Занятие по развитию речи в подготовительной группе СТАРИК-ГОДОВИК
Звучит обращение Старика-Годовика к детям
В.: Ребята, кто это? (ответ детей)
В.: В какой сказке мы встречались с этим персонажем? (ответы детей)
О чём эта сказка? (о временах года)
В.: Какую первую птицу выпустил Старик-годовик, махнув рукавом? (зиму)
В.: Повторяет отрывок: «Махнул Старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, пошёл снег».
Что за птицы полетели первыми? (зимние месяцы, какие). Хотели бы вы познакомиться с первой птицей?
Давайте, вспомним какой месяц зимний – первый, а для этого:
1 задание:
Соберите картинку из частей и увидите, как выглядит первый месяц зимы Декабрь. ( Дети собирают картинку, а воспитатель вывешивает портрет месяца в уголок погоды).
В: Месяц декабрь в народе называют хмурень, как вы думаете почему? (потому что большинство дней месяца пасмурные, хмурые, серые, снежные)
Сейчас предлагаю сыграть в игру(я кидаю вам мяч, называю слово, а вы мне кидаете мяч обратно и описываете этот предмет). Итак, попробуем.
2 задание:
В. Бросает по очереди детям мяч и говорит:
Декабрь – хмурень, а Зима - какая? ( холодная, снежная, морозная, долгая, белая, и т. д.)
Мороз – какой? ( сильный, трескучий, зимний, и т.д.)
Снег– какой? (белый, пушистый, липкий, искристый и т.д.)
Лёд – какой? ( прозрачный, скользкий, холодный, крепкий и т.д.)
Ветер – какой? (порывистый, колючий, ледяной, пронизывающий и т.д.)
3 задание:
В.: Вы назвали много зимних слов, давайте попробуем составить предложение в котором все слова будут начинаться со звука «С». (детям предлагаются картинки, начинающиеся со звука «С» (Снег, снежинка, снегурочка, санки, сосулька, со , спрыгнула, снежок, снегирь, склевал, снеговик)
(Снегурочка спрыгнула с санок, сбила сосульку снежком)
( снегирь склевал сосульку с санок)
4 задание:
В.: Ребята, а теперь давайте поиграем в снежки. (речевая игра с движениями)
«Раз снежинка, два снежинка, и слепили мы снежок(показывают ладони)
Раз снежочек, два снежочек, получился колобок (руками показывают круг)
Отряхнули дружно ручки, с ножек отряхнули снег,
И похлопали (потопали) немножко, кто-то хлопнет(топнет) громче всех. (имитируют движения)
А теперь закрыли глазки и представили метель….
завываем, задуваем, покружиться нам не лень. (воют, дуют, кружатся)
Покружились, покружились и на землю опустились. (присели)
5 задание:
В.: Ребята метель нас так закружила, что, похоже, мы заблудились.
Что делать? Давайте попробуем выйти по запутанным дорожкам.
(Предложить детям зимние лабиринты.)
Ребята, давайте проверим, всем ли удалось правильно пройти путь.
В.: Ну вот мы и познакомились с первой птицей, которую выпустил Старик-годовик.
Как называется первая птица? Как по-другому называют этот месяц? Какие месяцы следуют за ним? Какой по счёту этот месяц? В следующий раз мы познакомимся с другими «птицами».
А сегодня, для того, чтобы познакомиться с новым месяцем, мы играли и выполняли разные задания. Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? А какая игра?
Что на ваш взгляд было самым интересным?
Какое задание вызвало затруднение? А что было самым лёгким?