Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы по БУП-2004
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 Х.КРАСНАЯ НИВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель _______Е.С.Емельчугова .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Порусскому языку
Уровень образования (класс)основное общее образование 6-9 классы
Количество часов 578 ч. (6 класс – 204 ч., 7 класс – 170 ч., 8 класс – 102 ч., 9 класс – 102 ч.)
Учитель Березуцкая Инна Викторовна, Ольшевская Людмила Николаевна
Программа разработана на основе «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11классы. Основной курс». М.,«Мнемозина», 2009 г.
1. Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Настоящая программа по русскому языку создана на основе следующих документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ,
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 г.;
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089,
Федеральная примерная программа основного общего образования по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями,
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»,
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»,
Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015 года № 47-12606/15-14 «О внесении дополнений в рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между уровнями образования: начальным и основным. Содержание курса русского языка в основной школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение курса «Русский язык» 578 часов. В V, VI классах выделяется по 204 часа (из расчета 6 учебных часов в неделю), VII классе – 170 часов (из расчета 5 учебных часов в неделю), VIII классах – 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю), в IX классе – 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю, 1 час добавлен из школьного компонента).В процессе преподавания русского языка, осуществляя принцип единства обучения и воспитания, учитель формирует у школьников основные представления о языке, его развитии и значении, прививает им любовь к русскому языку, бережное отношение к слову, стремление овладеть богатствами языка, использует уроки русского языка для нравственного, эстетического воспитания, проводя коррекцию дидактической и социальной запущенности учащихся.4. Содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Раздел 1. Речь и речевое общение (20ч.)
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность (15ч.)
1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2.Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Раздел 3. Текст (45ч.)
1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Раздел
Раздел 4. Функциональные разновидности языка (40ч.)
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Особенности языка художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). 2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах с использованием разных средств аргументации. Информационная переработка текста.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Раздел 5. Общие сведения о языке (15ч.)
1. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык - язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия (15ч.)
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Основные выразительные средства фонетики. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
2. Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.
Раздел 7. Графика (5ч.)
1. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j']- Прописные и строчные буквы.
2. Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Овладение звуковым и буквенным анализом слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SМS-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование (40ч.)
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов. Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слова. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.
Раздел 9. Лексикология и фразеология (40ч.)
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.
2. Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности, происхождения. Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности. Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 10. Морфология (165ч.)
1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 11. Синтаксис (126ч.)
1.Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка
Раздел 12. Культура речи (20ч.)
1. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм. Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
2.Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Раздел 13. Правописание: орфография и пунктуация (110ч.)
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 14. Язык и культура (58 ч.)
1. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни
5. Тематическое планирование
6 класс (204 часа)
I. Родной язык 3 ч.
Роль родного языка в жизни человека. Функциональные стили языка. Язык художественной литературы.
II. Русская орфография как система правил 20 ч.
Орфография как раздел правописания. Правописание безударной проверяемой гласной в корне слова. Правописание гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием. Правописание корней с чередованием –лаг-// -лож; -кас-// -кос-. Правописание корневой гласной ы/и после приставок. Правописание согласных в корнях слов. Группы приставок по выбору написания. Правописание приставок пре-/ -при-. Приставки иноязычного происхождения. Контрольное тестирование по теме «Правописание корней и приставок». Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Правописание окончаний существительных, прилагательных. Правописание окончаний глаголов. Правописание о – ё(е) после шипящих и ц в корне слова. Правописание о – ё(е) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. Правила использования Ь и Ъ. Правописание не с разными частями речи. Р./р. Обучающее изложение (упр.90). К.р. № 1. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
III. Синтаксис и пунктуация 19 ч.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксис. Предложение как единица синтаксиса. Члены предложения. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Р/р. Сочинение по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта». Односоставные предложения. Р/р. Обучение сжатому изложению (упр.127). Простое осложнённое предложение. Предложение с обобщающим словом при однородных членах. Предложения с обращением. Предложения с вводными словами. Предложения со сравнительным оборотом. Виды сложных предложений. Пунктуация в сложном предложении. Предложения с прямой речью. Диалог. Пунктуация как система правил. Разученный диктант (упр.190). (К.р.№2). Р/р. Сочинение –миниатюра (упр.191).
IV. Текстоведение 17 ч.
Основные признаки текста. Композиция текста. План текста и его виды. Виды связи предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь. Параллельная связь предложений в тексте. Р/р Сочинение- миниатюра (упр.218, 222, 225). Сочетание разных способов связи слов в предложении. Смысловая связь предложений в тексте. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Типы речи. Повествование. Описание и его виды. Р/р Изложение «Макс озорничает». Описание внешности человека. Требования к содержанию текста.Р/р Обучающее изложение. Анализ текста. Р/р Подготовка к сочинению по картине В.А.Серова. Р./р. Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».
V. Морфология
Имя существительное 17 ч.
Морфология. Части речи в русском языке. Морфологические признаки имен существительных. Способы образования существительных. Образование имен существительных путём сложения. Правописание сложных имён существительных.Слитное и дефисное написание сложных существительных. Культура речи. Языковые нормы. Р/р Подготовка к сочинению по картине В.Васнецова. Р/р Сочинение по картине В.Васнецова «Ковёр-самолёт». Культура речи. Грамматические нормы. Культура речи. Лексические нормы. Имя существительное как член предложения. Роль имен существительных в словосочетании. Роль имен существительных в предложении. Стилистическая роль существительных. Повторение по теме «Имя существительное». К.р. № 3. Зачёт по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное 18 ч.
Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имени прилагательного. Речевая роль прилагательного. Основные способы образования имен прилагательных. Словообразование прилагательных. Р./р. Сочинение по картине Г.Г. Мясоедова «Косцы (Страдная пора)». Правописание суффиксов прилагательных. Правописание н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных. Правописание сложных имён прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Правописание не с именами прилагательными. Культура речи. Правильное произношение имен прилагательных. Лексические нормы употребления имён прилагательных. Синтаксическая роль имени прилагательного. Роль прилагательного в словосочетании и предложении. Роль прилагательных в художественном и научном текстах. Выразительные возможности прилагательного. Р./р. Сочинение по картине Н.А.Пластова «Саня Маликов».
Глагол 17 ч.
Глагол. Морфологические признаки. Постоянные морфологические признаки глагола. Непостоянные морфологические признаки глагола. Наклонения глагола. Р/р Сочинение по картине В.Сурикова «Взятие снежного городка». Основные способы образования глаголов. Орфоэпические нормы употребления глаголов. Грамматические нормы употребления глаголов. Лексические нормы употребления глаголов. Глагол в словосочетании. Глагол в предложении. Роль глагола в художественном тексте. Р./р. Изложение «Пешком из Россоши». Роль глагола в текстах разных стилей. Систематизация материала по теме «Глагол». Р./р. Подготовка к сочинению по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Р./р. Сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Деепричастие и причастие как особые формы глагола.
Деепричастие 12 ч.
Деепричастие как особая форма глагола. Морфологические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Роль деепричастного оборота в предложении. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Р./р. Сжатое изложение «Братишка». Правописание не с деепричастиями. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Грамматические нормы. Лексические нормы. Контрольная работа по теме «Деепричастие» (№ 4). Причастие. Морфологические признаки причастия. Постоянные, непостоянные морфологические признаки причастия. Роль причастия в художественном описании. Р/р Сочинение-миниатюра «Золотая осень». Правописание безударных окончаний причастий. Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте. Понятие об обособлении. Действительные и страдательные причастия.Образование действительных причастий настоящего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Использование глагольных форм в художественных текстах. Р/Р Сочинение-миниатюра по картине «Грачи прилетели». Полные и краткие причастия. Правописание Н и НН в причастиях. Подготовка к контрольной работе по причастию. Контрольная работа № 5. Орфоэпические нормы в употреблении причастий. Грамматические нормы в употреблении причастий. Лексические нормы в употреблении причастий. Причастие и деепричастие в словосочетании и предложении. Синтаксическая роль причастий и деепричастий. Деепричастия и причастия в тексте. Повторение по теме «Причастие». Контрольная работа по теме «Глагол и его формы» (К.р. № 6). Анализ контрольной работы.
Имя числительное19 ч.
Имя числительное как часть речи. Имена числительные количественные и порядковые. Р./р. Сжатое изложение «За спасение больных». Написание Ь в количественных числительных. Правописание количественных и порядковых числительных. Склонение количественных числительных от 5 до 30 и от 50 до 80. Склонение числительных 200, 300, 400 и числительных, оканчивающихся на -сот. Склонение числительных сорок, девяносто, сто. Склонение числительных один, два, три, четыре. Склонение собирательных числительных. Склонение дробных числительных. Склонение составных числительных. Р/р Сочинение-миниатюра по картине «Карточный домик» З.Серебряковой. Образование падежных форм порядковых числительных. Разученный диктант.Орфоэпические и грамматические нормы в употреблении имён числительных. Лексические нормы в употреблении имён числительных. Синтаксическая роль имен числительных. Роль числительного в тексте.
Местоимение 23 ч.
Местоимение как часть речи. Разряд как постоянный морфологический признак местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение. Притяжательные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Грамматические признаки притяжательных и вопросительно-относительных местоимений. Неопределённые местоимения. Использование неопределённых местоимений в речи. Отрицательные местоимения. Правописание отрицательных местоимений. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Употребление в речи определительных местоимений. Р/Р. Сочинение по данному началу (упр. 881). Культура речи. Правильное употребление местоимений в речи. Синтаксическая роль местоимения. Местоимение в тексте. Местоимение как средство связи предложений и абзацев текста. Повторение по теме «Местоимение». Повторение разрядов местоимений. Контрольная работа № 7. Анализ контрольных работ.
VI. Повторение изученного в 6-м классе 12 ч.
Языковые признаки слова. Слово как основная единица языка. Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии. Слитные, дефисные, раздельные написания. Правописание приставок, предлогов, частиц. Простое осложнённое предложение. Виды грамматического разбора. Орфографический и пунктуационный анализ текста. Контрольная работа № 8. Анализ контрольной работы. Текстоведческий анализ.
7 класс (170 ч.)
1. Язык как развивающееся явление 2 ч.
Наш язык. Исторические изменения русского языка.
2. Фонетика и орфоэпия 2 ч.
Звуки и буквы. Орфоэпия как раздел лингвистики.
3. Словообразование самостоятельных частей речи 7 ч.
Основные способы образования слов. Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы. Морфологические способы образования слов. Неморфологические способы образования слов. Основные способы образования наречий. Неморфемные способы образования слов. Контрольная работа № 1. Диктант с языковым анализом текста.
4. Лексика и фразеология 4 ч.
Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова. Фразеологизмы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Устаревшие слова.
5. Грамматика: морфология и синтаксис 10 ч.
Части речи. Изложение. Именные части речи. Морфологические признаки частей речи. Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Причастные и деепричастные обороты. Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.Шишкина и К.Юона). Сочинение по картине И.Шишкина и К.Юона «Гимн русской зиме». Виды предложений. Простое осложнённое предложение.
6. Орфография 9 ч.
Разделы русской орфографии. Правописание морфем. Правописание корней. Правописание суффиксов. Правописание Н и НН в причастиях. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Написание Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание НЕ с причастиями. Разученный диктант с творческим заданием (на материале упр.261).
7. Пунктуация 4 ч.
Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. Предложения с обособленными членами. Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью.
8. Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи 7 ч.
Правильное употребление имён существительных. Грамматические нормы употребления имён существительных. Правильное употребление имён прилагательных. Правильное употребление имён числительных. Правильное употребление местоимений. Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий. Нормы употребления глаголов, причастий, деепричастий.
9.Текст как произведение речи 2 ч.
Основные признаки текста (повторение). Этапы работы над сочинением.
10. Точность и логичность речи 4 ч.
Точность и логичность речи. Композиция текста. Виды связи предложений в тексте. Подготовка к сочинению по картине А.Пластова «Первый снег». Написание сочинения по картине А.Пластова «Первый снег».
11. Языковые средства выразительности 8 ч.
Выразительность речи. Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования. Лексические средства выразительности. Лексические нормы языка. Морфологические средства выразительности. Использование морфологических средств выразительности. Синтаксические средства выразительности. Использование синтаксических средств выразительности.
12. Рассуждение как тип речи 2 ч.
Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов-рассуждений. Изложение-миниатюра.
13. Сочетание разных типов речи в тексте 2 ч.
Типы речи и их сочетание в тексте. Рассуждение как тип речи.
14. Точность и логичность речи 2 ч.
Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия.
15. Разряды наречий по значению 7 ч.
Разряды наречий. Местоимённые наречия. Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий. Сжатое изложение. Слова категории состояния. Разученный диктант с языковым заданием.
16. Степени сравнения наречий 2 ч.
Образование степеней сравнения наречий. Употребление степеней сравнения наречий в речи. Обучающее изложение.
17. Правописание наречий 19 ч.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Использование орфографического словаря для определения слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. Дефисное написание наречий. Закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями. Контрольная работа № 2. Разученный диктант с творческим заданием (упр.568). Анализ контрольных работ. Подведение итогов за 1 полугодие. Изложение. Правописание Н и НН в наречиях на –о(е). Суффиксы –О и –А на конце наречий. О и Е(Ё) на конце наречий после шипящих. Употребление Ь на конце наречий после шипящих. Правописание Ь на конце наречий после шипящих. Сжатое изложение (упр.587). Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий». Отработка навыков правописания по теме «Правописание наречий». Контрольная работа № 3. Диктант с языковым анализом по теме «Правописание наречий». Анализ контрольной работы.
18. Наречие в словосочетании и предложении 3 ч.
Синтаксическая роль наречия. Синтаксическая роль местоимённых наречий в предложении. Синтаксическая роль слов категории состояния.
19. Наречие в тексте 5 ч.
Функции наречий в тексте. Изобразительная функция наречий в тексте. Выразительные возможности наречий в тексте. Уместное употребление наречий в тексте. Тест по теме «Наречие».
20. Культура речи. Правильное употребление наречий 6 ч.
Правильное произношение наречий. Правильное образование форм степеней сравнения наречий. Лексические нормы. Сжатое изложение (упр.640). Повторение и обобщение по теме «Наречие». Контрольная работа № 4 (зачёт по теме «Наречие»).
21. Роль служебных частей речи 2 ч.
Служебные части речи. Различение предлога, союза и частицы как служебных частей речи.
22. Предлог как служебная часть речи 5 ч.
Предлог как часть речи. Предложное управление. Грамматические значения предлогов. Значение дополнения, обстоятельства, определения. Сжатое изложение
23. Разряды предлогов 3 ч.
Разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные). Разряды предлогов по составу (простые, сложные, составные). Изложение.
24. Правописание производных предлогов 2 ч.
Слитное и раздельное написание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных сочетаний.
25. Предлог в предложении и тексте 2 ч.
Роль предлогов в словосочетании и предложении. Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей.
26. Союз как служебная часть речи 1 ч.
Союз как часть речи.
27. Разряды союзов 7 ч.
Разряды союзов по синтаксической роли и по значению. Синтаксическая роль союза И в простом предложении. Синтаксическая роль союза И в сложном предложении. Синтаксическая роль подчинительных союзов. Подготовка к домашнему сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Морфологический разбор союза. Различение союзов и союзных слов
28. Правописание союзов 4 ч.
Правописание составных союзов. Различение омофонов. Правописание союзов разных разрядов. Подготовка к написанию изложения. Написание изложения
29. Союз в предложении и тексте 5 ч.
Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов. Повторение и обобщение по теме «Союз». Контрольная работа № 5. Диктант с языковым анализом текста. Анализ контрольной работы.
30. Частица как служебная часть речи 3 ч.
Понятие о частице. Разряды частиц. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Разряды частиц по составу.
31. Правописание частиц 8 ч.
Слитное, раздельное и дефисное написание частиц. Правописание частиц не и ни. Различение частиц не и ни. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи. Правописание НЕ и НИ со словами разных частей речи. Употребление НЕ и НИ со словами разных частей речи. Контрольная работа № 6. Изложение с элементами сочинения. Анализ контрольной работы.
32. Частицы в предложении и тексте 3 ч.
Роль частиц в речи. Роль частиц в предложении. Роль частиц в тексте.
33. Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц 5 ч.
Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Повторение и обобщение пройденного по теме «Служебные части речи». Контрольная работа № 7. Зачёт по теме «Служебные части речи». Анализ контрольной работы.
34. Междометия и звукоподражательные слова 3 ч.
Междометие как часть речи. Группы междометий. Звукоподражательные слова.
35. Омонимия разных частей речи 3 ч.
Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности. Различение грамматических омонимов. Разные виды омонимов (продолжение)
36. Повторение изученного в 7 классе. Правописание: орфография и пунктуация.
Культура речи 8 ч.
Нормы орфографии. Основные правила орфографии. Нормы пунктуации. Основные правила пунктуации (продолжение). Подготовка к итоговой контрольной работе. Контрольная работа № 8. Диктант с языковым анализом текста и творческим заданием по итогам года. Анализ контрольной работы. Разделы языкознания. Итоговый урок.
8 класс (102 ч.)
1. Русский язык – национальный язык русского народа 2 ч.
Русский язык как основное средство общения в национальном коллективе. Роль русского языка в международном общении.
2. Повторение изученного в 5-7 классе 7 ч.
Слово как основная единица языка. Лингвистический анализ слова. Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их виды. Различение слов разных частей речи, их морфемный состав. Трудные случаи орфографии. Основные функции знаков препинания. Р/Р Сочинение на лингвистическую тему.
3. Функциональные разновидности языка 14 ч.
Основные функции языка. Функциональные разновидности языка. Сферы общения. Задачи речи. Написание сжатого изложения по тексту упр. 107. Разговорная речь. Официально-деловой стиль речи. Научный стиль речи. План и конспект как форма передачи содержания научного текста. Словарная статья как пример текста научного стиля. Виды лингвистических словарей. Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи. Публицистический стиль речи. Р/Р Репортаж-повествование о событии. Язык художественной литературы. Языковые средства языка художественной литературы. Контрольная работа № 2 «Текстоведческий анализ».
4. Синтаксис и пунктуация 69 ч.
4.1. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики 2 ч.
Синтаксис как раздел лингвистики. Пунктуация как раздел лингвистики.
4.2. Словосочетание как единица синтаксиса 3 ч.
Словосочетание, его признаки и виды. Сжатое изложение с элементами сочинения по тексту упр. 210.Типы подчинительной связи в словосочетании. Правильное употребление словосочетаний.
4.3. Предложение как единица синтаксиса 12 ч.
4.3.1. Основные признаки предложения 1 ч.
Предложение как единица синтаксиса.
4.3.2. Основные виды предложений 5 ч.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по наличию второстепенных членов. Предложения полные и неполные.
4.3.3. Структура предложения 6 ч.
Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения. Культура речи. Правильное построение простого предложения. Проверочная работа по теме «Комплексный анализ текста».
4.4. Односоставные предложения 15 ч.
Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений. Грамматические отличия односоставных полных предложений и неполных двусоставных предложений. Назывные предложения. Распространённые и нераспространённые назывные предложения. Р/Р Сочинение на морально-этическую тему (упр.350 или на выбор). Односоставные глагольные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Р/Р Подготовка к изложению на основе упр. 411. Р/Р Изложение на основе упр. 411. Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении. Урок-практикум «Виды односоставных предложений». Контрольная работа по теме «Виды односоставных предложений».
4.5. Простое осложнённое предложение 37 ч.
4.5.1. Предложения с однородными членами предложения 8 ч.
Простое осложнённое предложение и его признаки. Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. Пунктуация при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Пунктуация при однородных и неоднородных определениях. Сочинение по картине Н.Н.Ватолиной «Вести с фронта». Обобщающие слова при однородных членах. Пунктуация в предложениях с обобщающим словом. Культура речи. Употребление однородных членов предложения. Контрольная работа по теме «Предложение с однородными членами».
4.5.2. Предложения с обособленными членами предложения 20 ч.
Понятие об обособленных членах предложения. Виды обособленных членов предложения. Обособленные определения и приложения. Пунктуация при обособленных определениях. Причастный оборот как вид распространённого согласованного определения. Обособление приложений. Пунктуация при обособленных приложениях. Р/Р Сжатое изложение по тексту упр. 469. Обособленные обстоятельства. Пунктуация при обособленных обстоятельствах. Обособленные дополнения. Сравнение. Сравнительный оборот. Способы выражения сравнения. Пунктуация в предложениях со сравнительным оборотом. Уточняющие члены предложения. Присоединительные члены предложения. Культура речи. Употребление обособленных членов предложения. Урок-семинар «Обособленные члены предложения». Диктант по теме «Обособленные члены предложения». Анализ диктанта.
4.5.3. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями 9 ч.
Вводные конструкции. Вставные конструкции. Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями. Обращение и способы его выражения. Пунктуация при обращении. Р/Р Подготовка к сочинению по картине И.Н.Крамского «Неизвестная». Р/Р Сочинение по картине И.Н.Крамского «Неизвестная». Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ. Контрольная работа. Тестирование в форме ГИА.
5 . Повторение изученного 10 ч.
Предложения с однородными членами. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Предложения с обособленными определениями. Пунктуация в предложениях с обособленными определениями. Предложения с обособленными приложениями. Предложения с обособленными дополнениями. Предложения с обособленными обстоятельствами. Предложения с вводными словами и обращениями. Контрольная работа. Диктант по теме «Повторение изученного». Комплексный анализ текста.
9 класс (102 ч.)
1. Русский литературный язык 4 ч.
Русский литературный язык. Нормированность – основная особенность русского литературного языка. Культура речи как раздел лингвистики. Р.р. Сжатое изложение публицистического текста.
2. Повторение изученного в 5-8-м классах 15 ч.
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексикология как раздел лингвистики. Основные выразительные языковые средства. Морфология и синтаксис как части грамматики. Предложение как единица синтаксиса. Простое осложнённое предложение. Точность речи. Выразительные возможности языка. Анализ текста. Орфография. Правописание не с разными частями речи. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. Разученный диктант с языковым и творческим заданием. Пунктуация. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
3. Текстоведение 8 ч.
Текст и его признаки. Р.р. Изложение (устное или письменное). Основные способы сжатия исходного текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Рассуждение как тип речи. Рецензия как речевой жанр. Публичная речь. Публичное выступление. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа № 1. Изложение с творческим заданием.
4. Синтаксис и пунктуация 53 ч.
Сложное предложение как единица синтаксиса. Бессоюзные и союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложносочиненного предложения. Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Виды сложносочинённых предложений. Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении. Обобщение по теме «Сложносочиненное предложение». Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки. Строение сложноподчиненного предложения. Р.р. Сжатое изложение публицистического текста. Анализ изложения. Виды сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения. Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени. Сложноподчинённые предложения с придаточным цели. Сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным. Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов. Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными. Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными. Контрольная работа № 2. Зачёт по теме «Сложноподчинённое предложение». Бессоюзное предложение, его грамматические признаки. Виды бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения. Р.р. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Постановка тире в бессоюзном сложном предложении. Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение». Контрольная работа № 3 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Анализ контрольной работы «Бессоюзное сложное предложение». Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Правильное употребление в речи сложных предложений. Р.р. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с сочинительной, подчинительной связью. Пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Обобщение по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Основные способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог и его основные виды. Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования. Р.р. Рецензия на книгу, фильм.
5. Повторение изученного 22 ч.
Повторение по лексике. Выразительные средства языка. Повторение по орфографии. Чередующиеся гласные в корне. Орфограммы в приставках, суффиксах и окончаниях. Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Повторение. НН и Н в разных частях речи. Повторение. Не и НИ с разными частями речи. Повторение. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Тест по орфографии. Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Двусоставное предложение. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды односоставных предложений. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращении, вводных словах, сравнительных оборотах. Р.р. Контрольное сжатое изложение. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Контрольная работа № 4. Тест за курс 9 класса. Виды связи в сложном предложении. Способы цитирования. Подведение итогов.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
И.П.Васильевых Уроки русского языка. 5-9 класс: пособие для учителей к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5- 9 класс».- М.: Мнемозина, 2011 г.
Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/Под ред. С.И.Львовой. – М.: Дрофа, 2008 г.
С.И.Львова. Практикум по русскому языку. 5-7 классы. - М.:Мнемозина, 2008 г.
А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Раздаточные материалы по русскому языку. 5 класс. М.Дрофа. 2004 г.
А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.Творческий центр «Сфера» 2010 г.
Р.П. Козлова, Н.В. Чеснокова. Тесты по русскому языку. 5-7 классы. М. «ВАКО», 2007 г.
Е.П. Петрухина. Поурочные разработки по русскому языку. М. «Экзамен». 2008 г.
С.С. Петровская, И.Н. Черников. Диктанты по русскому языку. 5 кл. М.Дрофа, 2002 г.
Е.А.Быстрова и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отделение изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. (Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 2001.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, 15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Мультимедийные пособия: Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 6 класс.
Русский язык: электронный репетитор (система обучающих тестов). URL:www.gmcit.murmansk.ru/trxt/bit/1998/32/4/htm
Репетитор «Русский язык» (школьный курс). URL: www.edunews.ru
Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2002 г.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 /ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009 г.
Сборник тренировочных тестовых заданий по русскому языку для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9-х классов: методическое пособие/ Авт.-сост. Т.С.Астраханцева. Самара: ООО «Офорт», 2008 г.
Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/Т.М.Воителева, К.А.Войлочкова, Н.А.Герасимова и др., М.: Дрофа, 1999
ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания / В.П.Сычева. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 г.
Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс
основной школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. – 11-е издание- М.: Дрофа, 2007 г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей МБОУ ООШ № 6
от ___________ 20__ года № 1
___________ _________
СОГЛАСОВАНО
Ответственный за УР
_______________ ______
______________ 20__ года