Образовательный проект Лучики света и добра


Название проекта: «^т_™ санаа сардаUалара» - «Лучики света и добра».

География проекта: Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с.Килэнки Кытанахского наслега.

Авторы инициативы:
Учителя начальных классов МОУ Кытанахской средней общеобразовательной школы им. В.С. Яковлева-Далана Андреева Екатерина Гаврильевна-Отличник образования РС(Я), Игнатьева Наталья Николаевна-Отличник образования РС(Я).

Актуальность темы:
В качестве основных причин, побудивших к созданию проекта, были названы следующие:
-нехватка принципов и правил жизни, сознательно принимаемых большинством граждан;
-необходимость содержательной и структурной перестройки культурно-образовательной сферы жизнедеятельности детей;
-стремление формировать интерес к истории и культуре, общественным явлениям своего наслега.

Ведущая идея:
Успешная самореализация человека в социуме в условиях сельской школы.

Цель проекта:
Воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, село, край, Россию, человека культуры и нравственности.

Задачи:
-Развитие коммуникативных, личностных, социальных способностей через проектную деятельность.
-Разработка элективных курсов по праву и граждановедению, апробация тетради по саморегуляции «Мин бэйэм».
-Организация просветительской работы с населением, освещение работ в республиканских детских газетах «Кэскил», «Юность Севера», журналах «Чуораанчык», «Колокольчик».
-Определение условий, способствующих формированию успешной самореализации детей и взрослых в социуме.

Основные принципы:
-Каждый ребенок должен быть успешен.
-Каждая личность талантлива и уникальна.
-Каждый ребенок должен реализовать свое «Я»: «Я сам творец своего будущего».

Основные направления работы:

Учебное. Дидактические принципы профильного и предпрофильного образования П.П.Кондратьева-Сатабыла: «О5о сайдыытын хааччынарыгар ис туругун суола “Ба5арабын-к™рд__б_н-булабын-™йд__б_н-оSоробун-туkанабын-сайдабын-айабын,”-диэн бэйэтин сайыннарар сатабылларга оло5уруохтаах”.

Эстетическое. Через красивое-к человеческому, через прекрасное-к доброму.

Здоровый образ жизни. Я-часть природы, потому слежу за своим здоровьем. Я люблю жизнь, и она отвечает мне тем же.

Эколого-трудовое. Я и природа-единое мироздание.

Связь с социумом. Я учусь общаться и взаимодействовать с другими, с уважением отношусь к достоинству, обычаям и традициям других народов.

Краеведческое. У моего народа свой быт, культура, традиции. Знать их-моя обязанность.

Атрибутика: Детская организация “Сир симэхтэрэ” имеет свою форму, эмблему, летопись, традиции, песни.

Теоретическое обоснование:
-Уроки нравственности академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.
-Научные труды доктора психологических наук А.П. Оконешниковой.
-Педагогическая поэма Ш.А. Амонашвили.
-Концепция «диалога культур» М.М. Бахтин, В.С. Библер.
-Идеи Свободного образовательного центра «ОбрАз», Бугаев Н.И.

Формы реализации теоретических оснований:
-элективный курс “Граждановедение” - 1-4 классы;
-социально-значимые общественные проекты;
-учебные программы по основным предметам начального обучения с введением художественно-прикладных компетентностей - Сатабыл.

Механизм реализации проекта:
1 этап. Разработка социально-значимых общественных проектов совместно с детьми и взрослыми.
2 этап. Практическая часть реализации проекта. Выход из классного коллектива в социум школы, села, улуса, республики.
3 этап. Анализ проблем. Отслеживание. Коррекция практических результатов. Рефлексия.

Ожидаемый результат:
-О б р а з гражданина ХХI века:
Информированный (умеющий использовать информацию);
Активный (способный внести вклад в жизнь школы, класса, сообщества, наслега);
Ответственный (способный брать на себя ответственность за свои действия, поступки). Образовательная среда (учитель-ученик-родитель) тесно взаимосвязаны с другими понятиями (культура, климат, этика, экология школы).

Важная задача школы – воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Актуальность этой задачи была подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации», утвержденной правительством РФ еще в 2001 году и получила дальнейшее развитие в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В стандартах образования второго поколения категория «нравственная ценность» стала одной из центральных. Она включает в себя такие качества личности, как доброта, милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность.
А зачем государству гражданское образование? С его помощью воспитываются социально и экономически активные граждане. Вся либеральная экономика основана на активности населения. Гражданское воспитание учит вести диалог с властью, понимать действия власти и влиять на нее. Общество заинтересовано в том, чтобы брать на себя элементы властных полномочий. К этому нужно готовить со школьных лет, а также и тому, как нужно создавать институты гражданского общества. Что дает гражданину владение навыками, гражданскими ценностями? Это позволяет формировать свои карьерные решения, планировать стратегию собственной жизни, использовать возможности, которые представляет государство. Очень важно уметь видеть стратегические возможности страны и свои собственные. А также прогнозировать устройство жизни страны и своей собственной. Успехи страны и успех каждого отдельного человека зависит от того, как хорошо его выучили на гражданина. Человек должен научиться строить реальные планы и достигать их. Общество должно научить своего гражданина стать успешным. И для этого его должны обучать не только по учебникам, т.е. теоретически, но и осуществлять на практике социально значимые проекты. Всеобучем должны быть охвачены и родители учащихся. Местное сообщество с властными структурами, учителями, детьми и родителями должны научиться социальному партнерству. Все время должно происходить взаимодействие населения, власти и общества.
Каждое образовательное учреждение формирует собственное правовое пространство в школе. Законы едины для взрослых и детей, только в этом случае ребенок будет обязан послушанием не педагогу, а законам, которые они установили вместе. Это законы жизни: закон Добра, закон Справедливости, закон Ответственности, закон территории ЗОЖ, закон Здоровья и единый закон «Мы – вместе», куда входят Устав школы, Правила школьников, различные договора, положения, локальные акты.
На наш взгляд, одним из возможных путей оптимизации применения проектного метода в работе с учащимися начальной школы является подключение родителей к детской проектной деятельности. Объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, широко распространенного в наше время. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников – сотрудничество с классным коллективом, с учителем, содействие и партнерство с собственным ребенком и с субъектами проектной деятельности. Воспитательные задачи проектной деятельности рассматриваются и реализовываются не только с интеллектуальной стороны, но и, что очень важно, с эмоциональной. Ребята и взрослые в конце своей работы должны получить удовольствие от процесса творчества, от собственных, пусть даже маленьких, открытий. По свидетельству опросов родителей, их сотрудничество с детьми младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнеров, как ребенка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.
        Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Нами разработаны и планово работают такие проекты, как «Азбука Кытанахского наслега», «Сэрии сылларын о5олорун дьарыктара», «Дэриэбинэм уулуссалара», «Ситим» - клуб коллекционеров, «Кэскиллиин до5ордоkон, Чуораанчыктыын чугдааран», где активно идет работа со СМИ, также «Ким буолуохха» - проект по профориентационной работе, «Сибэккинэн симиибин» по благоустройству села, «Чугдаар, ыллаа о5о саас», «Бааkынайдаах о5о – кэскиллээх», «Фазенда», «100 лет родной школе», «Араас омуктуун до5ордоkон айабыт уонна сайдабыт», «Улуу Кыайыыны уруйдуубут» и т.д. Разработан элективный курс по праву и граждановедению, где основными направлениями в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся начальных классов являются такие разделы, как:
«Откуда я родом». Цель: знать прошлое своей семьи.
«Улица, где я живу». Цель: Родина начинается с моего двора.
«Традиции моего села». Цель: у моего народа свой быт, культура, традиции. Знать их - моя обязанность.
«Никто не забыт, ничто не забыто». Цель: приобщение к боевым и трудовым традициям земляков.
«Природа - наш друг». Цель: ценить и беречь свой родной край, научиться практически использовать богатства родного края.
«Мы - Кытанахцы». Цель: приобщить детей к заботам кытанахцев, к участию в жизни наслега, познакомить с проблемами односельчан, воспитать уважение к своему селу, к его истории, традициям и жителям. Начата работа по экспедиции «Родной школе-100лет»: исследовательская работа по теме «Выпускниками славится школа»; работа над проектом «Доброе дело - во благо школы».
Идет апробация тетради по саморегуляции «Мин бэйэм». Цель создания тетради: отражение динамики успешности учащегося относительно самого себя. В тетради успешности отражены : индивидуальные особенности ребенка, творческая активность школьника, участие в коллективно-творческих делах класса, профиль интересов ребенка. Тетрадь успешности имеет каждый ученик начальной школы. Это своеобразный «дневник», в котором отражены все успехи учащегося на протяжении всей учебы в начальной школе. По итогам выполнения тетради в конце учебного года составляется индивидуальная траектория развития каждого ребенка, присваиваются номинации «Ученик года». Все эти формы работы должны подвести к итогу – осмысление концепции «Я» и пониманию главной ценности – Человек. Только он – Человек – сам строит свою жизнь и ответственен за свою судьбу.














Образ я1Рисунок 1C:\Users\Ученик 3\Documents\Образ я1.jpg