Урок-аукцион «Предметы быта жителей Приангарья 19 века»
Урок-аукцион «Предметы быта жителей Приангарья 19 века»
Автор: Антухова Елена Юрьевна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы №10 им. П.А.Пономарева.
Урок рассчитан на учащихся 5-7 классов.
Интерес детей вызывают старинные вещи из коллекции, предназначенной для школьного музея. Чтобы учащиеся побольше узнали о их применении в быту жителями Сибири пришла идея проведения урока-аукциона.
Цель разработки: сформировать знания учащихся о быте жителей Сибири в 19 веке.
Задачи:
Образовательные: дать характеристику быта жителей Сибири, изучить историю отдельных предметов домашней утвари.
Развивающие: формирование познавательных способностей, через умения самостоятельного поиска информации о предмете в разных источниках.
Воспитательные: формирование нравственных ценностей, воспитание ответственности и организованности.
Ход занятия
За неделю до аукциона участники знакомятся с предметами быта, которые на нем будут выставлены. В данном случае это гладильная палка ( лот -1), самовар (лот-2), утюг (лот-3), прялка (лот №4.)
Участникам аукциона нужно как можно больше собрать сведений об этих предметах.
Класс делится на команды. В продажу поступают лоты, но в качестве выкупа будут правильные ответы. Каждая команда получает баллы или условные единицы за правильный исторически факт, связанный с данным лотом, за информацию об его использовании, за историю его появления и т. д. Итак, на продажу выставлен лот № 1. После объявления лота команды дают поочередно его характеристику, историю появления. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. Если количество баллов получается одинаковым, можно предложить дополнительное задание. Команды могут сами придумать задания к лотам. Либо вопросы друг другу можно выставить как один из лотов. В этом случае на аукционе можно ввести систему поощрительных баллов: "За самое необычное задание", "За самый интересный вопрос" и т.д.
Далее также выставляются оставшиеся лоты.
Отдельным лотом можно выставить творческие задания команд ( нарисовать сюжетную картину, придумать стихотворение и т. д.)
Также отдельным лотом выставляются загадки о данном предмете.
Другой вариант торгов.
Аудитории задаётся конкретный вопрос.
Право ответа на вопрос может купить любая из команд, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов.
Первоначальная цена лота –50 у.е.. Торговый аукционный шаг –50 у.е..
Называя свою цену, команда должна поднять карточку со своим номером.
Команда, купившая лот, выплачивает в банк сумму, за которую она выкупила данный лот.
За правильный ответ участник получает баллы в банке, которое равно 1у.е. – 2 балла
Правильность ответа определяет ведущий аукциона.
Критерии оценок:
Участники команды заработавшей наибольшее количество баллов оцениваются на «отлично»
Участники команды, которая по количеству балов находиться на 2 месте оцениваются на «хорошо»
Участники команды, которая по количеству балов находиться на 3 месте оцениваются на «удовлетворительно»
Примерная таблица итогов.
Название команды 1 лот 2 лот Общая сумма заработка Поощрительные балы итог
Знатоки 200у.е. 100у.е. 300х2=
600баллов 50 650 баллов
3689350198755Вопросы к лоту №1
1.Как называется предмет, который является лотом №1?
2. Для чего использовался рубель?
3.Какие приспособления использовали люди для разглаживания ткани до появления рубеля?
4. Что называли «гавками»?
5. Рассказать и показать принцип действия рубеля, которым в 19 веке пользовались жители не только в центральной части России, но и жители сибирских городов и деревень.
6. Вспомните старинную пословицу, которая пошла от рубеля.
3749040192405
Вопросы к лоту №2
Если ты помят, взлохмачен – Ты неряха, не иначе:Для одежды есть утюг,Он – одёжкин лучший друг.
1. Когда и где было первое упоминание об утюге в России?
2. Какие виды утюгов существовали в России до появления электрического?
3. Из какого материала делались утюги?
4.Описать утюг крестьянской семьи из деревни Манзурка Иркутской области Качугского района.
5. Пословицы и поговорки об утюге.
3917950171450
Вопросы к лоту №3
Давно на белом свете Живет годами стар,Поэтами воспетыйПузатый самовар Сиянье излучая,Морозным зимним днемОн сердце согревает Особенным теплом.
1 Когда и где появился первый самовар?
2. Как произошло слово самовар?
3.Когда и откуда был завезен чай в Россию?
4 Конкурентом какого напитка стал чай?
5.Из чего готовили этот напиток?
6.Какая домашняя утварь была предшественником самовара?
7.В каком веке самовары окончательно утвердились в российских домах от императоров до крестьян?
8. Из какого материала изготавливались самовары?
9.Перед вам самовар 19 века из деревни Хомутова Иркутской. Дать описание этому самовару.
10. Рассказать принцип кипячения чая в нем.
11. Пословицы и поговорки о самоваре.
Вопросы к лоту №3
1.Как называется предмет, который является лотом №3?
2.Какие приспособления использовали люди для разглаживания ткани до появления рубеля?
3. Что называли «гавками»?
4. Когда и где было первое упоминание об утюге в России?
5. Какие виды утюгов существовали в России до появления электрического?
6 Описать утюг крестьянской семьи из деревни Манзурка Иркутской области Качугского района.
Вопросы к лоту №4
Что такое прялка?
2854325-213360Основные элементы прялки.
Как появилась прялка?
Назовите типы прялок.
Как называлась прялка в древности.
Почему девочки начинали прясть с раннего возраста (6- 8 лет)?
Дать описание прялке 19 –нач. 20 из крестьянской семьи деревни Хомутова.
Пословицы и поговорки о прялке.
Подведение итогов аукциона и выставление оценок.