Разработка урока по технологии на тему Композиция костюма (10 класс)


Направление 1. Современный урок (занятие)Номинация 1.4 Современный урок в старшей школеТема занятия: «Композиция костюма»Решетникова Наталия Андреевнаучитель технологииКировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Многопрофильный лицей г. Вятские Поляны» Тема занятия: Композиция костюма (технологический профиль, 10 класс, авторская программа)Время: 2 часаТип: теоретическийОбщая дидактическая цель - обеспечение условий для формирования знаний о композиции костюма и законов композиции.Триединая дидактическая цельОбразовательный аспектОбеспечить усвоение учащимися понятия композиция костюма, и законов композиции.Развивающий аспектФормирование у учащихся творческого мышления, познавательного интереса.Воспитывающий аспектФормирование у учащихся эстетического вкуса.Оборудование: проектор, презентация по композиции костюма, журналы мод, образцы эскизов моделей одежды. Методы обучения: беседа.Форма работы учащихся: коллективная.План урока 1. Организационный момент.2. Мотивация и актуализация. Настроить учащихся на принятие цели и плана занятия. Вопросы на обобщение ранее полученных знаний: - Элементы костюма, - Творческое моделирование, - Подготовительный этап творчества.3. Первичное усвоение новых знаний. Организовать осмысленное восприятие новой информации: - Композиция костюма, - Законы композиции.Закрепление его путем краткого опроса учащихся.Инструктаж о домашнем задании. Зарисовать 5 моделей женской одежды с учетом законов композиции костюма. Форма одежды Прямоугольные формы всегда подразумевают стабильность, рациональность, деловитость. Овал и круг олицетворяют замкнутость, спокойное движение, мягкость и легкость. Треугольные формы костюма создают ощущение движения, динамики, легкомыслия, романтики. Сообщение новых сведений Композиция костюма Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием - красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Законы композиции :-цельность, или наличие целогозакон пропорцийзакон симметриизакон ритмавыделение главного в составе целого Цельность, или наличие целого Важным признаком цельности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса и подобия. «Ничего нельзя изъять без ущерба для целого, ничего нельзя поменять местами, ничего нельзя присоединить». Контраст -это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала. Нюанс - своего рода переходная величина от контраста к подобию; нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме. Подобие - повторение в различных вариациях одного и того же элемента. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому.Самой гармоничной пропорцией считается золотое сечение, когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону, голова человека составляет 7в длины тела, а линия талии делит его в пропорции 5: 8. Пропорции в одежде и фигуре предполагают членение по горизонтали. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Пропорции в костюме Закон симметрии Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Асимметрия в костюме - это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Закон ритма Важнейший признак ритма - повторение элементов и интервалов между ними. Ритм в костюме могут создавать такие элементы: членение (линии конструктивные или декоративные), цвет (полоски, клетка и пр.), фурнитура (пуговицы и пр.).По способу организации ритм в костюме может быть пяти видов: горизонтальный, вертикальный, спиральный, диагональный, радиально-лучевой. Выделение главного в составе целого Композиционным центром называется тот предмет (часть предмета или группа предметов), который расположен в составе целого так, что первым бросается в глаза. Контраст делает образ костюма более ярким и выразительным Список литературы Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие. – М.: Мастерство; Академия; Высшая школа, 2000. Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. – М.: М3-Пресс, 2003. Сорины, сёстры (Коробцева Н.А., Петрова Е.А.). Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. – М.: Гном-Пресс, 1999. www.garmoniavdome.ru/vykrojkakostjumov/1.html