Программа Летний этнографический лагерь Купалье.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
«Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2»
Казачинско – Ленский район
Иркутская область
Летний этнографический лагерь
круглосуточного пребывания
«Купалье»
Автор программы летнего
отдыха и занятости подростков:
Платонова Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Улькан
2011
Содержание
I. Информационная карта программы
II. Пояснительная записка
III. Описание разделов программы
Календарный план лагеря
Режим дня лагеря
Предполагаемые затраты, источники финансирования, смета расходов
Ожидаемые результаты
VШ. Список литературы.
I. Информационная карта программы
1. Полное наименование программы:
Летний этнографический лагерь круглосуточного пребывания «Купалье»
2. Автор программы: Платонова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы
3. Учреждение, заявившее программу:
МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа №2»
4. Полный адрес учреждения, банковские реквизиты:
666534, Иркутская область, Казачинско – Ленский район,
пос. Улькан, ул. Машурова, 1
юридический совпадает с фактическим
Тел/факс 8-(395-62) 3-20-77
Банковские реквизиты:
УФК ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ФИН. УПРАВЛЕНИЕ АДМ, МО.
«КАЗ-ЛЕНСКИЙ Р-Н», МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2)
Л/С 105010050 ГРЦК ГУ БАНКА РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Г. ИРКУТСК
Р/С 40204810300000000013
БИК 042520001
Л/С 105010050
ИНН 3828004560
КПП 382801001
5. Форма организации программы: летний оздоровительный лагерь круглосуточного пребывания на базе отдыха «Талая»
6. Цель программы: расширить знания участников программы о летнем цикле обрядов и традиций русского народа; ощутить цепочку преемственности поколений в процессе организации познавательной, литературно - творческой деятельности в постоянном общении с природой в условиях летнего круглосуточного оздоровительного лагеря.
Задачи:
Организовать летний отдых и укрепить здоровье детей через водные процедуры, лечение минеральной водой «Талая», спортивно – массовые мероприятия и режим дня.
Развивать:
а) творческое мышление и психоэмоциональную сферу детей;
б) познавательный интерес к культуре русского народа;
в) воображение, фантазию при знакомстве с художественными промыслами и народными ремёслами русского народа;
г) самостоятельность и творчество в процессе работы с природным материалом
Воспитывать:
а) коммуникативные навыки, способствующие развитию умений работать
индивидуально и в группах.
7. Область, в которой реализуется программа: литература
8. Специализация программы: этнография и русский фольклор
9. Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа:
подростки 12-14 лет, обучающиеся 7-8 классов
дети из малообеспеченных семей - 6
дети из многодетных семей - 3
дети из неполных семей - 6
дети из семей с безработными родителями - 1
дети из семей с родителями – пенсионерами - 2
дети из семей бюджетников - 2
10. С какого времени реализуется программа: с 2011 года
11. География использования и место дислокации работы по программе:
Иркутская область, Казачинско – Ленский район, муниципальное унитарное предприятие «Талая» (30 километров от п. Улькан)
12. Педагогический и инструкторский состав:
Начальник лагеря – Игнатко Ирина Анатольевна, учитель физической культуры, высшая квалификационная категория, 14 разряд;
Воспитатель – Платонова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, I КК, 13 разряд;
Организатор КТД – Зверева Вера Николаевна, руководитель изостудии, 1 КК, 13 разряд;
Спортинструктор – Сафонов Георгий Васильевич, учитель физической культуры, 1 КК, 13 разряд;
Медицинский работник – Храмцова Ирина Валентиновна, школьная медицинская сестра, 10 разряд;
Повар – Варгас Алла Ивановна, повар школьной столовой, 5 разряд;
Помощник повара – Суханова Клавдия Викторовна, помощник повара школьной столовой, 4 разряд.
II. Пояснительная записка
На базе отдыха «Талая» состоится работа первого летнего этнографического лагеря «Купалье».
Лето – время действий, пробы и проверки сил, осмысления и освоения окружающего мира, и каждый день каникул удивителен и неповторим. В новогреческом «лето» означает «прекрасное время». И такие же прекрасные, колоритные, как само лето, наступают летние христианские праздники: Семик, Троица, Иван Купала, Петров день, Спас.
Современные дети очень мало знают об истории своего народа: знакомство с культурой и фольклором русского народа обучающихся проходит лишь на уроках литературы в младших классах, да и то в минимальном объёме. Во время же действия программы летнего этнографического лагеря ребята совершат экскурс в прошлое праздничной обрядности Руси, узнают много интересного и полезного об обрядах и персонажах того времени, смогут понять их поступки и действия через познавательную деятельность, познакомятся с прикладным искусством России и историей художественных промыслов и народных ремёсел.
В структуре программы заложены принципы:
а) создания условий для пробуждения и реализации деятельностных творческих способностей детей, превращения этого типа поведения в ведущий;
б) принцип «необыденности» видения, который ближе детскому естеству; миру детских фантазий, игр и песен.
Опыт, который формируется на основе свободной игры, вольного фантазирования, проживание обыденного через эмоционально яркие образы, созданные воображением, неоценим для развития творческих способностей ребенка. Участники программы попадут в иной мир, попробуют себя в других ролях, проживут хотя бы иллюзорно, в виде игры, иную жизнь.
И цель данной программы в том, чтобы интересно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями.
Большая часть мероприятий будет проходить в игровой форме: фольклорные песни, игры, гадания и хороводы летнего цикла народного календаря русского народа будут сопровождать ребят в течение всего сезона. Они будут активными участниками этого действа.
Программа построена таким образом, чтобы учащиеся получили не только сумму знаний об этнографии русского народа, но и смогли узнать много нового и интересного о лекарственных растениях, растущих на территории нашего района, научиться находить им практическое применение в своей жизни; научиться плести плетень и корзину из коры ивы; поработать с глиной, изготавливая из неё фигурки фольклорных персонажей.
Каждый день – новая игра и погружение в новую тему. Учащиеся примут непосредственное участие в разных видах художественной деятельности, убедятся в том, что мир человека неотделим от природного окружения. Для реализации программы не требуется слишком сложное оборудование, так как программа предлагает большое количество занятий с подручным и природным материалом, потому-то сами по себе природные материалы и являются кладовой для проявления фантазии, игры воображения отдыхающих детей.
Деятельность детей в лагере носит познавательно-исследовательский характер, строится в соответствии с целью и задачами, учётом специфики жизни и деятельности детского коллектива в летний период.
Программа предусматривает сделать летний отдых детей разнообразным, полноценным и увлекательным. Реализация программы будет проходить на базе отдыха «Талая», которая славится своими минеральными источниками, с историей которых дети также познакомятся.
Эта программа предназначена для подростков, интересующихся историей русского народа и декоративно-прикладным искусством, достигших возраста 11-13 лет, имеющих медицинское разрешение на проживание в лагере круглосуточного пребывания и лечения минеральной водой «Талая», а также разрешение родителей или лиц их заменяющих.
Данная программа будет реализована в течение 14 дней, с 12 июня по 25 июня
Описание разделов программы
Программа предусматривает четыре раздела
Познавательная деятельность: главным содержанием программы является исследование этнографии русского народа, расширение и углубление знаний о народном творчестве наших предков. Она включает в себя такие элементы, как: лекции и беседы о православно- христианских праздниках летнего цикла русского народа, знакомство с песнями и играми (участие в литературно-художественных композициях, фольклорных праздниках), участие в инсценировании обрядов, знакомство с эстетикой русского костюма, традиционными ремеслами народа. Знакомство с лекарственными травами, произрастающими в нашем районе. Эта работа предусматривается в первой половине дня.
Оздоровительная деятельность: представлена спортивными мероприятиями и закаливающими процедурами, способствующими укреплению здоровья:
- спортивные соревнования и эстафеты;
- ежедневные прогулки к источнику (тропа 900м);
- закаливание организма
- баня (ароматерапия)
- витаминизация (ежедневно чаи из сборов лекарственных трав)
- соблюдение режима дня;
- купание в бассейне, игры на воде;
- в целях профилактики дети пьют минеральную воду из источника
«Талая»;
- принятие солнечных ванн.
Общественно-полезная деятельность:
- уборка территории базы отдыха «Талая»;
- реставрация экологических знаков;
- санитарная очистка экологической тропы и источников.
Культурно-досуговая деятельность: в процессе организации активного отдыха используется такая форма воспитательной работы как коллективно-творческое дело (КТД).
Дети овладевают навыками реализации полученных знаний в период подготовки и проведения КТД, учатся сотрудничать, постигают цели конструктивного общения, овладевают навыками анализа своей деятельности. Предусматриваются занятия детей с педагогом - организатором по следующим направлениям:
- изготовление поделок из глины по тематике пребывания в лагере;
- изготовление поделок из природного материала (шишки, ветви ивы, берёсты);
- изготовление декораций, сценического инвентаря; атрибутики
- проведение дискотек;
- театральные постановки;
- проведение фольклорных праздников;
- наука составления букета, плетения венков;
- изготовление оберегов
Лето предоставляет каждому ребёнку широкий спектр возможностей не только получать непрерывно знания, расширять свой кругозор, но и прекрасно отдохнуть в кругу близких себе по духу людей. Правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту подростков.
IV.Календарный план программы лагеря
День
Основное содержание
1 день
Заезд участников лагеря. Размещение. Инструктаж по ТБ.
«Давайте знакомиться!» Костёр дружбы
2 день
Оформление лагеря. Экскурсия к источникам.
«Календарь русского народа. Летнее солнцестояние» - вводное занятие.
Мастерская «Изготовление элементов народного костюма»
Торжественное открытие лагеря с элементами фольклорного праздника
3 день
Занятие «Путешествие в рукотворную сказку». Учимся лепить из глины (русская игрушка).
Ботаническая прогулка. Народные приметы погоды
Соревнования по волейболу
4 день
Занятие «Православно-христианские праздники лета. Семик»
Конкурс рисунков «Образы языческих верований»
Тренинг способностей детей. Спортивное многоборье
Вечер русалок
5 день
Лекция «Лекарственные травы Казачинско-Ленского района»
Викторина «Иван-травник». Акция «Береги природу». Экологическая тропа
Спартакиада «Мои спортивные возможности».
Дискотека
6 день
Занятие «Роса благодати. Празднование Троицы». Фольклорный праздник «Обряды зелёных Святок».
Мастерская «Искусство плетения»
Водно-спортивная эстафета «Водолей»
Вечер «Есть глаза у цветов»
7 день
Занятие «Рождество Ивана Купала». Купальские гадания. Цветочный гороскоп.
День Нептуна.
«Подиум» - конкурсная программа на лучший народный костюм
Литературно-музыкальная композиция «Тайны Купальской ночи!».
Дискотека
8 день
Литературное занятие «По фольклорным островам»
День любимых народных игр «Забавы старины»
Лесной бал
9 день
Литературно-музыкальная композиция «Город весёлых мастеров»
Реставрация экологических знаков.
Выставка работ участников лагеря из глины и природного материала «Забытая старина»
Поход следопытов «Найди клад»
Рефлексия участников программы лагеря. Дискотека
10 день
День отъезда.
Обмен памятными адресами. Отъезд
Уборка территории лагеря ежедневно. Также принятие солнечных ванн и водных процедур в зависимости от погодных условий. Один раз в два дня – банные процедуры.
V. Режим дня
8.00. – подъем, зарядка, гигиенические процедуры
8.45 – утренняя линейка. Объявление темы дня
9.00 - завтрак
9.30 - уборка комнат и территории лагеря
10.00 – исследовательская деятельность
13.00 – обед
13.30 - отдых, свободное время
15.00 – спортивно-оздоровительные мероприятия
16-30 – полдник
17.00 – самостоятельная работа по КТД
19.00 - ужин
19.30 – культурно-развлекательные мероприятия, коллективно-творческие дела.
21-00 – вечерний чай
21.30 – подготовка ко сну
22.30 - отбой
VI. Предполагаемые затраты, источники финансирования, смета расходов
Для реализации программы необходимы средства по следующим разделам
Районный бюджет:
Питание:
150 руб. х 14 дней х 20 чел. 42.000 руб.
ИТОГО: 42.000 руб.
Родительская плата
Проживание:
110 руб. х 14 дней х 20 чел. 30.800 руб.
ИТОГО: 30.800 руб.
Транспортные расходы:
Бензин для школьного автобуса
24 руб. х 60 лит. 1440 руб.
ИТОГО: 1440 руб.
Медицинское обслуживание: (2% от питания) 784 руб.
Профилактика клещевого энцефалита «йодантипирином»
92 руб. Х 20 упаковок 1840 руб.
ИТОГО: 2.624 руб.
5. Культурное обслуживание: (5% от питания) 1960 руб.
6. Хозяйственные расходы: ( 5% от питания) 1960 руб.
Заработная плата работников согласно тарификации: (районный бюджет)
Начальник лагеря 6199руб. 14 коп Педагог КТД 5345руб. 63 коп
Воспитатель 5345руб. 63 коп
Медицинский работник 4179руб.73 коп.
Спортинструктор 6199руб. 14 коп.
Повар 2331руб. 82 коп.
Помощник повара 2123руб. 55 коп
ИТОГО: 32.021 руб. 64 коп.
начисление по заработной плате (26,2 %) 9.712 руб. 34 коп
ИТОГО: 41. 733 руб. 98 коп.
Всего из районного бюджета: 83.733руб.98 коп
Всего для реализации программы: 122. 517 руб. 98 коп.
(сто двадцать две тысячи пятьсот семнадцать рублей 98 копеек)
Источники финансирования:
- районный бюджет 83.733руб. 98 коп.
- родительские взносы (800 руб. х 20 чел.) 16.000 руб.
Смета расходов с указанием расходов на одного ребёнка
Питание: 140 руб. х14дн. = 2.100 руб.
Проживание: 110 руб. х 14 дней = 1540 руб.
Транспортные расходы: 72 руб.
Медицинское обслуживание: 39,2 руб.
Культурное обслуживание: 98 руб.
Хозяйственные расходы: 98 руб.
ИТОГО: 3807,2 руб.
Заработная плата работников 2339,13 руб.
ИТОГО: 6286, 33 руб.
VII. Ожидаемые результаты
Экскурс в прошлое праздничной обрядности Руси поможет участникам программы понять образ жизни русского человека и его близости к природе. Духовность и красота взаимодействия человека и природы оставит неизгладимый след в памяти ребят. Они научатся определять погоду по народному календарю, смогут сами находить лекарственные растения и применять их в жизни. За две недели нахождения в этнографическом лагере дети получат массу положительных эмоций, научаться видеть доброе и прекрасное в окружающем мире.
Ребята изучат историю родного края, ознакомятся с его природой, сформируют навыки творческой деятельности, получат знания о видах декоративно-прикладного искусства и сами примут участие в изготовлении изделий.
В результате дети проявят творческие способности, удовлетворят индивидуальные, познавательные и творческие запросы. Научатся планировать свою творческую деятельность,
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить оздоровление и отдых подростков нашей школы, в том числе ребят из малообеспеченных и многодетных семей, а также создаст новое образовательное пространство, обеспечивающее реализацию непрерывного развития личности ребёнка при взаимодействии процессов обучения, воспитания, оздоровления и физического совершенствования.
«Последействие» программы
В ходе работы предполагается создать гербарий лекарственных трав Казачинско-Ленского района; коллекцию оберёгов и поделок из глины и берёсты по тематике этнографии русского народа.
Для многих ребят это будет первым опытом участия во внеурочной деятельности и будет способствовать пробуждению интереса к культуре русского человека, а также важным шагом на пути к более глубокому восприятию культурного наследия народа.
Список литературы
Забылин М.А. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – И., 1992
К. Поломис. Дети на отдыхе. – М.,1998
Серия «Праздник в школе» / Ред.- сост. Л.И.Жук. – М., 2004
Серия «Праздник в школе» / Ред.-сост. Л.И.Жук. – М., 2008
Традиции. Обычаи. Обряды. / Ред.-сост. Л.И.Жук. – М., 2007
-
Заголовок 2†ђЗаголовок 4†ђЗаголовок 515