Презентация по биологии на тему Основы генетики (9 класс)


ГЕНЕТИКА ВСЮДУ: в методах, задачах, заданиях.ЦЕЛЬ: подготовка к ЖИЗНИ! Учитель биологииДолгополова Н.М. Генетика- наука о наследственности и изменчивости НаследственностьИзменчивостьГенотип? От каких факторов зависит реализация наследственной информацииФенотип Великий среди великих… - первый генетик Грегор Мендель (1828-1884) – Установил, что передача наследственных признаков потомству определяется независимыми и несмешивающимися наследственными задатками - факторами, которые позже получили название генов. Оценка заслуг Менделя:«Метод автора и способ выражать свои результаты в формулах заслуживают внимания и должны быть дальше разработаны»И.Ф.Шмальгаузен«Мендель опередил время. Он сделал тот единственный и самый главный шаг в науке – понял увиденное. Это был шаг в бессмертие. Именно он создал основу для быстрого развития генетики в наше время» Н.В.Тимофеев-Ресовский, 1965 Формальная генетика Переоткрытие законов - 1900 год – признание приоритета ученого Г.Менделя: Заслуги Г.Менделя - основоположника ГЕНЕТИКИ (8.02.1865) Метод гибридологическийПодбор родительских пар по признакам (фены) и анализ наследования задатковЗакономерности наследования (3 закона)Правило чистоты гаметПрогнозирование результата скрещиванияМатематическая обработка результатов (теория вероятности)Т.о. Разработан первый научный проект с математической обработкой результата (статистический метод, основанный на теории вероятности) Основные понятия генетики: ГенЛокусАллели А – желтая; а- зеленаяАА ; аа- гомозиготаАа- гетерозиготаФенотипы желтый; зеленыйГенотипы АА(дом.) аа(рец.)Гаметы А аР F11 СИМВОЛЫ И ЗНАКИ Р – родителиженская особьмужская особьскрещиваниеF- гибридыА –доминантный генА- рецессивный генАА, аа - гомозиготыАа - гетерозиготы Задачи по генетике. Типы: А. ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД. 1. Законы Менделя (1, 2, 3) 2. Взаимодействие генов - аллельные гены - неаллельные гены 3. Признаки, сцепленные с полом 4. Задачи с использованием генетического кода.Б. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД: 1. Составление родословной 2. Анализ родословной по алгоритму.В. ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД. 1. Анализ предложенной кариограммы (норма). 2. Анализ вариантов кариограмм (мутации). Первый закон Менделя- закон единообразия гибридов первого поколения. Задача 1. Условие: Отец – правша, у которого предки были только праворукими, женится на леворукой женщине. Правша – доминантный тип наследования.Задание: Какова вероятность рождения детей – левшей? Объясните ответ. Какие закономерности, законы, категориигенетики Вы применяли при решении? Р А А а а х правша левша G (гаметы) А а F1 А а правши Понятия: моногибридное скрещивание, гомозигота, гетерозигота, гаметы, доминантный признак, рецессивный признак, аллельные гены Задача 2. Анализирующее скрещивание (вариант 1). Каков генотип отца, если у матери - нормальное зрение, но все дети страдают миопией. Миопия (близорукость) – доминантный аутосомный признак Р ХХ х аа Ответ: Все потомство единообразно – близорукие дети, значит, неизвестный генотип отца - АА. Р АА х аа а а Х Аа Аа Х Аа Аа Второй закон Менделя – закон расщепления. Задача 4. Р А а правша А а правша х G А А а а А а А А А а а а Понятия: решётка Пеннета, генотип, фенотип, F1 А А А а А а а а правша. правша. правша левша 3 : 1 (по фенотипу) Задания: 1. Определите варианты здоровья детей, родившихся в семье, где оба родителя имеют повышенное содержание холестерина в плазме крови. Р Аа х Аа Генотипы: 1 АА : 2 Аа : 1 аа Фенотипы: 1 АА : 2 Аа : 1 ааОтвет: вероятность рождения детей с тяжелым АТСК – 25%; с повышенным содержанием холестерина – 50%; с нормальным содержанием – 25%. 2. Определите вероятность рождения детей с данной аномалией и степень ее выраженности в семье, если известно, что один из родителей страдал атеросклерозом, имел ксантомы на склере глазного яблока, другой был из неблагополучной по гиперхолестеринемии семьи. Третий закон Г.Менделя - При скрещивании особей, отличающихся по двум и более альтернативным признакам в первом поколении имеет место явление НЕЗАВИСИМОГО КОМБИНИРОВАНИЯ, в итоге которого дочерние особи будут отличными по фенотипу от родительских. При решении этих задач составляйте решетку Пеннета! Задача 7. Ген – эволюция определения: -Ген (цистрон) (1992) – фрагмент ДНК, участвующий в образовании полипептидной цепи; в его состав входят также участки, расположенные перед кодирующей последовательностью и после нее (лидерная и концевая области), а также инсерционные последовательности (интроны).Ген – фрагмент ДНК, ассоциированный (связанный) с регуляторными последовательностями, соответствующий определенной единице транскрипции и выполняющий определенные функции (2000) Г е н - эволюция представления ГЕН - последовательность нуклеотидов ДНК, которой может быть приписана определенная функция в организме (1988).Ген - cтруктурная, функционально неделимая единица НИ, представляющая собой участок молекулы ДНК (реже РНК), кодирующий синтез одной макромолекулы (полипептидов, тРНК либо рРНК).2. ГЕН (цистрон) – фрагмент ДНК, участвующий в образовании полипептидной цепи; а также участки, расположенные перед кодирующей последовательностью и после нее (лидерная и концевая области), а также инсерционные последовательности (интроны) (1992). 3. Ген - фрагмент ДНК, ассоциированный с регуляторными последовательностями, соответствующий определенной единице транскрипции и выполняющий различные функции (1997). 4. Ген - совокупность сегментов ДНК, которые вместе составляют экспрессируемую единицу, обусловливающую образование специфического функционального продукта – либо молекулы РНК, либо полипептида (2012). Ген - определения Сцепленное наследование и кроссоверные единицы ЗАДАЧА 15. Классическая гемофилия и дальтонизм наследуются как рецессивные признаки, сцепленные с Х-хромосомой. Расстояние между генами определено в 9,8 морганиды.1. Девушка, отец которой страдает одновременно гемофилией и дальтонизмом, а мать здорова и происходит из благополучной по этим признакам семьи, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятные фенотипы детей от этого брака.2. Женщина, мать которой страдала дальтонизмом, а отец гемофилией, вступает в брак с мужчиной, страдающим обоими заболеваниями. Определите вероятность рождения детей в этой семье с обеими аномалиями. Ответ: Вероятность рождения мальчиков с гемофилией и дальтонизмом – 22,5%; с гемофилией – 2,45%; с дальтонизмом – 2,45%; здоровых – 22,5%. Гемофилия XhD У- 2,45% XHD XhD - 2,45% XhD – 4,9% Дальтонизм XHd У- 2,45% XHD XHd - 2,45% XHd – 4,9% Гемофилия и дальтонизм Хhd У- 22,5% XHD Хhd - 22,5% Хhd – 45,1% Здоров XHD У - 22,5% XHD XHD - 22,5% ХHD – 45,1% Y – 50% XHD – 50% Гаметы:Женск. /Мужск. Б. Генеалогический метод (составление родословной на основании легенды) Составление родословной и алгоритм ее анализа Сколько поколений в родословной? 2. Каков тип наследо-вания 3. а) Аутосом-ный, или б) сцеплен с полом 4. Прогноз для детей пробанда Считаете по вертикали 1.Доминантный2.Рецессивный Если «б»,то а) с Х- или б) с У-хромосомой По законам Менделя(или варианты) 1. Родословная с доминантным типом наследования шестипалости 1.а. Аутосомно-доминантный тип наследования В. Цитогенетический метод – составление кариограммы Анализ кариограммы:Количество хромосом - ;2. Пол пациента - мужской; 3. Формула кариограммы 46 ХУ;4. Оценка (+ или -)