Исследовательская работа: Дуслык — ансамбль татаро-башкирской песни п. Бишкиль
Чебаркульский муниципальный район
МОУ Бишкильская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Германа Алексеевича Угрюмова XIV региональная открытая конференция «Наследие» реферативных и исследовательских эколого-краеведческих работ обучающихся, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Номинация: "Культурное наследие"
Тема: "Дуслык" - ансамбль татаро-башкирской песни п. Бишкиль"
Подготовила: Фаттахова Анастасия, ученица 8 класса МОУ Бишкильской
СОШ им. Героя России Г.А. Угрюмова,
п. Бишкиль, улица Савельева, дом 35
Руководитель:
Приданников Владимир Михайлович,
учитель истории МОУ Бишкильской
СОШ им. Героя России Г.А. Угрюмова,
п. Бишкиль, улица Савельева, дом 35
Бишкиль, 2015 год
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc433806289 \h 31. Творческий путь фольклорного ансамбля "Дуслык" PAGEREF _Toc433806290 \h 52. Особенности репертуара ансамбля "Дуслык" PAGEREF _Toc433806291 \h 8Заключение PAGEREF _Toc433806292 \h 11Список источников: PAGEREF _Toc433806293 \h 12Приложения PAGEREF _Toc433806294 \h 13
ВведениеНа Южном Урале уже более трех столетий совместно проживают множество народов, среди них самыми многочисленными являются русские, башкиры и татары. Не смотря на сложность и противоречивость отношений между этносами, в регионе сохраняется межнациональный и межконфессиональный мир, крепнет дружба между народами, происходит взаимопроникновение и взаимообогащение национальных культур. Руководство Челябинской области делает очень много для развития национально-религиозных традиций всех народов, населяющих регион. В области постоянно организуются мероприятия, посвященные народному творчеству, проводятся конкурсы, фестивали, сабантуи, которые становятся площадками для пропаганды культурных традиций разных народов, способствуют укреплению дружбы и взаимопонимания. Например, ежегодный областной конкурс башкиро-татарской песни "Уралым", во многих районах области проводятся Сабантуи, на которых имеют возможность выступить фольклорные песенные и танцевальные коллективы, проводятся различные конкурсы на знание традиций, обрядов, особенностей быта и национальной кухни различных народов.
Изучение и популяризация национальных культур башкирского и татарского народа представляются актуальными, для сохранения и укрепления межнационального мира и согласия на Южном Урале и воспитания толерантного отношения к различным культурным традициям. Одним из ярких песенных коллективов, активно пропагандирующим башкирскую культуру, является ансамбль ДК п. Бишкиль "Дуслык", что в переводе означает дружба.Цель данной работы: изучение творческого пути ансамбля "Дуслык".Задачи:
1) выявить значимость творческой деятельности коллектива для сохранения и популяризации башкирской национальной культуры, воспитания молодежи в духе национальных традиций, толерантного отношения к представителям разных культур;
2) выявить особенности репертуара ансамбля «Дуслык».
Исследование проводилось в октябре 2015 г., в п. Бишкиль Чебаркульского района. В этом поселке проживает 12% башкир, бережно сохраняется национальная культура этого народа, воспитывается подрастающее поколение в духе народных традиций. Большой вклад в сохранение и популяризацию башкирского фольклора вносит творческий коллектив "Дуслык".
Основной источник информации (методы) - интервьюирование и беседы с участниками ансамбля знакомство с их личными архивами, изучение материалов школьного музея и анализ периодической печати.
1. Творческий путь фольклорного ансамбля "Дуслык"
Коллектив «Дуслык» был создан в 2011 году, на базе ДК п. Бишкиль. В состав ансамбля входят Кучукова Фарида, Халимова Миндинур, Фахрисламова Мавлия, Халимова Нурия, Шарапова Альфия, Шарапова Тагира, Валиева Нелли, Колесников Михаил (баян, гармонь), (Приложение 1).
Руководитель ансамбля Шарапова Тагира Магафуровна, родилась в 1964 г., в 1988г закончила Башкирский Государственный институт им. М. Акмуллы по специальности преподаватель методики и психологии. С 14 января 2011 г является руководителем фольклорно-башкирского ансамбля «Дуслык». Она работает в ДК п. Бишкиль методистом по национальной культуре. Разрабатывает методические рекомендации и репертуарные материалы по народному творчеству, формирует фоно и видеотеку. Благодаря её творческому потенциалу значительно расширился репертуар коллектива новыми хоровыми и сольными номерами. Шарапова Т.М. проводит большую работу с коллективом: разучивание мелодии, работа над чистотой интонации, над характером исполнения, индивидуальная работа с первыми, вторыми, голосами, работа над чистотой двухголосья, репетиционные и постановочные занятия, концертная деятельность. Во время исполнения песен: хоровых, плясовых, обрядовых коллектив чаще стал использовать народно-сценический танец. Коллектив использует башкирские скороговорки, заклички, авторские и народные песни [1].
Репертуар "Дуслыка" разнообразен, включает разнообразные произведения по жанру и тематике: башкирские народные песни весенне-летнего и зимнего циклов, а так же русские народные песни (Приложение 2). Помимо пения коллектив занимается постановкой театрализованных представлений, в основе, которых лежат национальные обряды и традиции, например: «Встреча гостей - кунак коршыалыу», «Наречение имени – исемкушуу», «Грачиная каша-Каргатуе», «Встреча невесты килен тошкэндэ». Кроме взрослых в ансамбле участвуют дети школьного возраста (Каримова Диана, Гизатуллин Юлай, Ибрагимова Элиза, Бутасова Екатерина, Пономарев Роман, Гарипов Егор). Целью является приобщение детей к национальной культуре: народным традициям и обычаям. С момента своего образования башкирский ансамбль «Дуслык» принимает активное участие в мероприятиях Дома Культуры п. Бишкиль, участвует в выездных концертах, в районных, областных и всероссийских мероприятиях [2].
За последние три года коллектив создал и провел множество концертных программ в п. Бишкиль, вот лишь некоторые из них: концертная программа и огонёк ко дню пожилого человека «Как молоды мы были», концертная программа посвященная дню Победы, концертная программа «Будьте душой всегда молоды», концертная программа и огонёк ко дню пожилого человека «Давай встряхнём стариной», вечер отдыха для мам «Кадрильные затеи», районное мероприятие «Моё село – ты лучший уголок России», концертная программа ко дню матери «Дорогой единственной», огонёк «Последний жёлтый лист».
Ансамбль постоянно участвует в районных культурных мероприятиях и праздниках, например, «Масленница», п. Травники, «Моё село – ты лучший уголок России», п. Кундравы, День «Дружбы народов», п. Тимирязевский, «Широкая масленница», п. Тимирязевский [1]."Дуслык" - неоднократный лауреат Всероссийского Бажовского фестиваля в конкурсе «живая традиция» (Приложение 3), [5], регионального фестиваля традиционно творчества тюркских народов «Уралым» (Приложение 4), [6,7,8], областного народного конкурса «Марафон талантов», фестиваля национальных культур "Соцветие Дружное Урала" (Приложение 5), [4], областного фестиваля тюркоязычных народов и народов, говорящих на языке «фарси» «Навруз-2013» (Приложение 6). Являясь составной частью Курултая башкир Чебаркульского района коллектив, принимает активное участие в областном празднике «Сабантуй» (Приложение 7), [3], ежегодно занимая призовые места в номинациях «Лучшая национальная кухня», «Лучший национальный обряд», в областных конкурсах «Челябинск хлебосольный» (Приложение 8), [9]. Всего у коллектива десятки дипломов и грамот различных фестивалей и конкурсов. В этом году участники ансамбля претендуют на присвоение звания народных артистов России.
Участники ансамбля помнят каждый фестиваль, каждый конкурс, в которых они принимали участие. На всех культурных форумах, вспоминают артисты, царит атмосфера дружбы и уважения к культурным традициям народов Южного Урала, но особенно им запомнился областной Сабантуй, состоявшийся в июне 2014 года в Кунашакском районе, когда в празднике принял участие будущий глава региона Борис Дубровский. В газете Чебаркульского района "Южноуралец" вышел обзор этого события: " В Кунашакском районе в выходные завершился областной праздник Сабантуй. Большую поляну на берегу озера Чебакуль в течение дня посетило свыше 30 тысяч южноуральцев, гостей из соседних областей — Свердловской, Курганской, а также Башкортостана и Татарстана.
Собравшихся на празднике приветствовал исполняющий обязанности главы региона Борис Дубровский:
— Мне приятно поздравить вас сразу с двумя праздниками — Днем России и Сабантуем. Это символично, что они проходят одновременно, поскольку их объединяет глубокое чувство любви к родине, к земле предков. Я знаю, что у татар и башкир любовь к земле сравнивается с любовью к матери, у нас общая мать — Россия, и чувства к ней общие. Я всем желаю добра, благополучия. Рахим итегез. Дуслык" (Приложение 9) [10]. На этом форуме делегация п. Бишкиль, состоявшая в основном из членов коллектива "Дуслык" получила первые призы сразу в трех номинациях, за лучшую юрту (были даже шкуры медведя и волка), за лучшую национальную кухню (бишкильцы приготовили 53! блюда), за лучший национальный обряд встречи гостей. Юлия Лапидус, директор областного Дома дружбы народов, высоко оценила выступление наших земляков [10].
2. Особенности репертуара ансамбля "Дуслык" Как птицам петь не запретить,
Вас петь нельзя остановить,
Не погасить дождинкой молнию,
Ладонью солнца не закрыть,
Вам суждено влюблённым в песню быть,
Всем любовь свою дарить.
Творческое кредо ансамбля: воспитывать главное духовное богатство – чувство патриотизма, любовь к малой родине. Через красоту народной песни ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Популяризация башкирской песенно-хоровой культуры в Челябинской области и за её пределами.
Башкирская музыкально-песенная культура формировалась много столетий. В основе народной музыки лежат тотемистические и анималистические представления (например, "Звенящие журавли"), также национальный фольклор тесно переплетен с праздниками годового цикла ("Карагуй"), семейно-бытовыми обрядами (свадебные напевы - сенгляу, благопожелания - теляк и плясовые песни), трудовой и охотничьей деятельностью (танцы "Пастух", "Охотник"), с эпосом и мифологией (например, книжные напевы "Мухамадия", "Юсуф и Зулейха)". Башкирский фольклор разнообразен по стилистике и тематике, используются лирические песни, сольное двухголосное гортанное пение - узляу, звукоподражательные подпевки, быстрые короткие песни кыска-кюй, протяжные песни узун-кюй, плясовые песни такмак и др. В 17 - 18 веках появляются протяжные песни, кубаиты, мунажаты, баиты, "рекрутские", деревенские песни, инструментальные марши. К инструментальной музыке относятся инструментальные версии песенных мелодий ("Урал", "Буранбай", "Кара юрга"), инструментальные пьесы ("Манеж", "Наполеон Бонапарт"), мелодии обрядовых танцев ("Килен бейеуе"), танцев программно-изобразительного характера ("Кара таук"), лирических танцев ("Муглифа ", "Зарифа") инструментальные звукоподражания [11].
Коллектив "Дуслык" использует народные фольклорные вокальные произведения, а так же авторские песни. Широко используются обрядовые напевы, заклички солнца и дождя (имеют древнее происхождение, восходящее к языческому периоду в истории башкирского народа, когда господствовали представления об одухотворенности природы и возможности человека влиять на природные стихии), свадебные обрядные напевы, сольное двухголосное пение, лирические песни и хоровое исполнение. По жанрам можно выделить плясовые песни, игровые, колыбельные, песни-потешки, хороводно-игровые.
По содержанию репертуар ансамбля также разнообразен. В песнях прослеживаются темы любви к малой Родине, описывается богатство и красота природы Южного Урала. Есть песни восхваляющее Всевышнего (Аллагашукур – Хвала всевышнему, сл. Рамиля Чугурова, муз. Ризвана Хакимова). Много песен, посвященных любви, семейно-бытовым отношениям.
Как образец, иллюстрирующий красоту и высоконравственное содержание, фольклорных песен-обрядов, можно привести Свадебный обряд (встреча невесты и дорога к роднику) [1]. Сюжет обряда заключается в сцене встречи жениха и невесты родственниками и соседями. Вначале звучит песня «Килен тошкэндэ» «Встреча невесты» (муз. Р. Яхина сл. Р. Миннуллина) Красавица невеста \ Желанная свекру и свекровке\ Все ждут не дождутся тебя \ уже и сердце трепещет.
Свекровь угощает невесту медом и маслом.
Одна рука в меду пусть будет \ Другая рука в масле пусть будет. \ Перед тобой день белый пусть встанет, \ За тобою белой масти скотины пусть много будет!
Спускаясь с телеги или машины, невеста должна была наступить на заранее подброшенную подушку или белый войлок. Этот эпизод сопровождался своеобразным словесным напевным речитативом. Основной смысл его - оценка поведения, характера, поступков новобрачной. В народе такого рода словесные сопровождения получили название «хынамак», т.е. «приметы» . Сошла ловко – сноровиста, \ Сошла осмотревшись - основательна.\ Удачливая нога – правая нога, \ С правой ноги ступай, сноха, \ Как камень, как песок, \ Оставайся сноха.
Старшие снохи накрывают стол, готовятся к показу невесты, на стол выставляются гостинцы сватов. Пока накрывают столы, невестке показывают путь к источнику.
Хозяйка: Первое испытание молодой невестке, \ Коромысла и вёдра готовы….\ Путь к источнику покажут девчата, \ Все смотрят уже давно в окно.
Обряд показа невестке источника распространен у многих народов. В основе его лежат магические представления о живительной силе воды. Приобщение к воде означало приобщение к чужому родовому культу, служило культом «оживления» в чужом роду для невестки. Во время шествия к воде невеста должна молчать. Одна из девушек, сестренок жениха, показывает дорогу, несет коромысло и ведра к источнику. Колодец, колонка или родник должно быть украшено красной лентой по кругу. Девушки и парни с песней идут к источнику, невеста и жених в середине шествия.
Молодежь организует игры: «Ебегэн» (Раззява) «Ос мойош»(«Три угла»).
Набирая воду, невеста должна была исполнить ряд необходимых правил. Прежде чем набрать воду, должна бросить монету, приговаривая: «Не трогай меня, а возьми вот это (монету)». Молодежь с играми и песней проходит по селу. Звучит песня «Хочу стать любимой и желанной»
Принесенной водой угощали вначале отца и мать жениха, затем устраивали чаепитие, А желающие испить водичку невесты бросали монеты и пили воду.
Пока самовар закипит, пели и плясали. Невеста плясала на подносе, ей под ноги кидали монеты с пожеланиями.
Невеста продолжает танцевать, произносят пожелания. Будь же чище ты воды,\ Хорошую стезю найди. \ Не запятнай честь свою, \ Будь белее яйца, сноха. \ По дому носясь без дела, \ Ябедою не слыви. \ Слово ладное изворотив, \ Клевету не заводи.
Хозяйка: Вот и самовар вскипел добро пожаловать к столу. Гости рассаживаются и угощаются свадебным угощением.
Звучит песня «Юаса» «Гостинец»: Оказался сват богатым \ Юаса его в меду \ Коль не веришь, ты попробуй \ Тает сахаром во рту, \У месившей тесто свахи, \
Щедрая, видать, душа: \ Юаса её, как сахар, \ И без масла хороша.
Подобные обряды распространены у многих народов, выкуп невесты, пожелания достатка и благополучия. В обряде обыгрываются пожелания – наставления будущей жене, предписываются определенные нравственные критерии, которым должна соответствовать будущая жена.
ЗаключениеАнсамбль "Дуслык" за неполные пять лет проделал огромную творческую работу, добился высоких результатов в популяризации национальной башкирской культуры, о чем говорят многочисленные награды, полученные коллективом на конкурсах и фестивалях различного уровня, в том числе и всероссийского. Но главной наградой для артистов является любовь и уважение их земляков. Ансамбль проводит много концертов и творческих мероприятий в Чебаркульском районе и п. Бишкиль. Делает много для сохранения и распространения башкирской культуры, передает культурные традиции молодежи, формирует в обществе толерантность.
Репертуар ансамбля разнообразен и интересен. Используются как авторские, так и народные произведения. Традиционные обряды, обыгрываемые коллективом, имеют древние корни, несут большую духовно-нравственную нагрузку. Коллектив не только сохраняет культурное наследие башкирского народа, но и активно распространяет его. Среди поклонников "Дуслыка" много представителей других народов. Состав ансамбля так же многонационален, музыкальное сопровождение (баян, гармонь) обеспечивает Колесников Михаил - по национальности русский.
Представляется важным изучение башкирской национальных традиций, популяризация народной культуры для воспитания подрастающего поколения, для сохранения и преумножения этнокультурного разнообразия южного Урала.
Работа пополнит фонды школьного музея, может быть использована для проведения классных часов и других внеурочных мероприятий. Список источников:1. Личные архивы Валиевой Н.Г., Шараповой Т.М.
2. Материалы школьного музея
3. // Губерния, 30 июля – 5 августа 2015
4. // Калейдоскоп, №30 (312) 3 августа 2012.
5. // Калейдоскоп, №24 (408), 20 июня 2014.
6. // Уралым, №5,(6) июль, 2015.
7. // Уралым, 6,(7) август, 2015.
8. // Уралым, № 7,(8) сентябрь, 2015.
9. // Южноуралец, 2 августа 2012.
10. // Южноуралец, 19 июня 2014.
11. http://www.mp3.yeshlek.ru Зарипов Н.Т. Научный свод башкирского фольклора // Башкирский фольклор. Исследования последних лет. Уфа, 1986 https://books.google.ru/books?id
ПриложенияПриложение 1
228603175Ансамбль "Дуслык" на областном конкурсе "Марафон талантов". Кучукова Фарида, Халимова Миндинур, Фахрисламова Мавлия, Халимова Нурия, Шарапова Тагира, Валиева Нелли.
Приложение 2
Репертуар башкирского ансамбля «Дуслык»
1.Безен урам – Наша улица (народная песня)
2.Эйлэнэп кайтыгыз - Вернитесь
сл. Мансура Шигапов муз. Рима Хасанова
3. Аллагашукур – Хвала всевышнему сл. РамиляЧугурова муз. Ризвана Хакимова
4. Кеше бэхетенэурэлмэгез – Не завидуйте счастью других
сл. Р. Тимеровой муз М. Смакова5. Кубэлэк – Бабочка (народная песня)
6. Иркэнбулаhымкилэ – Хочу быть желанной и любимой
сл. Л. Шагиржановоймуз.С. Садыковой
7. Ашхабад (народная)
8. Утмэйторсогумер – Жизнь не проходи
сл. М. Кабирова муз. Р. Хакимова
9. Кугэрсенгурлэйзер – Сизый голубок
муз. и сл. Оскара Усманова10. Ейэнсуратакмагы – Замечательная (народная)
11. Кисерминэ, эсэйгэфуит.. – Прости и прими меня мама
сл. Г. Идрисова
муз. Р. Хасанова
12. Килентошкэндэ – Встреча невесты
сл. Р. Миннулина муз. Р. Яхина13. Агидель (народная)
14. Хэтерлэтсе, сынгыркураем – Напой мне звонкий курай сл. З. Валитова муз. Р. Шайхразиева15. Йырлаек эле – Давайте споём
сл. Народные
муз. А. Ключарева
16. Такмактар – Частушки (народная)
17. Яратыгыз – Любите родной край
сл. Р. Миннулина муз. Р. Ахияровой18. Матурбулhын – пусть жизнь будет прекрасна (народная)
19. Йоса (народная)
20. Сылтыр-сылтыртэнкэлэр - звонкие монеты (народная)
21. Йома – Пятница (народная)
22. Сибэр кулем – о Чебаркульском крае
из репертуара Артура Туктагуловаон же автор
23.hушлашыу вальсы – Вальс прощания
сл. М. Сиражи муз. Н. Мустакимова24. Шыма бас – Пляши ритмично
сл. Г. Насрыева муз. Народная
25. Дустарыма – Друзьям
из репертуара Ф. Урманшина и Р. Аминевой26. Буза
сл. Ф. Губайдуллиной
муз. Р. Хайбуллина27. Карга буткары – грачиная каша (народная)
28. Любизар (народная)
29. Зэйтунэкэй – Катюша
30. Эх, май утэ – Эх, проходит май (народная)
31. Айрылмагыз – Не расставайтесь
сл. Г. Зайнашевой муз. С Зиннатуллиной32. Зулэйхэ (народная)
33. Жемчужина России
34. Маруся
35. Трава, моя трава
36. Тыуган як – Родной край
сл. Г. Рашитовой
муз. У. Рашитова
37. Колечко моё
38. Посею лебеду на берегу
39. Деревенская дорога
40. Звёздочка тучку задела
41. Алматаныналмаhы – Алматинские яблоки (народная)
42. Песня русского сердца
сл. Л. Ошанина муз. Новикова
Приложение 3
22860208915
328930030480Диплом лауреата 23-го Бажовского фестиваля народного творчества.
480123515240Диплом лауреата 21-го Бажовского фестиваля народного творчества.
Приложение 4
470916010922022860-1905Диплом лауреата регионального фестиваля традиционно творчества тюркских народов «Уралым» 2012.
Приложение 5
42741858318522860-1905Диплом лауреата 7-го фестиваля национальных культур "Соцветие Дружное Урала" 2012.
Приложение 6
-72390313690
337820086995Диплом в номинации "Национальная юрта", Навруз -2013.
Приложение 7
-196215331470
353377514605Сабантуй 2014. Диплом за 1-е место в номинации "Лучший национальный обряд".
Приложение 8
47282109779022860-3175Диплом участника, 2-й областной конкурс "Челябинск хлебосольный"
5355590379730Приложение 9
228603810Областной Сабантуй в Кунашакском районе, июнь 2014.