Презентация по истории, МХКа: Афинский Акрополь 5, 10кл.
Творческо – исследовательская работа 5 «а» и «б» классМОУ СОШ п. Ляскеля Афинский Акрополь Авторы:Иванников Григорий, ученик 5 «а» класса,Мещеряков Юрий и Хотеев Алексей, ученики 5 «б» класса. Руководитель: учитель истории, обществознания и МХК Клещёв Николай Николаевич Цель работы:Познакомиться с историей и архитектурным строением Афинского Акрополя и его назначением. Познакомиться с мифами и легендами, которые связанны с Афинским Акрополем. Узнать, какое влияние оказала архитектура Древней Греции на последующее развитие художественной культуры Европы. Задачи:1. Познакомиться с понятием «Акрополь» и узнать, какое место он занимал в жизни эллинов.2. Изучить историю возникновения Афинского Акрополя.3. Познакомиться с памятниками архитектуры акрополя.4. Изучить особенности архитектуры храмов Акрополя, его главного храма – Парфенона. В этом году мы впервые познакомились с новым учебным предметом – история. При изучении темы «В городе богини Афины» мы заочно познакомились с архитектурным ансамблем – Афинский Акрополь . На протяжении тысячелетий Акрополь является символом Афин. Акрополь и его памятники, его история и мифы, по праву, считается гордостью Греции. Сотни тысяч туристов каждый год совершают паломничество на священные склоны, завораживающие своим великолепием и красотой. Мы решили глубже изучить эту тему, прикоснуться к красоте греческого искусства, попытаться раскрыть тайну строения. 1.Творческий: изучение энциклопедической литературы по данной теме. 2. Метод научного познания: поиск недостающей информации в библиотеке, интернете.3. Исторический метод: восхождения от абстрактного к конкретному.4. Виртуальная прогулка по Афинскому Акрополю. Первый этап: Вводная часть:Определение темы, цели, задач.Знакомство с историей и основными архитектурными памятниками Афинского Акрополя.Планирование работы.Второй этап: Основная часть:Индивидуальная работа и работа в группах.Сбор материала о Акрополе.Оформление документации.Третий этап: Заключительная часть:Защита проекта. Индивидуальная работа: 1. Самостоятельное изучение и сбор материала по истории создания Афинского Акрополя, знакомства с мифами и легендами, посвященные данному памятнику истории.2. Самостоятельный сбор и анализ данных по архитектурному строению Афинского Акрополя. Групповая работа:1. Выбор исполнителя (одного или нескольких), распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания проекта, разработка этапов. 2. Совместный сбор и выбор фотографий, разработка содержания текста по проекту, оформление результатов проекта: буклет, презентация. В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть, крепость, убежище на случай войны. В переводе с греческого языка это слово означает «высокий город». В более поздние времена на акрополе строили храмы в честь божеств-покровителей данного города, и он играл роль религиозного и культурного центра. Такие акрополи были во многих городах, но самым знаменитый – безусловно является Афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции. Акрополь начал застраиваться во II тысячелетии до н.э., долгое время он являлся укреплением царской резиденции. В 7-6 века до н.э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины - Гекатомпедон. Однако, в 480 году - 479 гг. до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персидским царем Ксерксом. Об этом свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии афинского стратега (главнокомандующего) и вождя демократии Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство началось в 447 году до нашей эры и продолжалось в течение 18 лет под руководством его друга Фидия - величайшего из греческих скульпторов, который видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. V века до н.э. – время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «Золотым веком Афин». Это время правления вождя афинской демократии Перикла. Фидий (490— ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла. Пери́кл (494—429 г. до н. э.) — афинский государственный деятель, знаменитый оратор и полководец,один из «отцов-основателей» афинской демократии, Друг Фидия. Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений. Парфенон Эрехтейон статуя Афины Промахос Пинакотека Пропилеи храм Ники Аптерос Священная дорога, по которой от афинского рынка – агоры – к Акрополю двигалась во время праздника в честь богини процессия афинян, сначала ведет к Пропилеям – «Предвратью». Это ворота Акрополя. Участок дороги, подводящий к Акрополю, без ступеней, чтобы по нему можно было вести жертвенных животных. Сооруженный по проекту Мнесикла, в 437-432 гг. до н.э. он должен был стать архитектурным предисловием к Парфенону, своей мощью и гармонией создавать торжественное настроение поднимающимися на Акрополь. Справа от Пропилей, на склоне скалы располагался самый изящный и миниатюрный храм богини победы Ники Аптерос (Афины Ники), творение архитектора Калликрата, созданный в 427-424 до н.э. Постройка представляла собой мраморный амфипростиль (9,56 x6,8 м) с двумя ионическими портиками по четыре колонны на трехступенчатом постаменте. Храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами и олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой. Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили ее бескрылой, чтобы она не покинула город, одержавший так недавно великую победу над персами. Лишенная крыльев богиня не могла больше летать и навсегда должна была остаться в Афинах. Пройдя через Пропилеи, процессия оказывалась на большой площади где возвышалась восьмиметровая статуя Афины-воительницы отлитая из бронзы Фидием. Она была центром всего ансамбля, блеск её копья, отражавший солнечные лучи, виделся издалека с моря. Версия внешнего вида Афины Промахос археолога Линферта, 1982 год Парфенон – главный храм Древних Афин и великолепный памятник античной архитектуры, возведенный в честь покровительницы Афин и всей Аттики – богини Афины. Для возведения храма также использовался белый пентелийский мрамор. Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом. Художественным оформлением занимался знаменитый древнегреческий скульптор Фидий Внутри храма стояла статуя Афины Парфенос, выполненная скульптором Фидием, в 438 г. до н. э. Статуя Афины сделана из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Высота статуи 13 метров. Афина изображена во весь рост в хитоне до самых ступней ног. Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). На груди голова Медузы из слоновой кости. В руке богиня держала двухметровую статую богини победы Ники. В темном пространстве Парфенона эта статуя словно излучала магический свет. Статуя сохранилась лишь в копиях. В Парфенон попала бомба, и он превратился в руины, развалины, которые можно и сейчас увидеть в Афинах. День разрушения Парфенона (26 сентября 1687г.) до сих пор считается в Греции днем национального траура. Судьба Парфенона трагична, во время одной из многочисленных войн между греками и турками в XVII веке, турки устроили в прекрасном храме склад пороха. Второй храм Акрополя — Эрехтейон, был посвящен царю Эрехтею и олимпийским богам Афине и Посейдону. Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города. С южной стороны к храму примыкает знаменитый портик (балкончик) Пандросейон, архитрав которого подпирают шесть мраморных статуй девушек (кариотид). Однако турки, которые исповедовали ислам, не решились разрушать колонны, а лишь обтесали лица девушек. Акрополь — величественный комплекс красивейших сооружений с богатой и интересной историей. Это частичка Греции, без которой сложно сложить целостный образ ее былого величия. Мы попытались приоткрыть занавесу тайн Акрополя и прикоснуться к его к красоте. Нужно отметить что, культура Древней Греции, достигнув высокой степени развития, оказала в дальнейшем огромное влияние на культуру всего мира. Античность – стала образцом. 1. Использования в качестве методического пособия по истории, мировой художественной культуре.2. Справочник по архитектурным памятникам Афинского Акрополя послужит для расширения кругозора учащихся.
http://www.countries.ru/library/ant/acropol.htm - Культурология: теория школы история практикаhttp://1chudo.ru/khramy/86-akropol-v-afinakh-svyashchennyj-tsentr-drevnego-goroda.html - 1chudo.ruhttp://www.abc-people.com/data/mnesikl/mn1.htm - Энциклопедия людей и идей 2016http://www.bankreferatov.ru -BankReferatov.RuВсеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., Издание: 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014г.Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Данилова Г.И. 5-е изд. - М.: Дрофа, 2007г.Н. И. Брунов Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973г.Т. И. Соколов Акрополь в Афинах М., 1968г.А. И. Вощинина Античное искусство М., 1962г.
Спасибо за внимание!