Презентация по биологии на тему Тайны раннецветущего цветка — подснежника (5 класс)
Гонимы вешними лучами,С окрестных гор уже снегаСбежали мутными ручьямиНа потопленные луга.Улыбкой ясною природаСквозь сон встречает утро года,Синея блещут небеса.Еще прозрачные лесаКак будто пухом зеленеют...(А. С. Пушкин)
Из - под снега вышел друг и весной запахло вдруг?
Подснежник Выглянул подснежник В полутьме лесной -Маленький разведчик, Посланный весной; Пусть еще над лесом Властвуют снега,Пусть лежат под снегом Сонные луга; Пусть на спящей речке Неподвижен лед, - Раз пришел разведчик,И весна придет!Елена Серова
ТЕМА УРОКА:«ТАЙНЫ РАННЕЦВЕТУЩЕГО ЦВЕТКА – ПОДСНЕЖНИКА»
Латинское название подснежника «галанту-с».Происходит от слова «гала» (молоко) и «анту-с» (цветок), т.е. «молочный цветок».На поляне дохнуло ветром вешним,Ивы распустились над прудом.У тропинки маленький подснежникЗагорелся, желтым огоньком.Закачался слабенький и гибкий,Удивленно радуясь всему.И в ответ с приветливой улыбкойСолнце наклоняется к нему.
ПЕРВАЯ ТАЙНА : Какой общий признак объединяет ПОДСНЕЖНИКОВ?ВТОРАЯ ТАЙНА:Какая связь существует между сахаром и ПОДСНЕЖНИКОМ? ТРЕТЬЯ ТАЙНА: Среди зимы случаются длительные оттепели, по несколько недель температура бывает равна нулю и выше. Однако ПОДСНЕЖНИКИ не зацветают. Почему?ЧЕТВЕРТАЯ ТАЙНА:В каком лесу не растут ПОДСНЕЖНИКИ? Почему? ПЯТАЯ ТАЙНАПочему ПОДСНЕЖНИКИ нарядились в яркие желтые платьица?ШЕСТАЯ ТАЙНАКакие лекарства получают из подснежника?
ПЕРВАЯ ТАЙНА Какой общий признак объединяет ПОДСНЕЖНИКОВ? У большинства из них подземные органы – корни утолщены. В них накапливаются питательные вещества, необходимые растениям для быстрого роста и развития весной.
ВТОРАЯ ТАЙНАКакая связь существует между сахаром и ПОДСНЕЖНИКОМ? Случается, что во время цветения подснежников возвращается зима со снегопадами и морозами. Но цветок выдерживает мороз до 10 градусов. Заледенеет до корней, а появится солнце — оттает и цветет себе дальше. А все это потому, что в соке подснежников содержится сахар.
ТРЕТЬЯ ТАЙНА Среди зимы случаются длительные оттепели, по несколько недель температура бывает равна нулю и выше. Однако ПОДСНЕЖНИКИ не зацветают. Почему? В каждом растении есть свои биологические часы. Как только долгота дня увеличивается до определенного времени — звучит сигнал подснежникам: «Трогайтесь в рост!».
ЧЕТВЕРТАЯ ТАЙНА В каком лесу не растут ПОДСНЕЖНИКИ? Почему? Весной в хвойном лесу темно, т.к. хвоя не пропускает солнечного света. А лиственный лес стоит весной еще голый, и солнечные лучи легко проникают через ветки и прогревают почву. К тому же в лиственном и смешанном лесу слой опавшей листвы и снега больше, чем в хвойном.
ПЯТАЯ ТАЙНАПочему ПОДСНЕЖНИКИ нарядились в яркие желтые платьица? Это они для насекомых — пчел и шмелей — так нарядились, чтобы их заметили. Цветы угощают насекомых сладким нектаром, а насекомые переносят на своих лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этого не образуются у подснежников плоды и семена.
ШЕСТАЯ ТАЙНАКакие лекарства получают из подснежника?Но и еще из луковицы подснежника получен препарат, который может оказаться ценным при лечении полиомиелита. А также как хорошо успокаивающее средство.
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА«ЦВЕТОЧКИНЫ СЛЕЗЫ»
Он долго рос,Он ждал весныИ, наконец, расцвел!..Тебе другие снились сны-Рукой его ты смел.Сорвал цветок с лица земли,А он хотел цвести!Постигнуть трудно красотуИ так легко смести!И под сосной, где ты укралПриродную красу,Два одиночных листаНа землю льют росу.
Решите задачу: Отправился класс в гости в весенний лес. Каждый ученик сорвал по 10 подснежников. Ребята из другого класса сорвали по 10 подснежников. Сколько подснежников было сорвано в этот день, если в каждом классе учатся по 10 детей? Какой вывод вы сделаете из данного факта?
Решение задачи: 11 КЛАССОВ В ШКОЛЕ*10 УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ = 1 10 УЧАЩИХСЯ 1 10 УЧАЩИХСЯ* 10 ПОДСНЕЖНИКОВ = 1 100 ЦВЕТКОВ
ПРОЕКТ1. Проблема2. Тема3. Цель4. Этапы проекта5. Ожидаемый результат6. Защита
Сказка о подснежниках На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы, а насекомые там просто жили. Однажды на эту поляну забрел мальчик Вова. Он взглянул на цветы и замер. Ему захотелось унести эту красоту с собой. Вова набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей. Ребята позавидовали, что у Вовы такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрый» мальчик, он рассказал друзьям о полянке. Мальчишки гурьбой побежали туда. По лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную полянку. Что он там увидел? Вместо небесно-чистых цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, он заплакал.
Вот букет: он брошен вместе с сором. Умирают, сжавшись, лепестки... Это мы срывали без разбора Беззащитные тугие стебельки. Для чего рвали их? Не знаю! Быстро вянет нежный первоцвет. Пусто, скучно стало на поляне: Вестников весны там больше нет! Очень просто погубить живое, Ведь подснежники не могут нам сказать: "Наслаждайтесь нашей красотою — Только очень просим нас не рвать!"(И. Абдулаева)
Берегите родную природу!