Программа литературно — драматического кружка Творческая мастерская
Дополнительная
общеразвивающая образовательная программа
общекультурного направления
«Литературно – драматический кружок «Творческая мастерская»».
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Филатова Надежда Сергеевна.
Липецк 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа школьного театрального кружка является адаптированной, составлена на основе Образовательной программы «Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля, автор Е.И.Косинец, М.: МИОО.2014 года в соответствии с ФГОС ООО) и имеет художественную направленность. Образовательная программа направлена на обучение учащихся основам литературного и театрального искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида.
Программа «Творческая мастерская» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности.
Актуальность программы.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Цель программы - обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Планомерное раскрытие творческих способностей детей, создание условий для гармоничного развития и успешной личностной реализации, постановка театрализованных представлений в учебных целях. Помимо названного, цели программы сочетаются с основными идеями системы дополнительного образования детей, которые мотивируют включение в процесс обучения интегрированных дисциплин. Развитие мотивации детей к познанию и творчеству через интегрированные технологии включает в себя: изучение основ театрального искусства; актерское мастерство; элементы ритмопластики; изучение основ правильного прочтения литературного произведения; освоение техники речи, основ импровизации и контакта.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
познакомить с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
обеспечить поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
Воспитательные задачи:
воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения;
воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики;воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру;воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
раскрывать творческие возможности детей, дать способ реализации этих возможностей.
Развивающие задачи:
развивать творческие возможности детей;
развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел;
развивать у детей навык действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом;
развивать умение действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние;
развивать речевую культуры;
развивать эстетический вкус.
Отличительная особенность программы - слияние двух важнейших составляющих нашего искусства - театральной деятельности и литературы, что является основой концепции литературно – драматического кружка. Подобная концепция позволяет осуществить комплексную эстетическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения, деятельный, последовательный подход к формированию художественно - эстетических способностей учащихся.
Реализация программы опирается на следующие принципы:
•постепенность развития профессиональных данных у учащихся;
•постепенность увеличения артистической нагрузки и технической трудности;
•систематичность и регулярность занятий;
•целенаправленность учебного процесса.
Программа рассчитана на обучающихся 11-12 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся по понедельникам, средам и пятницам (длительность-1ч 40мин). Всего 5 часов в неделю.
Количество часов, на которое рассчитана программа в соответствии с учебным планом – 170 часов.
Занятия проходят в актовом зале. Музыкальное сопровождение – аудиозаписи, использующиеся для репетиций и постановок.
Формы организации занятий:
Основной формой учебной работы является урок (состав группы 15 человек). Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимся для отработки дикции, мезансцены.
Важное значение имеет также работа по подготовке театральных игр, конкурсов, викторин, бесед, экскурсий в театр и музеи, спектаклей, праздников.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Основные методы работы:
наглядный – практический показ;
словесный – объяснение;
творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.
Ожидаемые результаты освоения программы:
учащиеся знакомятся с правилами поведения зрителя, этикета в театре до, во время и после спектакля;
учащиеся знакомятся с видами и жанрами театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
обучающиеся формируют навыки чёткого произношения в разных темпах 8-10 скороговорок;
обучающиеся формируют навыки прочтения наизусть стихотворений русских авторов;
учащиеся овладевают комплексом артикуляционной гимнастики;
обучающиеся формируют навыки действия в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
учащиеся овладевают навыком произношения скороговорки и стихотворного текста в движении и разных позах;
учащиеся формируют навык произношения на одном дыхании длинной фразы или четверостишия;
обучающиеся учатся произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
учащиеся совершенствуют навык чтения наизусть стихотворного текста, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
учащиеся формируют навыки построения диалога с партнером на заданную тему;
обучающиеся овладевают способами подбора рифмы к заданному слову и составления диалога между сказочными героями.
В целом дополнительная общеразвивающая образовательная программа хореографической студии отвечает требованиям технологичности и возможностям её использования в широкой образовательной практике.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа «Литературно – драматический кружок «Творческая мастерская»» состоит из 5 –ти разделов:
Введение,
Культура и техника речи,
Ритмопластика,
Театральная игра,
Этика и этикет.
Раздел «Введение» предусматривает знакомство учащихся с основными принципами и элементами работы литературно – драматического кружка.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала (т.е. на каждом уроке используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.
Индивидуальный учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
теоретические практические
Введение
1 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка 1
2 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка литературно - драматического кружка «Творческая мастерская»» 2
Культура и техника речи
1 Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).3
2 Выпуск газеты «Слово о театре…» 2
3 Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата 1
4 Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»3
5 Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. 1
6 Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. 1
7 Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). 2
8 Составление небольшого рассказа «Многоликие слова». 1
9 Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. 1
10 Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. 1
11 Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина про слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). 1
12 Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице. 1
13 Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста. 1
Ритмопластика
1 Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. 1
2 Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). 1
3 Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) 1
4 Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». 2
5 Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. 3
6 Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. 1
7 Испытание пантомимой. 2
8 Тренировка ритмичности движений. 1
9 Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). 2
10 Совершенствование осанки и походки. 1
11 Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».
1
12 Пантомимический этюд – тень 1
13 Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. 2
Театральная игра
1 Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» 1
2 Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. 1
3 Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). 1
4 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. 1
5 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. 1
6 Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 2
7 Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 2
8 Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 2
9 Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. 1
10 Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. 1
11 Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями 1
12 Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). 1
13 Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). 1 1
14 Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).1
15 Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). 2
16 Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). 1 2
17 Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. 3
18 Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». 1 19 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен. 2
20 Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. 3
21 Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. 3
22 Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. 3
23 Выступление перед учащимися младших классов. 2
24 Анализ выступления. (Приглашаются учителя начальных классов). 1
25 Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)1
26 Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. 2
27 Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок». 1 28 Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей. 2
29 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением 3
30 Генеральная репетиция 3
31 Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня). 1
32 Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). 1
33 Значение подробностей в искусстве. 1 34 Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин). 2
35 Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) 1 36 Сценические этюды на воображение.
Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно). 2
37 Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. 1
38 Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). 1
39 Техника грима. Светотень. 1
40 О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица. 1
41 Анализ мимики своего лица. 1
42 Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. 1
43 Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. 2
44 Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. 2
45 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. 3
46 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. 4
47 Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). 1
48 Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. Оформление сцены. 3
49 Премьера. (Перед учащимися начальных классов) 2
50 Анализ выступления. 1
51 Посещение театра. 13
Этика и этикет
1 Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).2
2 Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») 2
3 Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). 1
4 Привычки дурного тона. (Этикет) 1 5 Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество) 3
6 Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство») 1 1
7 Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») 2
8 Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. 1
9 Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) 2
10 Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)3
11 (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. 1 1
12 (Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды. 2
13 Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. 2
14 Круглый стол «Азбука общения» 2
15 Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)1
16 Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). 1 1
17 Анализ работы за год 1
Итого 15 155
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Введение».
Знакомство с планом кружка.
Выбор актива кружка.
Изготовление «Уголка литературно - драматического кружка «Творческая мастерская»».
Раздел «Культура и техника речи».
Игры и упражнения, направленные на развитие внимания.
Выпуск газет о театре.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.
Игры по развитию языковой догадки.
Игры по развитию чёткой дикции, логики речи и орфоэпии.
Игры со словами, развивающие связную и образную речь.
Занятия, направленные на расширение словарного запаса и усовершенствование работы со словом.
Раздел «Ритмопластика».
Подготовка к этюдам: совершенствование физических данных.
Отработка сценических этюдов.
Тренировки, направленные на усовершенствование чувства ритма и движений.
Занятия пантомимой. Постановка пантомимических этюдов.
Раздел «Театральная игра».
Знакомство со структурой и профессиями театра.
Знакомство с особенностями театрального искусства.
Постановка сказки по мотивам сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Постановка сказки «Как Иван – дурак чёрта перехитрил».
Постановки по мотивам басен И. А. Крылова.
Постановка сказки по мотивам сказки С. Михалкова «Как медведь трубку нашёл».
Разработка и показ сценических этюдов.
Выступления на школьных праздниках.
Анализ проделанной работы.
Посещение театра.
Раздел «Этика и этикет».
Этика и общая культура человека.
Знакомство с понятиями, входящими в структуру этики и этикета.
«Золотое правило нравственности».
Культура речи.
Нормы общения и поведения.
Создание сценических этюдов, демонстрирующих знание норм этики и этикета.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Музыкальный центр;
музыкальная фонотека;
аудио и видео кассеты;
СД– диски;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
пальчиковые куклы;
сценический грим;
видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
сценарии сказок, пьес, детские книги.
Учебно-методический комплекс
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с