Разработка урока по географии на тему Земля на карте и глобусе


МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.
Яковлевского района Белгородской области»
Разработка урока:
Земля на карте и глобусе
(5 класс)
Подготовила:
Сагайдакова Ирина Леонидовна,
учитель географии
Ноябрь, 2016
Цель урока:
Обобщить и закрепить у учащихся знания о строение и форме Земли, глобусе, карте, рельефе;
познакомить с видами изображения объектов на карте и глобусе;
показать значение условных знаков;
формировать умение определять объекты на глобусе и географической карте и решать географические задачи
Задачи урока:
- закрепить понятия «глобус», «карта» и обобщить знания по теме «Географические модели Земли», «Земная кора»
- продолжить развивать умения работы с источниками географической информации: карты, глобус, учебник.
- формирование мировоззренческих идей, осознание необходимости изучения и охраны Земли.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.
Планируемые результаты:
личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, глобусом и картой для исследования.
предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, закрепление понятий глобус, карта, масштаб.
Универсальные учебные действия:
личностные: осознать необходимость изучения строения Земли, определения масштаба, неровностей земной поверхности;
регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Я попрошу вас улыбнуться друг другу и пожелать удачи на уроке!
Сегодня на уроке мы закрепим ранее полученные знания и научимся применять их в новой ситуации.
- Определим тему урока:
Круглая, но не мяч
Твердая, но не сталь
Чёрная, но не сажа
Вертится, но не юла.
Кто же она?
(планета Земля)
- А где мы можем увидеть нашу планету? (на карте и глобусе)
- Итак, какая тема сегодня нашего урока? Тема: Земля на карте и глобусе
- А теперь определим цели нашего урока. Какие знания мы сегодня должны закрепить.
Цели урока:
Образовательные: закрепить и обобщить полученные знания по теме «Географические модели Земли», «Земная кора»
Развивающие: продолжить развивать умения работы с источниками географической информации: карты, глобус, учебник.
Воспитательные: формирование мировоззренческих идей, осознание необходимости изучения и охраны Земли.
- Ребята, вспомните строение Земли и ответьте на вопрос:
С чем Землю по ее внутреннему строению  можно  сравнить?
1. С круглой конфетой «Рафаэлло» (сверху, кокосовая стружка – это земная кора, сливочная начинка – это мантия, а орешек внутри – это ядро).
- Молодец!
2. С вишенкой (кожица – земная кора, мякоть – мантия, косточка – ядро)
3. С персиком (кожица – земная кора, мякоть – мантия, косточка – ядро)
- Вы все молодцы! Еще Землю ассоциируют с яблоком или с яйцом.
- Ребята, на что по форме похожа наша планета Земля?
(ответы: круг, шар, глобус)
А, что означает слово «глобус»? Глобус – это модель Земли.
Глобус – латинское слово, означает круглый, шарообразный, шар.
- Верно. Глобус в переводе с латинского – шар.
Кто первый сказал, что земля шар? (Аристотель - за 350 лет до н.э)
Какие в мире есть глобусы и кто создал первый глобус?
Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.
Самым большим на Земле считается глобус диаметром 10 метров, вес 30 тонн, он находится в Италии.
В нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием.
Работа в группах «Цветовое изображение объектов на глобусе»
- Посмотрите на глобус. Во всём ли он похож на землю? (Земля сплюснута у полюсов, а глобус круглый)
Глобус - это небольшой шар, он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый и белый цвета.
Сейчас каждой группе я предлагаю выполнить задание, и ответить на вопрос: Какие географические объекты на глобусе изображены цветом или послойной окраской? Задания лежат на ваших столах. Приступайте к работе.
- Как вы думаете, что на глобусе изображено белым, синим и голубым цветом?
Голубой, синий цвет – это вода. На земле много океанов и морей. Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. Самый глубокий океан – Тихий, его глубина 11022м – это Марианский жёлоб. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед. Очень много белого цвета в Северном Ледовитом океане, это говорит о том, что он по сравнению с другими не такой глубокий.
- Как вы думаете, что на глобусе изображено зелёным цветом.
Суша, низменности, высота до 200м над уровнем моря. В Южной Америке находится самая обширная низменность – Амазонская, в Евразии зеленным цветом обозначена Западно-Сибирская равнина, много низменностей по окраинам материков.
-Как вы думаете, что на глобусе изображено коричневым, цветом.
Это вся суша - горы, высоты от 500 м и выше. Темно- коричневые - самые высокие горы. В северной Америке – Кордильеры. В Евразии – Гималаи - самые высокие в мире, в Африке – Килиманджаро, в Южной Америке – Анды – они самые протяжённые в мире, в Австралии – большой Водораздельный хребет, в России – Кавказские горы – самые высокие.Вывод:
Общие признаки: изображение земной поверхности, условные знаки, масштаб.Отличительные признаки глобуса: он круглый, показывает вращение, передает форму Земли.Отличительные признаки карты: она плоская, не показывает вращение, не передает форму Земли.
- Ребята, чем не удобен глобус? (сразу не увидишь весь мир, нужно повращать; он объемный)
- А, чем не удобна карта (она не передаёт форму Земли, но зато виден весь мир, так как она плоская и построена в проекции)
Физкультминутка.
Земля выглядит круглой, но она не идеальный шар. Поскольку линейная скорость вращения на экваторе больше, чем у полюсов, Земля сплюснута у полюсов и немного раздута по экватору.
Как ученые называют такую форму? Геоид, что означает земная форма.
- Ребята, какой круг можно увидеть на глобусе? (полярный круг)
- Что называют полярным кругом? (это параллель 66,5 градус, выше которой наблюдаются явления полярного дня и ночи)
- А что ещё на глобусе имеет форму круга? (экватор, параллель, тропики)
Экватор – самая длинная параллель, которая делит Землю на северное и южное полушария.
Параллель – линии, параллельные экватору.
Тропики - это параллель 23,5 градуса, на которой солнце оказывается в зените 1 раз в год в день солнцестояния. На земле всего 2 тропика - северный и южный.
А сейчас решим географические задачи:
Каждая группа получает свою задачу, для решения которой вам потребуется линейка, нитка и масштаб глобуса.
- Определим длину самой длинной параллели – экватора.
- Определите длину северного полярного круга.
- Определите длину северного тропика.
Сравним ваши значения с идеалом, чьи расчеты оказались более точными. Ребята, какой вывод можно сделать.
Вывод: Двигаясь от экватора к полюсам длина параллелей уменьшается, это доказывает тот факт, что Земля сплюснута у полюсов.(сами)
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу». 
Наша планета уникальна! На ней есть вода, воздух, а главное жизнь! Поэтому мы должны ее оберегать. Наше здоровье напрямую зависит от здоровья планеты.
Домашнее задание: выполнить работу в тетради на печатной основе «Подготовка к ЕГЭ и ГИА», решить задачу определить расстояние от Белгорода до Египта.
Рефлексия: - Ребята, мы достигли поставленной цели на нашем сегодня уроке? (ответы)
- На ваших столах лежат смайлики. Я попрошу вас выбрать и показать мне тот смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке.
- Спасибо за урок! Выставление оценок