Статья по биологии на темуИнновационные методы проведения уроков биологии в условиях новой школы


5. Педагогика общеобразовательной школы 103
Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях новой школы
Темирсултанова Фатима Магомедовна, учитель биологии и химии
МБОУ «Гимназия № 3» (г. Грозный, Чеченская Республика)
Современная реальность образовательного процесса
выражается в возросшей потребности продуциро-
вания школой творчески мыслящих людей, ярких лично-
стей, способных к адаптивному взаимодействию по вари-
анту обновления среды, т. е. использующих нешаблонные
или неизвестные ранее способы.
Решить такой социально-педагогический заказ совре-
менной реальности позволяет опора на развивающее об-
учение и в частности — на активизацию познавательной
деятельности учащихся в процессе обучения.
Активные методы обучения позволяют использовать
все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей дея-
тельности через преобразующую к главной цели — твор-
ческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая де-
ятельность оказывается более эффективной, если ей
предшествует воспроизводящая и преобразующая дея-
тельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы
учения.
Необходимость активного обучения заключается в том,
что с помощью его форм, методов можно достаточно эф-
фективно решать целый ряд задач, которые трудно дости-
гаются в традиционном обучении:
− формировать не только познавательные, но и про-
фессиональные мотивы и интересы, воспитывать си-
стемное мышление специалиста;
− учить коллективной мыслительной и практиче-
ской работе, формировать социальные умения и навыки
взаимодействия и общения, индивидуального и совмест-
ного принятия решений, воспитывать ответственное от-
ношение к делу, социальным ценностям и установкам как
коллектива, так и общества в целом.
В педагогической практике используются различные
пути активизации познавательной деятельности, основные
среди них — разнообразие форм, методов, средств обу-
чения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших
ситуациях стимулируют активность и самостоятельность
учащихся.
Информация — все те сведения, которые уменьшают
степень неопределенности нашего знания о каком-либо
объекте. А, соответственно, информационная техно-
логия — система процедур преобразования информации
с целью её формирования, организации, обработки, рас-
пространения и использования.
Информационные технологии обучения — это все тех-
нологии, использующие специальные технические сред-
ства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали
широко использоваться в процессе образования, поя-
вился термин «новая информационная технология обу-
чения».
Информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, ис-
пользуемых для создания, передачи и распространения
информации и оказания услуг (компьютерное оборудо-
вание, программное обеспечение, телефонные линии, со-
товая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые
технологии, сети беспроводной и кабельной связи, муль-
тимедийные средства, а также Интернет).
Все средства ИКТ, применяемые в системе образо-
вания можно разделить на два типа: аппаратные и про-
граммные.
Аппаратные средства:
Компьютер — универсальное устройство обработки
информации.
Принтер позволяет фиксировать на бумаге инфор-
мацию, найденную и созданную учащимися или учителем
для учащихся. Для многих школьных применений жела-
телен цветной принтер.
Проектор повышает уровень наглядности в работе
учителя, а также возможность представлять учащимся
результаты своей работы всему классу.
Телекоммуникационный блок дает доступ к россий-
ским и мировым информационным ресурсам, позволяет
вести обучение и переписку с другими школами.
Устройства для ввода текстовой информации и манипу-
лирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Особую роль соответствующие устройства играют для
учащихся с проблемами двигательного характера, на-
пример, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой
информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио-
и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно
включать в учебный процесс информационные образы
окружающего мира.
Устройства регистрации данных (датчики с интерфей-
сами) существенно расширяют класс физических, хими-
ческих, биологических, экологических процессов, вклю-
чаемых в образование при сокращении учебного времени,
затрачиваемого на рутинную обработку данных. Управ-
ляемые компьютером устройства дают возможность уча-
щимся различных уровней способностей освоить прин-
ципы и технологии автоматического управления.
Внутриклассная и внутришкольная сети позволяют
более эффективно использовать имеющиеся информаци-
онные, технические и временные (человеческие) ресурсы,
обеспечивают общий доступ к глобальной информаци-
онной сети.
Аудио-видео средства обеспечивают эффективную
коммуникативную среду для воспитательной работы
и массовых мероприятий. Также информационные тех-
нологии могут оказать помощь в создании по результатам
исследования учебных и воспитательных фильмов, муль-
тфильмов, передач, роликов социальной рекламы для те-
104 Инновационные педагогические технологии
левидения, обучающих компьютерных программ, игр, ин-
терактивных путешествий, энциклопедий и т. д.
Методы и приемы применения средств ИКТ в про-
цессе обучения направлены на формирование компе-
тенций в области информационной деятельности школь-
ников, воспитание их информационной культуры.
Применение средств ИКТ вносит определенную спец-
ифику в известные общедидактические методы обучения.
Так, объяснительно-иллюстративные методы при исполь-
зовании мультимедийного проектора могут заметно повы-
шать познавательную активность учащихся за счет уве-
личения наглядности и эмоциональной насыщенности
(анимация, звук, видео и другие мультимедийные эф-
фекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает
мультимедийный дидактический материал, он может ис-
пользовать региональный краеведческий материал, что
усиливает воспитательный момент урока.
Применение средств ИКТ на уроках — эффективный
метод формирования активизации познавательной дея-
тельности, а также организации учебно-познавательной
деятельности школьников. Использование компьютерной
техники делает урок привлекательным и по настоящемусовременным, происходит индивидуализация обучения,
контроль и подведение итогов проходят объективно и сво-
евременно.
Уроки с применением компьютера составлены таким
образом, что каждый обучаемый работает в соответству-
ющем ему индивидуально-психологическом темпе, что де-
лает атмосферу на уроке комфортной.
Современное общество диктует свои правила, оно тре-
бует, чтобы образование, если оно хочет оставаться каче-
ственным образованием, совершенствовалось так же, как
совершенствуется мир вокруг нас. Более того, в систему об-
разования информатизация должна была войти первой. Но
в силу ряда причин (главной из которых является недоста-
точное финансирование образовательных учреждений) ис-
пользование ИКТ в процессе образования в периферийных
частях Российской Федерации только начало распростра-
няться. Отсюда вытекает ещё одна проблема — большин-
ство учителей в наших школах были воспитаны не в такой
насыщенной информацией среде, как сейчас. Не все умеют
и считают нужным пользоваться какими бы то ни было но-
вовведениями. Между тем, современный школьник уже не
тот, что был прежде. И без принятия мысли о том, что со-
временное образование невозможно без использования
ИКТ учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые
будут необходимы ему во «взрослой» жизни.
Отказываясь от использования средств ИКТ на уроках,
педагог теряет возможность точной регистрации фактов,
хранения и передачи большого объёма информации, груп-
пировки и статистической обработки данных. Применение
же компьютера и других ИКТ на занятиях позволит оп-
тимизировать управление обучением, повысить эффек-
тивность и объективность учебного процесса при значи-
тельной экономии времени преподавателя, мотивировать
учеников на получение знаний.
Одной из важнейших проблем дидактики является
проблема активизации познавательной деятельности
учащихся на уроке. Под этим подразумевается целена-
правленная деятельность учителя по стимулированию
у школьников учебной активности. Активная мысли-
тельная работа ученика на уроке, познавательная само-
стоятельность — залог успешного обучения. Для под-
держания интереса учащихся визучаемому материалу
необходимо оптимальное сочетание активных и пас-
сивных методов, соотнесение их выбора с содержанием
материала, дидактическими целями урока, возрастными
особенностями учащихся, уровнем подготовленности
и способностями школьников.
Варианты развития самостоятельной познавательной
деятельности учащихся:
Дидактические игры. Учебная игра выполняет не-сколько функций:
− оказывает воздействие на личность обучаемого,
развивая его мышление, расширяя кругозор;
− учит ориентироваться в конкретной ситуации и при-
менять знания для решения нестандартной учебной за-
дачи;
− мотивирует и стимулирует познавательную деятель-
ность учащихся, способствует развитию познавательного
интереса.
К игре, как любой форме, предъявляются психологи-
ческие требования:
− Как и любая деятельность, игровая деятельность
на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необхо-
димо испытывать потребность в ней.
− Важную роль играет психологическая и интеллек-
туальная готовность к участию в игре.
− Для создания радостного настроения, взаимопони-
мания, дружелюбия учителю необходимо учитывать ха-
рактер, темперамент, усидчивость, организованность, со-
стояние здоровья каждого участника игры.
− Содержание игры должно быть интересно и зна-
чимо для её участников; игра завершается получением ре-
зультатов, представляющих ценность для них.
Приведу некоторые примеры познавательных игр, ко-
торые применяю на практике:
а) «Свиток» — класс делится на несколько команд
(можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом.
На первую парту кладется лист бумаги и дается задание,
например, написать на листе бумаги по одному признаку
семейства Крестоцветных (или любого другого) и передать
сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он под-
нимает руку. Оценивается правильность и скорость вы-
полнения задания, зачитываются признаки, написанные
командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды
вычеркивают названные признаки из своих листов. Побе-
дители те, у кого остались не вычеркнутыми правильные
признаки и которые раньше других закончили игру.
б) «Третий лишний» — на доске написаны столбиками
названия организмов или явлений живой природы, ко-
торые сгруппированы по определенному признаку. Одно
5. Педагогика общеобразовательной школы 105
название лишнее, надо определить эту запись. Например,
1-дрофа, 2-сипуха, 3-стрепет (лишнее 2-отряд Совы,
1,3 — отряд Дрофы)
в) «Продолжи ряд» — дана последовательность слов,
которые относятся к одной теме, но в ней не хватает не-скольких понятий, которые надо дописать.
г) «Цепочка» — хорошо применять при изучении темы
«Пищевые связи». Один игрок называет организм, спо-
собный к фотосинтезу, второй игрок называет организм,
который питается предыдущим (растительноядный), сле-
дующий называет плотоядный организм и т. д. Тот, кто
не сможет назвать следующего члена цепочки, получает
штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот,
кто наберет наименьшее число штрафных очков.
д) «Фоторобот» — группа школьников — это отде-
ление милиции. Ведущие игры обращаются за помощью
в отделение милиции за помощью отыскать пропавшее
растение (при изучении ботаники) или животное (при из-
учении зоологии). Надо описать объект или составить его
фоторобот учитывая особенности внешнего строения или
физиологии.
е) «Познавательные игры — путешествия» — Путе-
шествие в страну Грибов.
Проблемные ситуации. Проблемные вопросы можно
ставить на любом этапе изучения темы: при объяснении
материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к из-
учаемому вопросу; при закреплении полученных знаний,
что помогает обобщить изложенный материал и под-
водит учащихся к самостоятельному выводу; при контроле
знаний (творческое применение знаний).
Проблемные вопросы, изобретательские и исследо-
вательские задачи позволяют применить такие методиче-
ские приемы, как поиск способов разрешения противо-
речия, изложения разных точек зрения на один и тот же
вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся де-
лать сравнение, обобщение и выводы.
На уроках биологии для развития познавательного
интереса учащихся использую биологические задачи.
Верным является утверждение, что коль нет познава-
тельной задачи, нет и работы мысли, есть задача — есть
поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения
повышает активность учащихся. Ученики исследуют яв-
ление, ищут пути его решения, выдвигают различные
предположения, приводят доказательства, а это, несо-
мненно, способствует активизации мыслительной дея-
тельности школьников, развитию логического мышления,
познавательной самостоятельности и в итоге формиро-
ванию и развитию познавательного интереса к биологии.
На уроках биологии использую следующие типы задач:
а) Задачи, способствующие развитию логического
мышления.
б) Задачи на распознавание натуральных объектов.
в) Задачи на формирование умений выдвигать и дока-
зывать гипотезы.
г) Задачи, способствующие развитию исследователь-
ских навыков.
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теорети-
ческих знаний с практическими.
е) Задачи, связанные с самонаблюдением.
ж) Задачи, содержащие новую для учащихся инфор-
мацию.
Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он
начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фа-
соли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку
примерно настолько, насколько прищипывал корешок
проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим
растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений.
Предположите, как выглядели результаты опыта.
Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик
поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке се-
мена проросли, а в другой — нет. Как это можно объяс-
нить?
Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена мор-
кови, но большинство из них не проросли. Как объяснить
эту неудачу? Что необходимо было предварительно сде-
лать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.
Задача 4. У каких растений — болотных, луговых или
пустынных — корневая система должна уходить в землю
на большую глубину? Почему вы так считаете?
Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бес-
цветные. Какое значение в жизни растения имеет такая
особенность их строения?
Задача 6. Почему слизни в знойные дни укрываются
под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть
ползущими по земле или на растениях.
Задача 7. Если разложить на опушке леса на досках
насекомых нескольких видов, то птицы склевывают, лишь
тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски.
Объясните ситуацию.
Задача 8. Говорят, что, если с неба упадет иголка, то
орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему
так говорят?
Задача 9. Было время, когда в Австралии не произ-
растал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли
клевер. Он рос хорошо, но плодов и семян не давал. Затем
в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоно-
сить. Объясните ситуацию.
Задача 10. Преступник, чтобы скрыть следы престу-
пления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако су-
дебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла
установила наличие крови на одежде. Каким образом это
удалось сделать?
При проведении уроков биологии для активизации
мыслительной деятельности использую и ситуационные
задачи. Представьте ситуацию, проанализируйте, со-
ставьте диалоги, возможно инсценирование.
1) Мама пришла домой, где увидела подруг своей до-
чери (сына), распивающих спиртные напитки. Пред-
ставьте решение этой проблемы.
2) Во время стирки родители находят в карманах
одежды сына (дочери) таблетки неизвестного названия.
Как решить данную проблему?
106 Инновационные педагогические технологии
3) Вы в случайной компании видите, что употребляют
наркотики. Обозначьте проблемы, представьте пути их
решения.
Биология и литература. Средством развития позна-
вательного интереса к уроку биологии является и поэзия,
при помощи которой создаются на уроке проблемные си-
туации.
На уроках ботаники часто использую стихи-загадки, по-
словицы, сказки. Во-первых, их достаточно большая под-
борка, во‑вторых эффект их применения всегда ощутим,
в‑третьих они снижают усталость на любых этапах урока.
При изучении темы «Земноводные» можно предложить
такую сказку в начале урока: «В финской сказке одна ца-
ревна сказала: «Что бы такое вышло из меня, к чему при-
слушаются все люди». А вторая захотела: «Чтобы такое
вышло из меня, за чем гоняются все люди». Когда подошла
очередь третьей, она промолвила: «Что бы такое вышло из
меня, на что дивились бы все люди». И стала старшая дочь
кукушкой, средняя — белкой, а младшая превратилась
в лягушку». Вопрос: В конце урока нам предстоит ответить
на вопрос — Чем же так удивительна лягушка?
При изучении вегетативного размножения растений
(6 класс) можно использовать отрывок из произведения
А. Волкова «Урфин Джус и его деревянные солдаты»:
«На салатной грядке, где остались корни неизвестных
сорняков, и на гладко утоптанной дорожке, куда столяр
оттащил срубленные стебли, — везде плотной стеной
стояли высокие растения с ярко-зелеными мясистыми ли-
стьями. Ах, вы так! — злобно крикнул Урфин Джус и ри-
нулся в бой». Вопрос: Каким способом размножалось
волшебное растение?
Домашний эксперимент (мини-проект по изуча-
емой теме). Домашний эксперимент — это небольшой са-
мостоятельный научный проект каждого ученика. Самосто-
ятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты
дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Экспери-
менты для домашнего проведения должны быть безопас-
ными и основанными на использовании простых доступных
материалов. Такие задания не только стимулируют ак-
тивную познавательную деятельность, но и приучают к чет-
кому и серьезному оформлению своих выводов по проекту.
Отчет по проекту можно оформить по следующей схеме:
1 страница — титульный лист (ФИО автора, класс, на-
звание проекта)
2 страница — резюме (краткое изложение основных
идей работы), место проекта в теме, цели работы, гипо-
тезы (предполагаемые результаты), актуальность темы
(что больше всего заинтересовало)
3 страница — используемое оборудование
4 страница — описание проекта (ход выполнения, полу-
ченные данные, проведенные расчеты, фотографии, рисунки)
5 страница — заключение (какие результаты подтвер-
ждают основную идею эксперимента)
6 страница — выводы
7 страница — список источников информации
Примеры проектов:
Проект 1 — «Растущие малютки»
Цель: продемонстрировать влияние температуры на
рост бактерий
Оборудование: молоко (нельзя брать кипяченое и сте-
рилизованное), стакан (250 мл), две банки по 0,5 л, холо-
дильникХод работы: налить в каждую банку по 250 мл.молока,
накрыть марлей, поставить одну банку в холодильник,
а другую в тепло. В течении недели проверять обе банки,
отмечая изменения свойств молока.
Проект 2 — «Раскрашенные яблоки»
Цель — убедится в изменении химического состава
созревающего яблока
Оборудование: 5 (можно 3) яблок разной степени зре-
лости, маленькие стаканчики, спиртовой раствор йода,
ватные диски, фольга, нож
Ход работы: вырезать ломтики из середины каждого
яблока, разложить на фольге от незрелого в зрелому
яблоку. Налить в стаканчики немного воды и капнуть по 5
капель йода, обмакнув ватный диск в раствор хорошо смо-
чить им ломтики яблок. Внимательно рассмотреть цвет.
Проект 3 — «Испарение воды листьями»
Цель — убедиться, что вода испаряется через устьице
листа
Оборудование: стакан с водой, растительное масло,
веточка с листьями.
Ход работы: в стакан с водой поставить веточку рас-
тения и налить поверх воды 1 см растительного масла.
Измерить высоту воды в стакане до растительного масла.
Проверять высоту воды в стакане в течении 3 недель фик-
сируя результаты.
Использование рассмотренных приемов в учебном про-
цессе способствует развитию познавательного интереса, углу-
блению знаний учащихся по курсу биология. Педагогическая
теория приобретает действенную силу только тогда, когда она
воплощается в методическое мастерство учителя и стимули-
рует это мастерство. Поэтому система методических средств
и приемов активизации познавательной активности школь-
ников нуждается в практическом освоении каждым учителем,
в выработке соответствующих умений и навыков.
Литература:
1. Бексултанова, З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения по-
знавательного интереса учащихся/З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев//Инновационные педаго-
гические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — с. 4–6.
2. БондарукМ., М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5–11 классы —
Изд. Учитель: Волгоград, 2007
5. Педагогика общеобразовательной школы 107
3. Высоцская, М. В. нетрадиционные уроки по биологии в 5–11 классах — Изд. Учитель: Волгоград, 2004
4. Гакаев, Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учеб-
ного предмета. Научное мнение. — 2014. — № 4. С.156–159.
5. Гакаев, Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармони-
зации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Мате-
риалы VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2015. с. 178–181.
6. Гакаев, Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная пе-
дагогика. 2015. № 2 (2). с. 22–25.
7. Гакаев, Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы.
Образование и воспитание. 2015. № 3 (3).С.4–7.
8. Гакаев, Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подго-
товки «География». Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). с. 31–35.
9. Локтионова, Е. Г., Бармин А. Н., Пучков М. Ю., Иолин М. М., Байраков И. А., Автаева Т. А., Мантаев Х. З., Га-