Программа кружка Творческая мастерская 3 класс
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением английского языка»
« Согласовано»
на методическом объединении
2013 года
Председатель
методического объединения
/Купатадзе Л.Ш./
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №1
с углубленным изучением английского
языка»
2013 года
Приказ №
/Смирнова И.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(КРУЖОК «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»)
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
учитель начальных классов
Никуличева Н.Н.,
педстаж 8 лет,
первая квалификационная категория
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся. Определяет содержание и организацию внеурочной деятельности. Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Программа «Творческая мастерская» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – на один учебный год.
Программа «Творческая мастерская» включает в себя разные виды деятельности: роспись, бисероплетение, работа с тканью, с бумагой, макраме, соленое тесто.
Программа предполагает изложение материала по принципу от простого к сложному, от изобразительной деятельности до работы с тканью и работы в объеме.
Роспись рассматривается как один из видов народного творчества. Занятия художественной росписью, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных интерьеров, т.к. обладают эстетической ценностью. Эстетическая значимость общения с народным искусством, в том числе и родного края, очень важна для общего художественного развития учащихся.
Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Нанизывание бисера - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.Важную роль играет в развитии творческого воображения и создание игрушек как самоделок, таки из ткани, соленого теста. Изготовление игрушки- самоделки является одной из форм творческого, эстетического и трудового воспитания детей. Занятия вызывают развитие инициативы, побуждают к положительным эмоциям. Игрушка, сделанная учащимися, является не только результатом труда, но и результатом творчества. Вещь, над которой трудится учащийся, вкладывая свой труд и выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Занятия кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: сборка образцов мягкой игрушки, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представления о последовательности и методах сборки мягкой игрушки.
Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до конечного результата».
Дошедшее из глубины веков искусство плетения — макраме получило развитие в наши дни. Каждый, постигший способы завязывания различных узлов, становится творцом удивительных изделий: забавных сувениров, предметов, украшающих жилище и общественные здания, одежду.
Макраме дает широкую возможность для проявления творческой индивидуальности и фантазии. Красота, прочность, доступность— причины популярности идолголетиямакраме.
Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение.
В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, теста получать из него разнообразные формы, создавать изображения.
Цель:
Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с основами народного декоративно-прикладного искусства
Воспитывать чувство прекрасного на примерах изделий народных мастеров и способствовать сохранению культурных традиций русского народа.
Развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать навыки работы с различными материалами.
Развивать воображение как основу творческой деятельности.
Развивать творческие способности обучающихся через создание самостоятельных художественных изделий.
Развивать волевые качества: терпение и настойчивость, последовательность, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Прививать интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Место курса в учебном плане
Курс «Искусство и я» рассчитан на один год обучения, 34 часа (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка «Творческая мастерская»
Должны знать:
-основные законы композиции; цвета и гармоничное сочетание их в росписи; историю росписей;
-основные цвета гжели, хохломской, городецкой росписи ;элементы орнамента;
-историю народной игрушки;-виды мягкой игрушки;-название материалов, название и назначение ручных инструментов и приспособлений (игла, наперсток, пинцет), о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;- об определении и закреплении швов и их выполнение и применение;- о назначении терминов: сметать, обметать, обрезной край.
-основные узлы для плетения;
-технику работы с соленым тестом.
Должны уметь:
узнавать работы мастеров различных школ росписи среди других произведений декоративно-прикладного искусства;
- выбирать и подготавливать материалы для бисероплетения;
- работать в различных техниках бисероплетения;
- применять при изготовлении изделий различные виды материалов;
-научатся различным приемам работы с бумагой;- знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
-создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;-правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;-уметь подбирать цветовые сочетания;-качественно выполнять швы;
-пользоваться иглой, ножницами, пинцетом;- решать художественно – творческие задачи на сочетание различных приемов швов, для достижения поставленной цели;- при изучении изделий находить главные отличительные элементы по оформлению (по форме, цвету, дополнительных деталей).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий;
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками живописи, прикладного творчества;
•эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русских художников и художников родного края;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники.
Содержание кружка «Искусство я»
(34 часа)
Краткие сведения об истории росписи в России. Цветоведение. Композиция. Инструменты и материалы для художественной росписи. История хохломской росписи. Техника Хохломы. Элементы и орнаменты хохломской росписи. История городецкой росписи. Техника Городца. Простейшие элементы росписи Городца. Традиционные городецкие элементы и орнаменты. Глубоковская роспись- роспись Вологодской области. История. Изучение техники (цветовое решение, орнаменты). Каргопольская и Дымковская игрушка.
История бисероплетение. Материалы. Приемы работы с бисером.
Вводное занятие. Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей.
История оригами. Базовые формы. Фигуры на базовых формах.
Бросовый материал. Работа с тканью. Виды ткани. Приемы обработки ткани. Швы.
Мягкая игрушка.
История макраме. Базовые узлы. Плоские изделия.
Соленое тесто. Объемные фигуры.
Календарно-тематическое планирование кружка «Искусство и я»
№ Дата Тема Деятельность учащихся
1 9.09 «Унылая пора! Очей очарованье!». Осенний пейзаж. Анализ произведений искусства художников на рассматриваемую тему. Создание пейзажа. Работа с губкой, ватными палочками и гуашью.
2 16.09 «Дни поздней осени». Работа с бисером. Пейзаж «Осенний листопад» Различные техники создания пейзажа. Осенний пейзаж. Выполнение кроны при помощи бисера красного, желтого, зеленого и оранжевого цвета.
3 23.09 Гжель. «Чудесная сказка». Роспись чайника. Знакомство с историей появления росписи, элементами. Выполнение росписи.
4 30.09 Хохлома. Роспись посуды. Знать историю появления росписи. Цветовая гамма, используемая в росписи. Элементы. Выполнение простейших элементов хохломской росписи (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик).
5 7.10 Городецкая роспись. выполнение простейших элементов городецкой росписи (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки); последовательность выполнения традиционных элементов и мотивов городецкой росписи – «розан», «ромашка», «листья», «кустики», «купавка», «бутон»; «гроздь винограда», «городецкая роза», «птица», «конь вороной».6 Жостовская роспись. Расписной поднос. Знакомство с историей появления росписи, элементами. Выполнение росписи.
7 Знакомство с росписью Вологодской земли – глубоковской росписью. История. Изучение техники (цветовое решение, орнаменты). Знакомство с историей появления росписи, элементами. Выполнение росписи. Анализ композиций. Рисование элементов «точка», «капля», «скобочка», «листок», «завиток». Составление цветов («ромашки»).
8 Дымковская игрушка. История появления игрушки. Основные элементы росписи игрушек.
9 Каргопольская игрушка. История появления игрушки. Основные элементы росписи игрушек.
10 Изготовление горшка из папье-маше. Работа с бумагой. Создание объемной формы.
11 Декорирование горшка. Роспись горшка одной из изученных росписей (по выбору учащихся)
12 Поделка «Кофейное дерево» Работа с природным материалом. Завершение композиции.
13 Магнит из кофейных зерен «Кот Кофеич» Работа с природным материалом. Композиция.
14 Работа с бисером. «Стрекоза» История бисероплетения. Материалы. Методы работы с бисером. Выполнение работы «Стрекоза»
15 Работа с бисером. «Цветок - огонек» Объемная композиция.
16 Работа с бисером. «Вишенки» Создание коллективной работы «Вишневое дерево»
17 Новогодние украшения. Шары из гречки. Создание игрушки из гречки.
18 Рождественский снежный шар. Композиция из бросового материала.
19 Оригами. «Морской риф» (фигурки морского льва, дельфина) История оригами. Базовые формы. Коллективная композиция «Морской риф»
20 Оригами «Цветочная поляна» Композиция «Цветочная поляна»
21 Оригами. «Самурай» Фигура на основе базовой формы.
22 Снеговик из бросового материала. Работа из бросового материала.
23 Работа с тканью. Выкройки мягкой игрушки «Собачка» Изучение правил переноса чертежа выкройки на кальку, перенос чертежа выкройки на кальку, уменьшение, увеличение выкройки мягкой игрушки, чтение чертежа, отличие чертежа от лекала. Разметка деталей приспособления на картоне при помощи шаблона. Инструменты, приспособления. Правила безопасной работы.
24 Мягкая игрушка «Собачка». Соединение деталей. Прямые стежки. Приемы выполнения шва «вперед иголку». Отмеривание нитей нужной длины, вдевание нити в иглу, закрепление ее на ткани. Последовательностью выполнения ручных стежков и строчек (прямые стежки, косые стежки, отделочные стежки)
25 Работа с тканью. Выкройки мягкой игрушки «Медведь» Раскрой материалов для мягкой игрушки. Классификация деталей и срезов. Лицевая и изнаночная стороны тканей, их определение. Виды меха используемые для изготовления мягкой игрушки, их названия и классификация.
26 Мягкая игрушка «Медведь». Соединение деталей. Сборка отдельных деталей мягкой игрушки ручными стежками, выбранными в зависимости от вида ткани или меха.
27 Плетение макраме. Шестилепестковый цветок. «Цветочная поляна» История макраме. Основные узлы. Коллективная композиция «Цветочная поляна»
28 Плетение макраме. Украшения. Брошь для мамы. Изготовление подарка для мамы, бабушки.
29 Плетение макраме. Ромашка. Плетение плоского изделия.
30 Чудеса из соленого теста. Декоративные тарелки. Приемы работы с соленым тестом. Плоские изделия. Декорирование тарелки.
31 Соленое тесто. Корзина с фруктами и цветами. Изготовление корзины с фруктами и цветами.
32 Соленое тесто. Герои сказки «Теремок» Объемные фигурки. Коллективная работа.
33 Создание панно «Весенняя полянка» Коллективная работа. Создание композиции. Подбор материалов.
34 Создание панно «Здравствуй, лето» Применение различных материалов для создания панно