Программа ОЛДПД летний лагерь
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Пьянковская основная общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
детского пришкольного
оздоровительного лагеря
«СТРАНА
ЗАКОЛДОВАННЫХ КНИГ»
Тип программы: комплексная, краткосрочная
Сроки реализации: июнь 2015 года
Авторы:
Свалухина Любовь Александровна
Начальник лагеря
Татаринова Наталья Викторовна
Ст. вожатая
с. Пьянково2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Содержание программы
Учебно-тематический план
Методическое обеспечение
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети были максимально охвачены организованными формами отдыха, оздоровления и труда, чтобы сам отдых стал процессом, обеспечивающим преемственность с обучением и воспитанием, носил не только оздоровительный, но и познавательно-творческий характер.
Летние каникулы – период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений, занятий. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря. Ну, где еще школьник почувствует себя раскрепощенным, свободным, независимым, как не в период летних каникул, на школьных площадках, лагерях?!
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых.
Как показала практика, основное содержание работы летних лагерей составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
2015 год в России объявлен годом Литературы. Ребята придется найти волшебные свитки, в которых была заключена мудрость всего человечества. Каждый день смены дети с помощью волшебной палочки будут попадать в различные литературные произведения. Герои этих произведений в подарок за помощь ребятам будут отдавать, часть свитков Мудрости.
Цель:
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к памятникам культуры;
приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
обогащение духовной культуры, приобщение к прекрасному;
организация активного отдыха и оздоровления детей;
формирование лидерских качеств;
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
диагностировать состояния здоровья, уровень физической подготовленности детей;
организовывать оздоровительные мероприятия, связанные с профилактикой распространённых заболеваний у детей, закаливание организма;
привлекать к активным формам деятельности учащихся «группы риска», профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены.
С целью эффективной организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей на базе МКОУ Пьянковская ООШ организуется оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей в количестве 38 обучающихся – 2 отряда по 19 человек, одна смена (июнь месяц). Возраст детей от 6,6 до 15 лет. Продолжительность смены 18 рабочих дней.
Лагерная оздоровительная смена включает:
- организацию внеурочной занятости детей в условиях лета;
- охват летним отдыхом детей и подростков, состоящих на всех видах учета;
- укрепление здоровья учащимися;
- социально-значимую деятельность.
Очень эффективной является работа, построенная в форме игры.
Вся жизнедеятельность в лагере пронизана духом приключений. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию. Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры.
Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания. Ребята приходят на детскую оздоровительную площадку, распределяются по отрядам учетом возрастных особенностей. Они попадают в таинственную заколдованную библиотеку, Главными экспонатами этой библиотеки являются не книги, а разные волшебные артефакты, собранные помощниками библиотекаря в разных странах. Это и ковёр самолёт, и скатерть самобранка, и шапка- невидимка, меч-кладенец и другие волшебные предметы. Главный библиотекарь сообщает ребятам о том, что из библиотеки были похищены волшебные свитки, в которых была заключена мудрость всего человечества. Если эти свитки попадут в плохие руки, то на Земле начнётся хаос, люди станут злыми, исчезнет добро на Земле. Он просит ребят помочь помощникам главного библиотека. Каждый день смены дети с помощью волшебной палочки будут попадать в различные литературные произведения. Герои этих произведений в подарок за помощь ребятам будут отдавать, часть свитков Мудрости. И только преодолев все эти препятствия, они попадут за Тридевять земель в Солнечный город к бабе Яге. Выполнят последние ее коварные испытания, и получат последнюю часть свитков. И тот отряд, который сможет прочесть Главную мудрость, заключённую во всех свитках будет являться победителем. Отряды получают пустой свиток, и за каждый день он наполняется слова мудрости, в конце смены ребята раскроют, в чем же заключена мудрость человечества.
Все отряды имеют свое название, девиз. Выбирают командира отряда. Каждый отряд будет вести свой путевой дневник, куда будут заноситься, зарисовываться, вклеиваться всё самое интересное, с чем встретятся во время испытаний. Включение в игру и её поддержке способствует игровой материал: знаки отличия и успеха, игровые талисманы, эмблемы, тайные знаки, посвящение в помощники библиотекаря. Объекты лагеря переименованы в соответствии с игрой:
«Заколдованная библиотека»- лагерь.
Хранитель - воспитатель отряда.
Главный библиотекарь - начальник лагеря.
Вдохновители - вожатые.
Мастерская - кружки по интересам.
«Пресс-центр» - место встречи и обсуждения планов действий всех Хранителей и Главного библиотекаря.
Долина чудес - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех отрядов.
Долина спорта - спортивная площадка лагеря.
Трапезная - столовая лагеря.
Храм искусства - зрительный зал
Лекарь - врач.
Старейшина печати – библиотекарь.
На протяжение смены в течение недели с 10.00 до 11.00 отряд посещает кружок и в конце недели (субботу) показывает отчетное мероприятие, то чему на учился на кружке. Кружки: «Музееведение», «Библиотечный час».
В процессе данной игры ребята получают возможность проявить свои способности в любом виде деятельности.
При составлении программы старались учитывать все формы работы с детьми. Ребята узнают новые песни, игры, обряды, а самое главное получат дополнительные навыки дружбы, товарищества, уважения друг к другу, заботы о ближнем. А это очень важно!
Оздоровительный лагерем сотрудничает с: Пьянковким ДК, дворовым клубом «Надежда», Пьянковской пожарной частью № 16/8.
Программа основана на следующих принципах:
безусловная безопасность всех мероприятий;
учет особенностей каждой личности;
распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В программе отражены основные направления:
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Соблюдение режима дня;
Сбалансированное питание;
Качество питания;
Участие детей в спортивно-массовых мероприятиях;
Количество детей, получивших оздоровительный эффект от предоставленных медицинских услуг;
Анкетирование;
Собеседование;
Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков;
Отсутствие травм;
Ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
Водные процедуры; принятие солнечных и воздушных ванн;
Ежедневный осмотр детей медицинским работником;
Развитие коммуникативных навыков и толерантности
Умение слушать и слышать собеседника (толерантность);
Бесконфликтное общение;
Рефлексия;
Самооценка;
Навыки психологической защиты, самоконтроля;
Коммуникабельность;
Формирование ценностных ориентаций;
Эмоциональная устойчивость;
Наличие мотивации на познавательную деятельность;
Отсутствие конфликтов;
Анкетирование;
Наблюдение;
Сюжетно – ролевые игры;
Социально – психологическое консультирование;
Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений);
Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения;
Деятельность органов детского самоуправления.
Формирование социально-активной личности
Количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально значимых мероприятий;
Личная заинтересованность детей и подростков в организации и проведении КТД;
Реализация социально-значимых проектов;
Анкетирование;
Наблюдение;
Итоговая выставка детских, творческих работ;
Навыки самообслуживания;
Участие в заключительном гала – концерте;
Рейтинг популярности творческих мероприятий, клубов, студий.
Профилактика экстремизма, правонарушений и подростковой агрессии
Снижение асоциального поведения обучающихся;
Отсутствие конфликтных ситуаций;
Наличие плана работы по профилактике правонарушений и снижению
асоциального поведения детей и подростков;
Разработка и реализация индивидуальных траекторий развития и воспитания детей учетных категорий;
Внедрение программ-тренингов активной психологической защиты для подростков;
Формирование культуры ЗОЖ
Формирование гражданственности и патриотизма
Экскурсия по селу;
Просмотр презентации по толерантности «Мы разные, но мы вместе»;
Посещение музеев: изобразительных искусств и историко-этнографический г. Ирбита, школьный музей.
«Я люблю тебя, Россия!» мероприятие посвященное – 12 июня, Путешествие по произведениям о Великой Отечественной войне.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Страна заколдованных книг»
04.06.четверг
59118566040
«Готовимся к путешествию» встречает гостей.
Минутка «Мой рост, мой вес»
Проведение инструктажа
«Дайте детству наиграться» (творческие игры, прогулка, огоньки знакомств)
Воздушные ванны
Игры на свежем воздухе
Анкетирование 05.06. пятница
44640566040
«Путешествие начинается»
Оформление отрядных комнат, название команд.
«В любом месте веселее вместе» - представление отрядов
Воздушные ванны
Игры на свежем воздухе
Минутка здоровья 06.06. суббота
72453566040
«Поляна сказок» Путешествие по сказкам А.С. Пушкина
Викторина «Там на неведомых дорожках …»
11.00 ДК «Волшебное путешествие в сказку»
Конкур рисунков «Что за прелесть эти сказки»
Просмотр мультиков, сказок.
Обтирание
08.06. понедельник
377190-871220«В гостях у дяди Стёпы» путешествие по книге С. Михалкова «Дядя Стёпа»
«Весёлая карусель. В мире дорожных знаков»
Соревнования «Волшебное колесо»
Викторина «Знай правила, велосипедист»
Обтирание
Игры на свежем воздухе
09.06. вторник
44323066040
Путешествие по сказке-были М. Пришвина «Рассказы о животных» (В. Бианки)
Минутка здоровья «Зелёная аптечка»
11.00 ДК просмотр мультфильмов
Экологический КВН «Сохраним нашу планету живой и здоровой»
Конкурс рисунков «Моя прекрасная планета»
Обливание
10.06. среда
42926095250
«Путешествие по сказке Н.Носова «Незнайка и его друзья»»
Минутка здоровья «Солнечный ожог»
Викторина «Самый умный»
Игра путешествие со Знайкой по интеллектуальному лабиринту»
Обливание
13.30 ДК «Алло, мы ищем таланты» 11.06. четверг
54165528575
«Горжусь тобой, моё Отечество!»
«Моя Россия» познавательная игра, 11.00ДК
Викторина по правам ребёнка (на основе сказок)
Конкур чтецов «Россия родина – источник вдохновения»
Солнечные ванны
Игры в отрядах
13.06. суббота
66421095250
«Подарок для самого слабого»
Турнир «Рыцарей»
Просмотр мультфильма
Беседа «Минутка здоровья»
Игровая программа «Если с другом вышел в путь»
Обливание
Игры на свежем воздухе 15.06. понедельник
55880095250
День пожарной безопасности
Путешествие по сказке С. Маршака «Кошкин дом»
Экскурсия в пожарную часть с. Пьянково 16/8
Урок безопасности «Один дома…»
Просмотр видеороликов по ПБ, викторина
Воздушные ванны 16.06. вторник
44513526670
«Путешествие по книге Тома Сойера»
Конкурс «Кто во что горазд»
Футбол
Минутка ПДД «Азбука дорожной безопасности»
14.00 представление кукольного театра (Ростов)
Воздушные ванны
17.06. среда
53403519050
«В гостях у богатырей»
Викторина «В мире спорта»
Весёлые старты
Просмотр мультфильмов
Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»
Обтирание
13.30 ДК «Тайна бабушкино сундука» 18.06. четверг
560705102870
«Путешествие в царство Водяного»
1000 ДК Игровая программа
Водная эстафета
Игра для девочек «Русалочьи сказки»
Обтирание
Минутка ПДД «Азбука дорожной безопасности»
Игры на свежем воздухе
19.06. пятница
657860102870
Путешествие по книге А. Гайдара «Тимур и его команда»
Просмотр отрывка кинофильма
Помощь одиноко проживающим жителям села
Клубный час «С детства дружбой дорожи!»
Солнечные ванны
Игры на свежем воздухе 20.06. суббота
47307517145
«Алиса в стране чудес»
1100 ДК
«Звёздный танцпол»
Шашечный турнир
Праздник юмора «Улыбка чеширского кота»
Воздушные ванны
Игры в отрядах 22.06. понедельник
367030102870
Путешествие по произведениям о Великой Отечественной войне.
Беседа «Минутка здоровья» Правильное дыхание.
11.00 ЦВР «Крестики – нолики»
Акция «У обелиска»
Экскурсия в музей
Обтирание
Игры на свежем воздухе
23.06. вторник
38100082550
Винни пух и все, все, все
Викторина «Куда идём мы с пяточком»
Акция «Все на борьбу с дядюшкой мусором»
Конкурс рисунков «Светофорик»
13.30 ДК 100 лет со дня рождения А.Т. Твардовского
Обливание
Игры на свежем воздухе
24.06. среда
День сказок и мультфильмов
Костюмированный балл
Викторина «Угадай мелодию»
Битва хоров
Минутка ПДД
11.00 ЦВР «Крестики – нолики»
Солнечные ванны
Игры на свежем воздухе 25.06. четверг
360045168910
Закрытие смены
«Дорогою Добра»
Игровая программа «В гостях у Бабы Яги»
Анкетирование «Как я провел лето!»
Минутка здоровья «Мой вес и рост»
11.00 ДК – закрытие смены
Дискотека
Солнечные ванны
Игры на свежем воздухе МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);
- методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);
- методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).
Методическое обеспечение комплексной программы «Заколдованная библиотека» обеспечивает начальник оздоровительного лагеря совместно с воспитателями. В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению методразработок мероприятий. В библиотеке имеются энциклопедии, методическая литература, есть возможность получать информацию в сельской библиотеке и через Интернет.
Обновляется фонд методической литературы по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с детьми-сиротами.
Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
- Ежедневные планерки воспитателей;
- Творческие мастерские
- Индивидуальные и групповые тематические консультации
Методы отслеживания результатов реализации программы лагеря с дневным пребыванием «Страна заколдованных книг»
-анализ лагерных мероприятий;
-анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
-антропометрические исследования детей.
Предполагаемые результаты программы.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля.Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
ЛИТЕРАТУРА
1. . Бачинина Е. А.Сюрприз - party /Е. А. Бачинина // Досуг в школе - 2010. - №4 - Стр. 6 – 9
2. Былеева Л., Табарко В. Игра?...Игра! - Молодая гвардия, 1998 - 150 с.
3. Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. - М.: Детская литература, 197. - 290 с.
4. Должиков И. И. Физкультурно - оздоровительные и спортивно - массовые мероприятия в детском лагере текст: научные статьи / И. И. Должиков. - Москва. : «Айрис - пресс», 2005 год, с. 300
5. Калениц Т. Н. , Кейлина З. А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися текст : научные статьи / Т. Н. Калениц, З. А. Кейлина. - Москва. : «Просвещение», 1980 год , с. 185
6. Кашина Н. А. Здравствуй, лагерь! /Н. А. Кашина // Досуг в школе. - 2010. - №4 - Стр. 3 – 5
7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: текст :научные статьи / В. И. Ковалько. - Москва.: «Вако», 2004 год , с. 210
8. Малахова М.М., Касаткина Н. А. Ерёменко Н.И. Сценарии общешкольных праздников и мероприятий/М.М. Малахова, Н.А.Касаткина, Н.И. Ерёменко - Волгоград: Учитель, 2006 год, 180 с.
9. Савинова С. В., Савинов В. А. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях: текст научные статьи / С. В. Савинова, В. А. Савинов . - Волгоград. : «Учитель», 2003 год , с. 150
10. Филиппенко Е. Нескучные каникулы/Е.Филиппенко - Ярославль: академия развития, 2005 год, 300 с.
11. Шуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса текст: научные статьи / Н. Е. Шуркова. - Москва. : «Просвещение, 2000 год, с. 300
Интернет - ресурсы
1. mou - sosh 6.narod /prazvitiya. doc
2. www .vfunion .ru/ aboutd
3. russiansec. Wordpress. Cjn/ sec