Цикл видеоуроков внеклассного чтения по повести В. Крапивина Трое с площади Карронад (6 класс)

Цикл видеоуроков внеклассного чтения по повести
Владислава Крапивина «Трое с площади Карронад»
( 6 класс)

/Комментприй и материалы к проведению /

Литература – особенный предмет. В среднем звене образовательной парадигмы он является мировоззренческой основой формирующейся личности, поэтому наряду с содержанием программы не менее важное место занимает внеклассное чтение.
Вопросы: что читать? как руководитель чтением и формировать читательский интерес? – всегда были важными для учителя словесности, особенно сейчас, когда интерес к чтению значительно снизился на фоне более доступных источников информации.
Задача каждого учителя литературы – привлечь все возможные информационные технологии для нравственного воспитания. Давно вошли в практику видеоуроки, благодаря которым сегодня возможно значительное расширение программы литературного образования. Но в основное такие уроки эффективны при изучении значительных, больших по объему, разноплановых по проблематике произведений в старших классах. Среднее звено не так богато экранизациями, при этом видеоматериал либо значительной степени давности, либо художественное произведение по содержание трудно воспринимается из-за временной отдаленности.
Нужны детские книги, детские фильмы, в которых бы все было понятно современным детям, но в то же время воспитывающие. Удивительной находкой стал 4х-серийный художественный фильм «Трое с площади Карронад», снятый в 2007 году по повести Владислава Крапивина.
Владислав Крапивин – это тот писатель, книги которого многих советских детей научили любить Севастополь. Нынешнее 40-летнее поколение выросло на книгах Крапивина. На Интернет-форуме, посвященном им, можно прочитать: «он для меня – живой классик, как Толстой или Чехов», «его произведения стали культовыми для нас, пионеров 1970-80х годов, выросших в условиях веры в торжество идеалов добра и справедливости».
Сегодня вера в идеалы необходима севастопольским детям, которые в большей степени нуждаются в романтике, как жители морского города, нуждаются в погружении не в фантастический, а в реальный мир детства, нуждаются в киноматериалах без надоевших спецэффектов. В наш компьютерный век, когда романтика не в моде, этот фильм привлекает необычностью.
«Трое с площади Карронад» имеет воспитательную ценность именно как художественный фильм, снятый в 2007 году кинокомпанией Ментор-Синема по заказу правительства Москвы режиссером Виктором Волковым, т.е. своеобразный мультимедийный ресурс, позволяющее акцентировать внимание на важных проблемах
патриотического воспитания;
взаимоотношения детей и взрослых (проблемы семьи);
взаимоотношения в классном коллективе и проблемах ученического самоуправления в учебном заведении;
осмысления героического прошлого, сопричастности к нему, преемственности поколений;
настоящей дружбы и серьезных увлечений.
Есть смысл в превращении просмотра фильма в серию видеоуроков, т.е.
в создании цикла уроков для учащихся 6-7 классов (4 серии – 1 серия с обсуждением содержания в течение учебной четверти).

Урок 1.
Сообщение учителя (или подготовленных учеников) о В. Крапивине.
Владислав Петрович Крапивин родился и вырос в Тюмени. Детства, по его словам, не было. Помешала война. Поэтому хотел, чтобы детство продолжалось подольше. Так что стал писать о ребятах и для ребят. Его перу принадлежит около 200 произведений, вышедших на различных языках народов мира. Его лучшие произведения стали классикой и включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку мировой литературы для детей», «Библиотеку приключений и научной фантастики». Он лауреат престижных премий (Ленинского комсомола, премии им. А.Гайдара, премии им. А.Грина, братьев Стругацких. В 2006 г. учреждена Международная премия им.В. Крапивина (среди лауреатов – В.Фролова).
В душе писателю, по его признанию, всегда 12 лет. По мнению литературоведов, произведения Крапивина продолжают гайдаровскую романтическую традицию. Герои Крапивина – дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь. Почти всегда это честные, отчаянные ребята, совершающие пусть детские, но подвиги. Они готовы прийти на помощь всегда.
Режиссер Виктор Волков считает, что тема фильма – это памятник севастопольским мальчишкам разных времен.
Мир без взрослых.
Главный герой – пятиклассник Слава Семибратов – ребенок с непростой судьбой. Мир крапивинского детства всегда был миром без взрослых: их участие в жизни детей ограничено и часто негативно. Отец Славы погиб до его рождения, а отчим, человек грубый и вспыльчивый, винит мальчика в несложившихся семейных отношениях.
Впечатлительный мальчик с детства много читает, заочно влюблен в море, морскую историю. Его любимой книгой становится справочник вахтенного офицера.
Конечно, в школе среди одноклассников, он одинок. Как учится и как отвечает на уроках Слава важно не просто показать, но и обсудить, тем более что ответ на уроке истории о судьбе брига «Меркурий» и восхищение мальчика Севастополем как городом, который он никогда не видел, - необходимое эмоциональное воздействие на нашу аудиторию (видеофрагмент; ответ на вопрос, что известно об этом событии ученикам?).
Отношения с одноклассниками, преследование за хорошую учебу и сопротивление мальчика, его мужество в ситуации превосходящей силы – очень важный воспитательный момент (видеофранмент № 2).

Целесообразно задать вопросы:
Как вы относитесь к ситуации, возникшей в классе?
На чьей стороне ваши симпатии?
Как бы поступили вы в данной ситуации? Попросили бы помощи у взрослых?.
В завершении работы над 1 серией следует обратить внимание на мужество мальчика, который вынужден противостоять не только одноклассникам, но и ненависти отчима, который в ярости готов его застрелить. Единственным человеком, который может его поддержать, становится отец. Оживающая фотография и воображаемый диалог не просто режиссерский прием, а своеобразная психологическая поддержка для зрителей, которые верят в торжество справедливости.

Урок 2.
Город с большой буквы.
Для своих героев Вл.Крапивин искал город своей детской мечты. В некоторых книгах он называет его просто – Город с большой буквы. В некоторых он – Севастополь. Рай для 12-летних капитанов.
«Севастополь – живая сказка. И эта сказка всегда со мной, какие бы границы нас ни разделяли», - признавался писатель.
Многие из своих книг он посвятил нашему городу: трилогию «Острова и капитаны», «Шестая бастионная», «Давно закончилась осада», «Сандалик, или Путь к Девятому бастиону». В этих произведениях город назван, это Севастополь. В повестях «Рассекающий пенные гребни», «Дырчатая луна» и «Трое с площади Карронад» - он просто Город, но узнаваемый, - Севастополь. Для Вл.Крапивина наш город стал второй родиной.
Повесть «Трое с площади Карронад» посвящена мальчишкам школы № 3, с которыми он встречался в 1978 году.
«Школа стояла на стыке двух зеленых улиц. Угол у здания был как бы срезан, и срез этот служил фасадом. Фасад – узкий, с зубчатыми башенками, с высоким крыльцом и чугунным узорчатым балконом. Перед крыльцом лежала маленькая площадь. Справа, от нижних улиц, к площади взбегали две лестницы со ступенями из ракушечника. Наверное, здорово мчаться по этим лестницам, когда кончились уроки!».
Режиссер Виктор Волков начал съемки севастопольского блока фильма именно со школы и допустил на съемочную площадку школьников. Очень узнаваема школа № 3, ее коридоры, вестибюль, площадка перед школой, лестница. По-другому трактуется школьная среда: школа – семья, ученическое самоуправление – один их воспитательных аспектов фильма. Здесь Слава Семибратов находит друзей – одноклассников и единственного настоящего друга – Тимофея Селя (видеофрагмент № 3).
Во П серии разворачивается сюжетная линия о дружбе двух мальчишек, которые живут мечтами о море и парусах. Они одиноки. Один живет на севере, другой – в Севастополе, но когда они встречаются здесь, то очень быстро понимают друг друга и у них завязывается очень серьезная мальчишеская дружба.
Вторая сюжетная линия – это тема Севастополя, тема военно-патриотическая. Три временных исторических пласта, составившие славные страницы истории: 1 оборона, П оборона Севастополя и современность.
В фильме город поделен на три части, по признанию режиссера:
парадная, открыточная, когда Слава вместе с мамой впервые видит Исторический, Приморский бульвар, площадь Нахимова;
окраинная: частный сектор, где живет бабушка Славы Семибратова;
историческая: памятники, развалины батарей и тайная часть Севастополя, где мальчишки путешествуют самостоятельно.
В фильме оживает история. Мальчишки Слава и Тим словно проникают через время, сами становятся героями событий, куда переносит их воображение. Оживает батарея Введенского, мальчишка с этой батареи – Николка (Коля Пищенко) сам рассказывает мальчишкам, что произошло здесь
Мальчишки сражаются в окопах вместе с Федей – героем П обороны Севастополя (видеофрагмент № 4)
При обсуждении следует обратить внимание на режиссерские находки: наплыв кадра, комбинированные съемки, цветовое решение, музыкальное оформление.

Урок 3.
Связанные крепкой дружбой.
Герои повести Владислава Крапивина имели своих прототипов – четвероклассников Вадика и Артура, с которыми писатель познакомился в сентябре 1978 г. История дружбы Славика и Тима имеет конкретное раскрытие во многих эпизодах:
Славик поддерживает Тима на совете ученического самоуправления;
Тимофей отказывается стать членом парусной секции без Славы;
они становятся настоящим морским экипажем; умеют прощать друг друга и прийти на помощь.
Кульминационная сцена – момент, когда Тимофей, узнав об отъезде друга, по-детски серьезно решает помешать этому (видеофрагмент № 5).
После просмотра можно предложить ученикам оценить поступок Тимофея.
Как характеризует Славу Семибратова переживаемое им чувство вины перед другом?
Можно ли оправдать поступок Тимофея, ведь он заставил страдать взрослого человека – мать Славы?
Как бы вы поступили на месте Тимофея? Славы?
Подростки оказываются верными друзьями. Они помнят свою беспомощность перед злом и несправедливостью, поэтому всегда готовы прийти на помощь.

Урок 4.
Памятник севастопольским мальчишкам.
«Трое с площади Карронад» - это памятник, который придумали главные герои, памятник мальчишкам – защитникам Севастополя. Один из этих мальчишек – герой Первой обороны, второй – герой обороны Второй, а третий – мальчик, который погиб от снаряда, спасая маленьких детей уже в мирное время. Это памятник севастопольским мальчишкам разных времен (видеофрагмент № 6).
Площадь Карронад нашли и назвали сами мальчишки – и в этом их гражданская и патриотическая зрелость. Такие мальчишки неудобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности ко всему происходящему, потому могут стать примером для подражания.
Итог просмотра и обсуждения фильма может быть разнообразным: отзыв, конкурс рисунков, конференция, встреча с артистами.
Педагогическая ценность фильма в решении воспитательных задач не только литературного образования, но и курса «Севастополеведение», курса «Этика». Фильм можно фрагментарно использовать при изучении этих предметов.
Режиссер Виктор Волков считал, что «как раз сейчас самое время для этого фильма», потому что он символизирует возрождение детского кино.

15