Программа кружка: Художественно-творческая мастерская для детей 4-7 лет
Примерная программа кружка
«Художественно-творческая мастерская»
для средней, старшей, подготовительной групп
программу подготовила
руководитель кружка
воспитатель МАДОУ№49
Бурнаева Ирина Анатольевна
Казань, 2014г
Пояснительная записка
В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку: ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.
Программа кружка «Художественно-творческая мастерская» была разработана с учетом особенностей современного общества, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и призвана обогатить процесс детского изобразительного творчества в условиях реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Программа направлена на создание ситуации развития творческих способностей дошкольника, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, развития инициативы, свободного и гармоничного творческого роста детей, посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми.
Творческое развитие дошкольника начинается с познания природы, культурных традиций, искусства родного края и является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к общечеловеческим ценностям.
Разнообразные виды изо-деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природных материалов, использование нетрадиционных техник в изо-деятельности имеют неоценимое значение в развитии личности ребенка. Такие занятия дарят ребенку радость творчества, удовольствие от проделываемой работы и от результатов своего труда. Ребенок в своем творчестве выражает свое отношение к миру, отображает свои знания об этом мире. Задача же педагога обогатить эти знания, наполнить мир ребенка новыми впечатлениями, научить ребенка переносить свои впечатления в свою творческую деятельность.
Помимо этого занятия изо-деятельностью способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на развитии речи, умственной деятельности ребенка, а также приучают ребенка к усидчивости, умению довести начатое дело до конца. Совокупность этих факторов очень важна при подготовки ребенка к школе.
Основные направления деятельности в рамках кружка:
"Бумагопластика". Данное направление работы помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумага - хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция.
"Пластилинография". Понятие "пластилинография" имеет два смысловых корня: первая "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А "графия" - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
"Тестопластика". Данное направление знакомит детей с особым видом декоративно-прикладного искусства – пластикой из соленого теста. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке материала позволяют заняться изготовлением художественных изделий каждому ребенку. К тому же, соленое тесто несет в себе массу положительной энергии.
"Палитра красок". Данное направление знакомит детей с разнообразными техниками рисования: раздувание краски, монотипия, шаблонография и другие, которые помогут педагогу всесторонне развить личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное "Я" через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.
Данные направления могут быть представлены как самостоятельно, так и совместно, в процессе создания творческих работ.
Содержание программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет ее цели и задачи, а также планируемые результаты ее освоения.
Содержательный раздел включает информацию об объеме курса, о принципах построения программы, а также учебно-тематическое планирование деятельности детей, в соответствии с требованиями образовательной области "Художественно-эстетическое развитие", с учетом регионального компонента, позволяющее учитывать индивидуальные особенности детей.
Организационный раздел включает в себя перечень инструментов и материалов, используемых в процессе деятельности в рамках кружка, а так же календарное планирование образовательной деятельности.
Целевой раздел
Целью данной программы является развитие творческих способностей детей, раскрытие индивидуальности каждого ребенка, формирование художественного мышления дошкольников, способствование формированию и развитию нравственных, эстетических, а также волевых качеств детей.
Цели программы достигаются через решение следующих задач:
Образовательные:
1. способствовать формированию изобразительных, конструктивных и пластических умений у детей;
2. учить детей экспериментировать с цветом и формой при создании художественных образов;
3. обучать конкретным приёмам и разнообразным художественным техникам.
Развивающие:
1. создавать благоприятные условия для развития творческой активности и художественного потенциала детей;
2. расширять представление детей о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, способах их отображения;
3. способствовать возникновению у детей желания экспериментировать с различными художественными техниками в процессе создания работ.
Воспитательные:
1. способствовать умению детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы, произведений искусства;
2. обеспечивать условия для формирования у детей готовности завершать начатую работу, исправлять неточности, оценивать свою работу;
3. воспитывать эстетический вкус у детей
Планируемые результаты
К концу средней группы планируется, что дети овладеют следующими умениями:
- выделять цвета и оттенки, соотносить их, определять идентичные;
- передавать через цвет характер образа, настроение;
- выделять и называть геометрические фигуры, соотносить их с предметами окружающей действительности;
- пользоваться ножницами;
- использовать приемы сминания, обрывания, сгибания, скручивания бумаги;
- составлять конструкции по простым чертежам и схемам;
- наносить простой рисунок (точки, линии, штрихи) на пластическую основу;
- создавать рельефные изображения;
- создавать объемные фигуры из теста, используя в качестве наполнения фольгу или бумагу;
- заполнять фон, изображать линию горизонта;
- использовать технику «по сырому»;
- использовать печати и штампы для создания ритмичного рисунка;
К концу старшей группы планируется, что дети овладеют следующими умениями:
- смешивать цвета, используя приемы наложения, вливания;
- составлять симметричные и ассиметричные композиции;
- составлять простые композиции используя различные материалы (природный, бросовый, бумага, пластилин, и т.п.)
- складывать бумагу в разных направлениях;
- экспериментировать с пластическими материалами;
- создавать сюжетную пластическую композицию;
- использовать разные техники, в том числе нетрадиционные (если они уместны) для создания рисунка;
- использовать различные приемы, характерные для той или иной росписи;
- работать кисточками разного размера
К концу подготовительной группы планируется, что дети овладеют следующими умениями:
- экспериментировать с цветом, смешивать цвета, получая новые оттенки;
- придумывать новые способы рисования, аппликации, лепки, конструирования;
- наносить орнамент на объемную форму;
- лепить игрушки разной формы, используя разные способы лепки;
- овладеют приемами оригами;
- рисовать портрет, соблюдая пропорции человеческого лица;
- рисовать с натуры натюрморт;
- развернуто высказываться о замысле своей работы и полученном результате, а также выражать свою точку зрения о работах других ребят.
Содержательный раздел
Объем курса.
Рабочая программа ориентирована на детей средней, старшей и подготовительной к школе групп, на три года обучения. Занятия проходят во второй половине дня, один-два раза в неделю, длительностью 20-30 мин, в соответствии с возрастом. Занятия проводятся по подгруппам (8-10 детей).
Принципы построения программы:
- Самоценности (детские работы уникальны, они имеют ценность для самого ребенка и его близких)
- Синкретичности (в процессе выполнения одной работы используются различные техники и приемы)
- Сенситивности (соответствие возрастным особенностям при подборе художественных эталонов)
- Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
- Вариативности (свобода выбора материалов и эталонов для каждого ребенка)
- Сотворчества (совместная творческая деятельность детей друг с другом, с педагогом и родителями)
- Толерантности (уважение к традициям культур всех народов и наций).
Методы работы с детьми
Словесный объяснение, беседа, инструктаж.
Наглядный показ изделий, образцов, предметов народного творчества.
Практический помощь в изготовлении изделий, создании творческих работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Средняя группа
№
Название разделов, тем
Количество
Тестопластика
15
1.
Знакомство с тестом для лепки. Изготовление теста.
1
2.
Лепка из теста «Гусенички на листике».
1
3.
Лепка из теста «Бабочка».
1
4.
Лепка из теста «Солнышко».
1
5.
Лепка из теста «Пчела и оса» (по сказке А.Алиша) (РНК)
1
6.
Лепка из теста «Осеннее дерево».
1
7.
Лепка из теста «Корзина с фруктами».
2
8.
Лепка из теста «Аю (медведь)». (РНК)
1
9.
Лепка из теста «Снежный кролик».
1
10.
Лепка из теста «Колокольчики».
1
11.
Композиция «Ежики на поляне».
1
12.
Лепка из теста «Кораблик»
1
13.
Лепка из теста «Чебурашка».
1
14.
Лепка из теста «Свинка»
1
Пластилинография
11
15.
Знакомство со свойствами пластилина. Экспериментирование с пластилином.
1
16.
«Матрешка» (пластилинография) (РНК)
1
17.
«Дуб» (пластилинография + аппликация из сухих листьев)
1
18.
«Жар птица» (пластилинография + аппликация из сухих листьев)
1
19.
«Наш осенний лес» (пластилинография)
1
20.
Лепка из пластилина «Гнездо с птенцами»
1
21.
Лепка из пластилина «Мама птичка»
1
22.
«Аквариум» (пластилинография)
2
23.
«Ракета» (пластилинография)
2
Бумагопластика
12
24.
«Такая разная бумага!» (знакомство со свойствами бумаги)
1
25.
«Ножницы-помошницы» (изготовление заготовок)
2
26.
«Одуванчики» (аппликация с использованием ватных дисков)
1
27.
«Цыплята» (аппликация из смятой бумаги)
1
28.
«Укрась калфак» (аппликация тат. орнамент) (РНК)
1
29.
«Корзина с цветами» (аппликация с элементами пластилинографии)
2
30.
Новогодние украшения из бумаги.
1
31.
«Снеговик» (аппликация с использованием ватных дисков)
1
32.
«Строим дом многоэтажный» (Обрывная аппликация)
1
33.
«Черепаха» (обрывная аппликация из салфеток)
1
Палитра красок
11
34.
Знакомство с «царством красок». Экспериментирование с цветом.
1
35.
«Был лист белый - стал цветной!» (разные способы создания фона)
1
36.
«День – ночь» (рисование гуашью)
1
37.
«Люблю березку русскую» (отпечатки листьями)
1
38.
«Пасмурный осенний день» (акварель + восковые мелки)
1
39.
«Маленькой ёлочке холодно зимой» (рисование жесткой кистью, гуашь)
1
40.
«Роспись барышни дымковскими узорами»
1
41.
Натюрморт «Ваза с цветами»
2
42.
«Птичка на веточке»
1
43.
«Филимоновское чудо» (рисование по замыслу)
1
Итого:
49
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
№
Название разделов, тем
Количество
Тестопластика
10
1.
«Чудо-тесто». Изготовление цветного теста.
1
2.
Лепка из теста «Уточка из Дымково»
1
3.
Лепка из теста «Казанский кот» (РНК)
1
4.
Лепка из теста «Стрекозки прилетели»
1
5.
Лепка из теста «Веселый зоопарк» (коллективная)
1
6.
Лепка из теста «Дымковские игрушки»
3
7.
Панно «Татарские узоры» (плоскостная лепка + окрашивание) (РНК)
2
Пластилинография
11
8.
Лепка по замыслу детей
1
9.
«Совенок» (пластилинография)
1
10.
«Белочка» (пластилинография + рисование восковыми мелками)
1
11.
«Сказочный мир Каргополья» (лепка из пластилина)
2
12.
«Пиала» (лепка и окрашивание по мотивам тат. узоров) (РНК)
2
13.
«Новогодняя елочка» (пластилинография с использованием украшений из круп и макарон)
1
14.
«Снегурочка» (лепка из пластилина)
1
15.
«Дымковская лошадка» (пластилинография)
1
16.
«Моя любимая игрушка» (лепка по замыслу)
1
Бумагопластика
14
17.
«Ножницы-помошницы» (изготовление заготовок)
1
18.
«Облака» (аппликация из салфеток)
1
19.
«Светофор» (аппликация)
1
20.
Придумай свой городецкий узор (аппликация с пластилинографией)
2
21.
«Неваляшка» (аппликация + рисование)
1
22.
Цепочка из колец
1
23.
«Мышка из сердечек» (поделка из цветного картона)
1
24.
«Укрась доску для мамы татарским узором» (аппликация) (РНК)
1
25.
«Полевые цветы» (объемная аппликация)
1
26.
«Веселый клоун – грустный клоун» (аппликация с пластилинографией)
2
27.
«Я люблю свою лошадку» (аппликация + рисование)
1
28.
«Зебра» (обрывная аппликация)
1
Палитра красок
12
29.
«Водяная» (рисование по мотивам сказки Г.Тукая) (РНК)
1
30.
«Осенний сквер» (акварель)
1
31.
«Сине-голубое чудо Гжели» (знакомство с гжельской росписью)
3
32.
«Зимний пейзаж» (гуашь, манка)
2
33.
«Дома» (процарапывание)
1
34.
«Снегирь» (гуашь + ватные диски)
1
35.
«Весна» (рисование по замыслу)
1
36.
«Радуга-дуга» (эстамп)
1
37.
«Салют» (граттаж)
1
Итого:
47
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовительная группа
№
Название разделов, тем
Количество
Тестопластика
11
1.
«Барыня-сударыня» (плоскостная лепка)
1
2.
«Смешарики» (лепка героев мультфильма)
3
3.
Панно «Рыбки» (коллективная работа лепка +окрашивание)
2
4.
«Волшебные сапожки»
·(плоскостная лепка + украшение татарскими узорами) (РНК)
1
5.
Лепка из теста «Котофей»
1
6.
«Рождественский венок»
1
7.
«Дед Мороз и Снегурочка» (плоскостная лепка)
2
Пластилинография
11
8.
«Птичий двор» (пластилинография + рисование)
2
9.
«Домик в деревне» (пластилинография)
2
10.
Лепка по сказке В.Сутеева «Кораблик-скорлупка»
1
11.
«Золото Хохломы» (пластилинография)
1
12.
Лепка из пластилина «Полкан-кентавр» (каргопольская игрушка)
1
13.
«Жостовский поднос» (пластилинография)
2
14.
«Человек в действии» (лепка по замыслу)
1
15.
«Шурале» Лепка по замыслу детей по мотивам сказок Г.Тукая (РНК)
1
Бумагопластика
10
16.
Ознакомление с понятием «Оригами». Обучение приемам складывания бумаги.
1
17.
«Ножницы-помошницы» (изготовление заготовок)
1
18.
«Кораблик» (оригами)
1
19.
«Бумажные человечки» (поделки методом скручивания бумаги)
1
20.
«Лебедь» (аппликация + рисование по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)
1
21.
«Петушок – золотой гребешок» (обрывная аппликация)
1
22.
«Зимний лес» (аппликация с использованием ваты)
1
23.
«Казанский кремль» (объемная аппликация) (РНК)
1
24.
«Журавлик» (оригами)
1
25.
«Пижма в вазе» (аппликация + пластилинография с использованием салфеток и коктельных трубочек)
1
Палитра красок
15
26.
«Домик Бабы Яги» (рисование по замыслу)
1
27.
«Фрукты в вазе» (рисование с натуры)
2
28.
«Подсолнух» (рисование, отпечатки, рисование крупами)
2
29.
«Пингвины на льдине» (рисование + аппликация)
1
30.
«Хохломская матрешка»
2
31.
«Зимние забавы» (сюжетное рисование)
2
32.
«Закат над лесом (морем)» (граттаж)
2
33.
«Шаль для красавицы весны» (коллективное рисование с использованием элементов татарского орнамента) (РНК)
1
34.
«Мамочка любимая моя» (портрет)
1
35.
«Моя семья» (сюжетное рисование)
1
Итого:
47
Организационный раздел
Используемые материалы:
Гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров, малярные кисти, поролоновые губки, ватные палочки, фломастеры, коктейльные трубочки, стаканы для воды, пластилин, стеки, тесто (соль, вода, мука), клейстер, клеевые кисти, салфетки, влажные салфетки, бумага разной текстуры и цвета, природный и бросовый материал, зубочистки, различные макаронные изделия, крупы, семечки, пуговицы, бусины, пайетки, и т.д.
Примерное календарное планирование (средняя группа)
№
Тема
Раздел
Содержание работы
октябрь
1
Знакомство со свойствами пластилина.
Пластилинография
Экспериментирование с пластилином. Обучение различным методам работы с пластилином. Изготовление фигурок из пластилина по желанию детей.
2
Знакомство с тестом для лепки
Тестопластика
Обучение изготовлению теста. Правила работы с тестом для лепки. Приемы и методы работы.
3
«Гусенички на листике».
Тестопластика
Изготовление гусеничек путем скатывания шариков из разноцветного теста, и нанизывания их на нитку.
4
«Бабочка».
Тестопластика
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел
5
«Такая разная бумага!»
Бумагопластика
Знакомство со свойствами бумаги. Обучение приемам работы с бумагой.
6
«Ножницы-помощницы»
Бумагопластика
Вырезывание заготовок из бумаги.
7
«Одуванчики»
Бумагопластика
Аппликация с использованием ватных дисков.
8
«Царство красок»
Палитра красок
Ознакомление с правилами работы с разными видами красок (гуашь, акварель). Экспериментирование с цветом.
ноябрь
9
«Был лист белый - стал цветной!»
Палитра красок
Обучение разным способам создания фона.
10
«Пасмурный осенний день»
Палитра красок
Рисование фона акварелью, деталей – восковыми мелками.
11
«Наш осенний лес»
Пластилинография
Изготовление изображения осеннего леса при помощи пластилина на листе картона.
12
«Солнышко».
Тестопластика
Лепка плоскостного солнышка из теста на картоне, украшение различными крупами.
13
«Люблю березку русскую»
Палитра красок
Рисование березы, передавая характерные признаки ствола жесткой кистью, а листьев – отпечатками.
14
«Осеннее дерево»
Тестопластика
Лепка фактурного изображения дерева (яблони) с яблочками на листе картона.
15
«Дуб»
Пластилинография
Аппликация из сухих листьев, дорисовывание деталей восковыми мелками или красками по выбору детей.
16
«Цыплята»
Бумагопластика
Аппликация из смятой бумаги.
декабрь
17,18
«Корзина с фруктами»
Тестопластика
Лепка корзины, методом переплетения жгутиков из теста, и фруктов по желанию детей.
19
«День – ночь»
Палитра красок
Рисование гуашью на листе поделенном на 2 части: день и ночь.
20
«Матрешка»
Пластилинография
Заполнение силуэта матрешки тонким слоем пластилина, оформление лица, оформление узоров на платье при помощи материалов по выбору детей (пайетки, бисер, крупы, пластилин)
21
«Пчела и оса» (по сказке А.Алиша)
Тестопластика
Лепка из теста пчелы и осы, отмечая их отличительные признаки.
22
«Маленькой ёлочке холодно зимой»
Палитра красок
Рисование жесткой кистью, гуашь, оформление (снег) при помощи ватных комочков.
23
Новогодние украшения.
Бумагопластика
Изготовление новогодних игрушек из бумаги (гирлянды, шары, фонарики)
январь
24
«Жар птица»
Пластилинография
Рисование пластилином туловища жар-птицы, оформление хвоста из сухих листьев.
25
«Аю (медведь)»
Тестопластика
Лепка медведя из цветного теста, за основу используется шарик из фольги.
26
«Снеговики»
Бумагопластика
Аппликация с использованием ватных дисков.
27,28
«Корзина с цветами»
Пластилинография
Аппликация из салфеток с элементами пластилинографии.
февраль
29
«Снежный кролик».
Тестопластика
Лепка из теста, отмечая характерные признаки кролика.
30
«Укрась калфак»
Бумагопластика
Аппликация, изучение элементов тат. орнамента.
31
«Колокольчики».
Тестопластика
Лепка из теста колокольчиков, украшение по выбору детей.
32
«Ежики на поляне»
Тестопластика
Композиция из цветного теста с использованием природных материалов.
33
«Кораблик»
Тестопластика
Лепка из теста кораблика, мачта – зубочистка, парус – из ткани (подарок папам на 23 февраля)
34
«Роспись барышни дымковскими узорами»
Палитра красок
Роспись силуэта барышни из плотной бумаги (материал по выбору детей), используя разные приемы рисования узоров, отмечая характерные особенности дымковских узоров.
март
35,36
«Ваза с цветами»
Палитра красок
Натюрморт с использованием заготовок из салфеток и бумаги, в подарок мамам к 8 марта.
37
«Чебурашка».
Тестопластика
Лепка из теста объемной чебурашки, основа – фольга.
38,39
«Аквариум»
Пластилинография
Вильнёт хвостом туда – сюда
И нет её, и нет следа.
Рисование пластилином.
40
«Свинка»
Тестопластика
Лепка из теста, основа – фольга.
апрель
41
«Строим дом
многоэтажный»
Бумагопластика
Мозаика из рваной бумаги
42,43
«Ракета»
Тестопластика
Лепка из теста, основа – фольга.
44
«Гнездо с птенцами»
Пластилинография
Лепка из пластилина, используя разные способы лепки.
45
«Мама птичка»
Пластилинография
Лепка из пластилина
46
«Птички на веточке»
Палитра красок
Рисование красками птичек, придавая им разные позы и направление головы.
48
«Черепаха»
Бумагопластика
Обрывная аппликация из салфеток
49
«Филимоновское чудо»
Палитра красок
Рисование по мотивам филимоновских игрушек по замыслу детей.
Примерное календарное планирование (старшая группа)
№
Тема
Раздел
Содержание работы
октябрь
1
Лепка по замыслу детей.
Пластилинография
Экспериментирование с пластилином. Изготовление фигурок из пластилина по желанию детей.
2
«Чудо-тесто».
Тестопластика
Обучение приемам изготовления цветного теста для лепки.
3
«Ножницы-помощницы»
Бумагопластика
Вырезывание заготовок из бумаги.
4
«Уточка из Дымково»
Тестопластика
Лепка из теста уточки по мотивам дымковских игрушек.
5
«Облака»
Бумагопластика
Аппликация из салфеток на тонированном листе бумаги.
6
«Водяная»
Палитра красок
Рисование по замыслу детей, по мотивам сказки Г.Тукая.
7
«Светофор»
Бумагопластика
Аппликация с использованием ватных дисков.
8
«Совенок»
Пластилинография
Рисование пластилином, с последующим заполнением рисовой и гречневой крупой.
ноябрь
9
«Осенний сквер»
Палитра красок
Рисование акварелью.
10
«Стрекозки прилетели»
Тестопластика
Лепка из теста с использованием кленовых «крылаток»
11
«Белочка»
Пластилинография
Изготовление изображения белочки при помощи пластилина на листе картона.
13,14, 15
«Сине-голубое чудо Гжели»
Палитра красок
Знакомство с гжельской росписью, рисование растительных узоров в характерной для гжели сине-бело-голубой гамме.
16
«Казанский кот»
Тестопластика
Лепка из теста кота в тюбетейке с гармошкой или другим атрибутом.
декабрь
17,18
Придумай свой городецкий узор
Пластилинография
Рисование пластилином узоров, характерных для городецкой росписи.
19,20
«Зимний пейзаж»
Палитра красок
Рисование гуашью, придание фактурности при помощи манной крупы.
21
Цепочка из колец
Бумагопластика
Изготовление из бумаги цепочки из разноцветных колец для украшения новогодней елочки.
22
«Новогодняя елочка
Пластилинография
Рисование пластилином с использованием украшений из круп и макарон.
23
«Снегурочка»
Пластилинография
Лепка из пластилина фигурки снегурочки.
январь
24,25
«Сказочный мир Каргополья»
Пластилинография
Лепка каргопольских игрушек по выбору детей.
26,27
«Пиала»
Тестопластика
Лепка и окрашивание по мотивам тат. узоров.
28
«Снегирь»
Палитра красок
Рисование гуашью, с использованием ватных дисков.
февраль
29
«Дома»
Палитра красок
Создание картины вечернего города, используя прием процарапывание.
30
«Веселый зоопарк»
Тестопластика
Лепка из теста животных в зоопарке, создание коллективной композиции.
31
«Мышка из сердечек»
Бумагопластика
Поделка из цветного картона к 14 февраля.
32
«Парусник»
Пластилинография
Аппликация с элементами пластилинографии.
33
«Я люблю свою лошадку»
Бумагопластика
Аппликация + рисование восковыми мелками, фломастерами.
март
34
«Укрась доску для мамы татарским узором»
Бумагопластика
Аппликация с использованием готовых форм.
35,36, 37
«Дымковские игрушки»
Тестопластика
Лепка из теста дымковских игрушек, и последующее окрашивание.
38
«Полевые цветы».
Бумагопластика
Объемная аппликация с использованием заготовок из гофрированной бумаги.
39
«Весна»
Палитра красок
Рисование по замыслу детей.
апрель
40
«Радуга-дуга»
Палитра красок
Рисование радуги широкой кистью.
41,42
«Веселый клоун – грустный клоун»
Пластилинография
Рисование карандашами и пластилином.
43
«Зебра»
Бумагопластика
Обрывная аппликация, заполнение готовой формы полосками бумаги черного и белого цветов.
44
«Моя любимая игрушка»
Пластилинография
Лепка по замыслу.
45,46
Панно «Татарские узоры»
Тестопластика
Плоскостная лепка из теста и раскрашивание гуашью.
47
«Салют»
Палитра красок
Рисование салюта техникой граттаж или воскография.
Примерное календарное планирование (подготовитеьная группа)
№
Тема
Раздел
Содержание работы
октябрь
1
«Ножницы-помошницы»
Бумагопластика
Вырезывание заготовок из бумаги.
2
«Барыня-сударыня»
Тестопластика
Плоскостная лепка дымковской барыни из цветного теста.
3
«Домик Бабы Яги»
Палитра красок
Рисование по замыслу.
4
«Оригами»
Бумагопластика
Ознакомление с понятием «Оригами». Обучение приемам складывания бумаги
5
«Кораблик»
Бумагопластика
Оригами
6,7
«Птичий двор»
Пластилинография
Рисование карандашами, фломастерами и пластилином.
8
«Бумажные человечки»
Бумагопластика
Поделки методом скручивания бумаги.
ноябрь
9,10
«Фрукты в вазе»
Палитра красок
Рисование с натуры.
11
«Лебедь»
Бумагопластика
Аппликация и рисование по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».
12,13, 14
«Смешарики»
Тестопластика
Лепка героев мультфильма, и последующее окрашивание.
15,16
«Подсолнух»
Палитра красок
Рисование, отпечатки, рисование крупами.
декабрь
17
«Кораблик-скорлупка»
Пластилинография
Лепка по сказке В.Сутеева
18
«Петушок – золотой гребешок»
Бумагопластика
Обрывная аппликация, с использованием пластилинографии.
19
«Пингвины на льдине»
Палитра красок
Рисование гуашью, аппликация.
20
«Зимний лес»
Бумагопластика
Аппликация с использованием ваты.
21,22
«Дед Мороз и Снегурочка»
Тестопластика
Плоскостная лепка из теста и окрашивание.
январь
23
«Рождественский венок»
Тестопластика
Плетение венка из теста, украшение природными материалами.
24
«Золото Хохломы»
Пластилинография
Рисование пластилином, используя традиционную для хохломы цветовую гамму.
25,26
«Хохломская матрешка»
Палитра красок
Разрисовывание готовой формы.
27,28
«Зимние забавы»
Палитра красок
Сюжетное рисование.
февраль
29,30
«Рыбки»
Тестопластика
Лепка разных рыбок из теста, окрашивание, составление коллективного панно.
31
«Полкан-кентавр»
Пластилинография
Лепка из пластилина по мотивам каргопольской игрушки.
32
«Казанский кремль»
Бумагопластика
Объемная аппликация из готовых форм.
33,34
«Закат над лесом (морем)»
Палитра красок
Граттаж.
35
«Журавлик»
Бумагопластика
Оригами.
март
36
«Шаль для красавицы весны»
Палитра красок
Коллективное рисование с использованием элементов татарского орнамента.
37
«Мамочка любимая моя»
Палитра красок
Рисование красками портрета мамы, соблюдая пропорции человеческого лица.
38,39
«Жостовский поднос»
Пластилинография
Рисование пластилином на картонной форме по мотивам жостовской росписи.
40
«Котофей»
Тестопластика
Лепка из теста кота, передавая его характер, настроение.
апрель
41
«Человек в действии»
Пластилинография
Лепка из пластилина человека, соблюдая пропорции, предавая позы (бежит, сидит и т.п.)
42
«Волшебные сапожки»
Тестопластика
Плоскостная лепка из теста, украшение татарскими узорами при помощи цветного теста.
43
«Пижма в вазе»
Бумагопластика
Аппликация + пластилинография с использованием салфеток и коктельных трубочек
44
«Шурале»
Пластилинография
Лепка по замыслу детей по мотивам сказок Г.Тукая.
45
«Моя семья»
Палитра красок
Сюжетное рисование.
46,47
«Домик в деревне»
Пластилинография
Изображение домика и участка вокруг пластилином на картоне.
Список литературы
1.С.В.Погодина. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. М. «Вако» 2015.
2.Н.Алексеевская. Волшебные ножницы. М. «Лист» 1998
3.И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки. М. «Сфера» 2007.
4.И.М.Петров. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. С-Пб. «Детство-пресс» 2000.
5.А.Верхола. Чудеса из природных материалов. Делаем вместе с мамой. «Питер» 2014.
6.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Т.С.Комаровой. М. «Просвещение» 1991.
7.Н.В.Бородкина. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. Ярославль, 2011.
8.Н.Г.Мейстер «Лепим из бумаги.»
9.Ребёнок в детском саду. №1 2006.
15