Урок русской литературы Библейская мифология и литература. Н.К.Рерих Миф Атлантиды.
Акмолинская область
город Кокшетау
средняя школа № 11
Урок русской литературы в 6 классе.
Библейская мифология и литература.
Николай Рерих «Миф Атлантиды».
Учитель русского языка и литературы
средней школы № 11 города Кокшетау
Сенчук Ольга Михайловна.
senchuk.olenka@mail.ru020003 г.Кокшетау, м-н Центральный 52 д.184
Домашний телефон: 8(7162)42 07 57.
Мобильный: 8 705 172 09 53.
2012 год
Аннотация
Урок русской литературы в 6 классе на тему «Н.К.Рерих «Миф Атлантиды» является одним из уроков раздела «Библейская мифология и литература». Ему предшествовало изучение отдельных страниц Библии как древнейшей книги Земли, содержащей свод важнейших нравственных ценностей человечества. Задача раздела – познакомить учащихся с произведениями литературы, в основу которых положены библейские идеи или сюжеты. В череде этих произведений ребята уже изучили повесть Пушкина «Станционный смотритель», рассказ «Ангелочек» Андреева, рассказ «Мальчик у Христа на елке» Достоевского и теперь готовы познакомиться с современными интерпретациями библейских сюжетов.
Данный урок – единственный, отведенный для изучения притчи. В нем необходимо не только показать связь рассказа с Библией, но и познакомить учащихся с великим философом мирового значения, с его взглядом на вечные вопросы «Что такое любовь? Какой она должна быть?» Главное сейчас – услышать голос писателя, понять его отношение к описываемым событиям, уловить особенности стиля и манеру изображения событий, увидеть героев глазами писателя. Важными деталями урока стали сведения о творчестве и жизненном пути автора притчи. Они помогут объяснить причину его обращения к этой теме.
Выбранный учителем путь подачи материала – от формы рассказа к его содержанию – помогает провести сопутствующее повторение важных литературоведческих понятий и познакомиться с новыми. Руководствуясь в работе педагогической системой Е.Н.Ильина, учитель подробно останавливается на первом из важнейших положений его теории «деталь – вопрос – проблема». «В какой мере работа ума становится трудом души — вот критерий урока литературы», — подчеркивает педагог-новатор. Е.Н. Ильин деталь считает жемчужиной текста.
Формы работы, использованные в ходе урока, разнообразны: от выразительного чтения до анализа текста, в котором всегда найдутся подсказки для внимательного читателя. Большую помощь в ходе урока оказала слайдовая поддержка, раздаточный материал (биографическая справка о писателе, литературоведческие словари), немаловажную роль сыграла музыка с шумами моря, создавшая атмосферу присутствия. Без сомнения, урок помог ученикам увидеть за строками произведения писателя-человека, заставил задуматься над простыми «сложными» вопросами, а, может быть, и определиться со своей личностной позицией.
Есть книги, которые надо только отведать,
есть такие, которые лучше всего проглотить,
и лишь немногие стоит разжевать и переварить …
Френсис Бэкон
Урок русской литературы в 6 классе на тему:
«Библейская мифология и литература. Н.Рерих «Миф Атлантиды».
Цели: продолжить изучение раздела знакомством с писателем Н.Рерихом и его притчей «Миф Атлантиды»; выделить и подвергнуть анализу детали, важные для раскрытия авторской идеи; определить идею произведения; провести параллели с уже изученными произведениями раздела; развивать речь учащихся, умение самостоятельно формулировать и защищать свою точку зрения.
Организационный момент.
Слово о писателе и общественном деятеле.
Эпиграф к уроку.
Лучшие из книг – те, которые
дают больше всего пищи для размышлений.
Анатоль Франс
Знакомство с писателем. Самостоятельное составление учениками денотатного графа (ДГ) при работе с раздаточным материалом.
Карточка-информатор.
Николай Константинович Рерих (1874-1947)
Родился в Петербурге в семье нотариуса. Учился одновременно на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств у известного художника-пейзажиста А.И.Куинджи (1893-1897), а затем в студии Кормона в Париже (1900-1901).
Любовь к истории и живописи мирно уживались в картинах Рериха. Его первые работы посвящены Древней Руси. Они сразу же показали, что появился мастер со своим особым видением исторической темы. История оживала во всей полноте звучания пейзажа, быта и духа древних славян.
Одним из первых Рерих показал красоту древнерусской архитектуры. Он много путешествовал по древним городам, делал наброски, зарисовки, которые затем использовал в своих работах. Рерих был разносторонне одарен. Он писал картины, иконы, делал иллюстрации к книгам, оформлял театральные спектакли. Рерих был прекрасным мастером монументально-декоративной живописи; наиболее известны его эскизы для росписи церкви Святого Духа в селе Талашкино под Смоленском. Успешно занимался просветительской и педагогической работой.
На смену живописи приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов «Цветы Мории» (1921). Он создает свои (по выражению М.Горького) «письмена» об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам – к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.
Рерих много путешествовал по Скандинавии, Западной Европе и Америке. В 1923 году организовал научную экспедицию в Индию, где создал свои знаменитые пейзажи.С этих пор Рерих неустанно изучал Восток, организовывал экспедиции по горным маршрутам Центральной Азии, основал Институт гималайских исследований «Урусвати» в долине Кулу в Западных Гималаях. Он стал его домом, там он умер и похоронен.
Много сил и времени отдал Рерих охране памятников мировой культуры, стал инициатором создания Пакта о защите культурных ценностей, который лег в основу международной Конвенции о защите культурных ценностей в результате вооруженного конфликта (1954). Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков – «Листы дневника» (1934-1935) и «Моя жизнь» (1936-1947). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры – в том числе с Рабиндранатом Тагором и Джавахарлалом Неру – он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений.
Творческое наследие Рериха огромно. Среди верных соратников мастера были его сыновья, востоковед Юрий Рерих и художник Святослав Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 году в Нью-Йорке. В Москве (с 1992 года) существует Международный Центр Рерихов. Святослав Рерих много сделал для того, чтобы работы отца вернулись на родину. Он был создателем Фонда Рериха. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.
Самопроверка ДГ.
Путешествовал по миру
Инициировал создание Пакта о защите культурных ценностей
Основал Институт гималайских исследований
Оформлял театральные спектакли
Делал иллюстрации к книгам
Расписывал церкви
Писал иконы, картины
Показал красоту древнерусской архитектуры
Занимался просветительской и педагогической деятельностью
Любил историю и живопись
Творчество Рериха
Проверка домашнего задания. Эссе «Любовь – это …» (выборочное устное чтение).
Постановка проблемы. Какой бывает любовь? Какой она должна быть? Как отвечает на этот вопрос писатель?
Выразительное чтение притчи учителем. Фон чтения – шум прибоя или мелодия для релаксации со звуками моря.
Работа с дискуссионной картой. Доказать ответ текстом, примерами. Чья же любовь была отвергнута? За чей грех наказана Атлантида?
потому что …
потому что …
народ, …
Владыка, …
Кто любил по-настоящему?
Идея автора. Смысл притчи.
Так кто же прав? Разберемся? Что важнее: слова или действия? /Конечно, действия./ Так думали и многие известные писатели и философы. Выберите слова, которые близки вам и запишите их.
От человека остаются одни дела его.
Максим Горький.
Что человек делает, таков он и есть.
Гегель.
Какой видит настоящую любовь Рерих?
… Если сколько голов – столько умов,
то и сколько сердец – столько родов любви.
Л.Толстой.
Вот уж был день! Пришло
к нам сразу столько людей.
Они привели с собой каких-тосовсем незнакомых. Ранее я
не мог ничего о них расспросить.
Хуже всего, что они говорили
на языках совсем непонятных.
И я улыбался, слушая их
странные речи. Говор одних
походил на клекот горныхорлов. Другие шипели, как змеи.
Волчий лай иногда узнавал я.
Речи сверкали металлом. Слова
становилися грозны. В них
грохотали горные камни.
В них град проливался.
В них шумел водопад.
А я улыбался. Как мог я
знать смысл их речи? Они,
может быть, на своем языке
повторяли милое нам слово
"любовь"?
Николай Рерих. «Любовь» из сб. «Цветы Мории».
1920
Ищем подсказки в тексте притчи (эмоционально-окрашенные слова – слова-оценки людей и их поведения). Аналитическая таблица-подсказка.
Владыка Народ
«Само солнце, сами боги моря, казалось, послали его на спасенье великой страны».
«Он был добр! И приветлив! И заботлив о всех! Были братья ему и великий и малый. Для каждого жило в нем доброе слово. Про каждого помнил он его лучший поступок».
«Недавним злодеям хотелось стать навсегда добрыми, так же, как он».
«Долгие тихие годы правил светлый владыка. И лучи его счастья светили народу».
«Преклонялись перед владыкой страны…»
«За ним шел толпой народ. Взгляд его всюду встречал лишь лица, полные радости, ждущие улыбку его и доброе, мудрое слово».
«Все, как безумцы, забыли про смерть и гимн хвалебный запели владыке желанному».
«Вместо храма народ стремился к владыке…»
«В трепете восторга народа дошел владыка до последнего дня».
« - Мы не дадим тебя увести, всех нас покинуть.»«Застыли и немы, и глухи».
«И еще раз они были глухи».
«Молчала толпа и ловила взгляд любимый владыки».
«Вы все от меня заслонили».
«Вы презрели смертное ложе».
«Вашу любовь я отверг…»
Словарная работа.
Отвергнуть – не принять, отказаться от чего-либо.
Не только словами, но и поведением отказаться! А значит – владыка любит по-настоящему, искренне, а народ не любит – боготворит, поклоняется!
Итоги обсуждения.
Рерих показал пагубность любви для себя, эгоистичной и бесплодной (Атлантида погибла, потому что ее народ ничего не дарил друг другу, не дарил владыке). Но и у владыки любовь особенная…
Да, можно любить, ненавидя,
Любить с омраченной душой,
С последним проклятием видя
Последнее счастье…!
В.Брюсов.
Любовь – «способность в себе самом и в людях не прощать
Того, что не достойно человека!»
Л.К.Татьяничева (1915-1980)
История может повториться. Рерих намеренно лишил своего героя собственного имени. В русской литературе такой прием использовал уже Лесков со своим левшой. Это с каждым может случиться. Главное вовремя понять, как поступить. Жанр фэнтази – всегда предостережение: не поздно измениться.
Настоящая любовь – чуткая, заботливая.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
«Золотое правило» Библии.
Любовь – это забота.
А.де Сент-Экзюпери.
Какая же она – любовь «по Рериху»? От чего отказался владыка?
Чуткость Искренность Забота
Непонимание Слепое поклонение
Требовательность к себе и другим Возвышенное чувство
Обожание Трепет восторга
Уважение Эгоизм
Возвышающее чувство Тихая радость
Восторженность
Ликование Боготворение
Свободный микрофон.