ученику.
Концертное волнение можно рассматривать с разных точек зрения, но в основном как разновидность эмоциональных состояний, которые напрямую зависят от особенностей личности. Есть две разновидности волнения: «волнение-подъем» и «волнение-паника» и именно индивидуальные особенности психической организации исполнителя влияют на качество исполняемых произведений.
Психологическая настройка.
Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!
Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии, это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верхней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела. Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько! Далее психологи рекомендуют представить себе концертный зал, публику и процесс вашего исполнения в деталях. Этот этап мучителен! Переходить к нему или нет – решать вам! Лучше не портить достигнутое состояние покоя.
Упражнение 2. Ролевая подготовка. При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте! Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя. Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя. Часто мысли произведения, правильно поставленные художественные задачи, внимание к деталям некоторым артистам вообще попросту не оставляют места для страха (некогда думать о риске, некогда думать о возможных неуспехах – есть время думать только о том, как сыграть лучше и как точнее передать свои и композиторские идеи).
ЧТО ДЕЛАТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА СЦЕНУ? Поведение музыканта в последние часы перед концертом важно: оно не предопределяет успех выступления, но влияет на его комфорт! Все знают, что, прежде всего, необходимо полноценно выспаться. Важно спланировать режим питания таким образом, чтобы пообедать заранее, потому что ощущение сытости притупляет ощущения. С другой стороны, музыкант не должен быть обессиленным, усталым и голодным – музыкант должен быть трезв, активен и восприимчив! Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера». Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).
Нужно избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться: расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку. До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской (мало ли – отстегнулось что-нибудь). Когда вас объявляют – нужно зажечь улыбку и взгляд! Теперь осмотритесь – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.), и легко и просто выходите к своей публике! Она вас уже заждалась! Подойдите к краю сцены, один раз смело посмотрите в зал, только один раз улыбнитесь публике, постарайтесь рассмотреть кого-нибудь. Теперь усаживайтесь (или вставайте) поудобнее, представьте себе ключевые такты (чтобы взять нужный темп), приготовьте руки и начинайте… удачи вам! У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важен результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.
Механизм действия страха на человека.
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.Биологические страхи опираются на биологическую природу человека. Они появляются в более глубоких слоях мозга (подкорковых структурах), и следовательно, более сильны, и с биологической точки зрения такие страхи обоснованы. Это не относится к фобиям (необоснованным и рациональным страхам). Но часто страхи, имеющие социальную природу, имеют также и биологическое обоснование. Психологи говорят, что страх появляется на неврологической основе. В нашем мозге, есть нейроны (нервные клетки) которые являются рецепторами страха. Боль или угроза передаются от чувствительных нейронов в мозг. Потом только следует реакция на страх.
Видов страха достаточно много, поэтому классифицировать их сложно, но мы рассмотрим только деление на три вида: биологические, социальные и экзистенциальные. У ребенка в грудном возрасте существуют только биологические страхи. Он боится только того, что реально может принести вред: громких звуков, падений, высоты, темноты. А однажды упав или обжегшись начинает испытывать страх боли. Позднее, когда он поступает в школу, появляется страх перед обществом и это является разновидность социального страха. А внутренние страхи человека: страх перед страстью, смертью, открытым и закрытом пространством, страх жизни, страх перед собой, своими поступками называется экзистенциальным страхом. Многие ученые, говорят о том, что четко распределить страхи на биологические и социальные не получиться, поскольку многие страхи находятся на грани между группами. Специфика социальных страхов в массовости, а объекты не могут нанести вред. Среди таких страхов самые важные: страх ответственности, страх успеха, страх неудачи, страх близких социальных контактов, страх оценок, страх публичных выступлений. Социальные страхи по Риману: страх перед самоотвержением, перед само становлением, перед изменением, перед необходимостью. Склонность к определенным видам страха передается генетически. Но на этот фон накладывается воспитание, манера общения в семье и в обществе, отношения между родителями, друзьями и с педагогами, а также окружение ребенка. Давайте рассмотрим, откуда же возникают, и кто является причиной появления страхов. Из множества частей мозга, различного назначения, можно выделить три органа, работающие в тесной связке друг с дружкой: гипофиз, гипоталамус и эпифиз. Все три этих органа, занимают довольно небольшой объем (по сравнению с общим объемом мозга) - однако несут очень важную функцию: они синтезируют гормоны. Эти органы являются одними из главных желёз секреции эндокринной системы. Не менее важными железами эндокринной секреции являются надпочечники. Дело в том, что нервные импульсы переходят от одной клетки к другой в нервных окончаниях, называемых "синапсами". Как выяснилось, большинство синапсов имеют отнюдь не электрический как считалось ранее), а химический механизм действия. При этом в передаче нервных сигналов участвуют HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80" нейромедиаторы (нейротранмиттеры) - биологически активные вещества, являющихся химическим передатчиком импульсов между нервными клетками человеческого мозга. Надпочечники - парные эндокринные железы всех позвоночных также играют большую роль в регуляции его функций. Именно в них вырабатываются два важнейших гормона: адреналин и норадреналин. Адреналин - важнейший гормон, реализующий реакции типа «бей или беги». Его секреция резко повышается при стрессовых состояниях, пограничных ситуациях, ощущении опасности, при тревоге, страхе, при травмах, ожогах и шоковых состояниях. Адреналин - не нейромедиатор, а гормон - то есть он не участвует напрямую в продвижении нервных импульсов. Зато, поступив в кровь, он вызывает целую бурю реакций в организме:
• усиливает и учащает сердцебиение
• вызывает сужение сосудов мускулатуры, брюшной полости, слизистых оболочек
• расслабляет мускулатуру кишечника, и расширяет зрачки. Да-да, выражение "у страха глаза велики" и байки о встречах охотников с медведями - имеют под собой абсолютно научные основания. Основная задача адреналина - адаптировать организм к стрессовой ситуации. Адреналин улучшает функциональную способность скелетных мышц. При продолжительном воздействии адреналина отмечается увеличение размеров миокарда и скелетных мышц. Вместе с тем длительное воздействие высоких концентраций адреналина приводит к усиленному белковому обмену, уменьшению мышечной массы и силы, похуданию и истощению. Это объясняет исхудание и истощение при дистрессе (стрессе, превышающем адаптационные возможности организма).
Норадреналин - гормон и нейромедиатор. Норадреналин также повышается при стрессе, шоке, травмах, тревоге, страхе, нервном напряжении. В отличии от адреналина, основное действие норадреналина заключается в исключительно в сужении сосудов и повышении артериального давления. Сосудосуживающий эффект норадреналина выше, хотя продолжительность его действия короче. И адреналин, и норадреналин способны вызывать тремор - то есть дрожание конечностей, подбородка. Особенно ясно эта реакция проявляется у детей возраста 2-5 лет, при наступлении стрессовой ситуации. Считается, что норадреналин - гормон ярости, а адреналин - гормон страха. Норадреналин вызывает в человеке ощущение злобы, ярости, вседозволенности. Адреналин и норадреналин тесно связаны друг с другом. В надпочечниках адреналин синтезируется из норадреналина. Что ещё раз подтверждает давно известную мысль, что эмоции страха и ненависти родственны, и порождаются одна из другой.
Методы и приемы преодоления страха.
Если страх выражен не сильно, его вполне можно преодолеть в различных условиях, главное знать методы его преодоления. Если же страх приобрел характер фобии, то для избавление от такого страха понадобиться помощь психолога или психоаналитика. Поскольку причина проявления страха, может быть завуалирована. Да, и сам страх, с которым надо бороться тоже., иногда физиологические проявления страха схожи с некоторыми болезнями. Нужно внимательнее относится к учащимся, напрямую общаться с родителями и в самых острых случаях назначать даже терапию. Самым распространенным способом из методов лечения страха является психоанализ. Наряду с психоанализом существует гипноз, НЛП. Последнее наиболее ярко прослеживается в преодолении зажатости, скованности и страхов перед аудиторией, а также оно может трансформировать убеждения и знания человека.
Для начала надо определить чего именно боится учащийся и почему, как это на него влияет, почему это ему нужно, и нужно ли вообще, а потом начинать избавляться от страхов. Методов избавления: поиск позитивных моментов, записывания своих ощущений и их анализ, обсуждение с преподавателем своих переживаний, чтение книг по выбранной теме, просмотр своих видео записей (как себя ведет учащийся в момент выступления на сцене), а так же прослушивание других детей с последующим обсуждением увиденного. Переключение внимания на другой объект, представление счастливого конца разрешения ситуации, художественное избавление от страха, (можно попробовать действовать нестандартно в стандартных ситуациях). Физические упражнения тоже могут избавить от страха (потому что, при занятиях спорта идет выброс эндорфинов в кровь, который помогает преодолеть стрессовую нагрузку немедленно). Правильное дыхание при ощущении страха, переведение страха в другую эмоцию. Как бороться с детскими страхами и корректировать их. Для начала надо самим не запугивать детей и не внушать им страхи, но если они уже возникли, самым естественным способом борьбы с ними – является игра. Первым делом представить ситуацию концертного выступления в классе, позвав сверстников или родителей и в игровой форме провести мини концерт с объявлением номера. Во-вторых, попросить родителей провести такой же мини концерт в домашних условиях, для любимых игрушек ребенка или же для членов семьи. Детские страхи зависят не только от окружения, но и от темперамента и акцентуации характера. Что это такое, это выраженность какой либо черты характера, здесь она достигает предельной величины. Каждый тип акцентуации имеет свои особенности в жизни деятельности, отношении с миром и людьми. Она характеризует скорость и глубину психологических процессов, темперамент передает динамические особенности психической деятельности: быстроту реакции, ее темпа, ритм, интенсивность, резкость, амплитуду. Поэтому отношение к страхам у всех детей будет выражено по-разному. К примеру, истероидный тип акцентуации, просто помешен на внимании и признании. И страх будет у них вызывать одиночество, а астеноневратический тип, наоборот отличается замкнутостью. Все эти типы надо учитывать при составлении программы помощи учащемуся.
В музыкальных школах в рамках класса в игровой форме моно и нужно проводить всевозможные концертные выступления, перед своими сверстниками и родителями, обыгрывать конкурсы, делая членами жюри тех же учащихся или их родителей. Проводить обсуждения исполненных произведений всем классом. Дать возможность детям быть прямыми участниками в творческой жизни.
Заключение
Природа страха конкретно для учащихся творческих профессий находится на пограничных уровнях социального и экзистенционального страхов. Значит и решение конкретных вопросов по имеющимся проблемам должна опираться именно на этот профиль. Так как возникновение страха все таки есть химическая реакция организма, то и решение по устранению выплеска в кровь ненужных гормонов, снижается тренировкой, предварительно обыгранной ситуации (концертная деятельность) и определенными внушаемыми шаблонами.
Список литературы
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М.: «Музыка», 1974.
Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя. // Вопросы психологии. –– 1975. – ? 1. –– С. 68 – 79.
Фёдоров Е. К вопросу об эстрадном волнении. / Избранные труды. – Вып. 43. – М.: «ГМПИ им. Гнесиных», 1979. – С. 107–118
Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервное системы. Л.1974
Станиславский К. Работа актера над собой. М.1938
Джефферс С. Бойся но действуй! Как превратить страх из врага в союзника. М.2014