Урок географии для 10 класса «Типология стран мира»

Автор: Баутина Ольга Васильевна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 рабочего поселка Майский Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
Курс: География
Раздел: Политическая карта мира
Тема: Типология стран мира
Класс: 10
Учебно-методическое обеспечение: Гладкий Ю.Н. Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2007 - 270 стр., атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, справочная литература по данной теме.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся компетенций эвристического поиска самостоятельного решения проблемной задачи, используя различные источники информации и умение творчески мыслить
Задачи урока
Образовательные:
сформировать представление о
раскрыть причины этих проблем,
оформить пути их решения.
Развивающие:
формировать ключевые компетенции:
строить причинно-следственные связи,
анализировать и обобщать информацию,
предлагать собственное решение вопроса
Воспитательные:
формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой работы.
формировать самостоятельность, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
Проблемные вопросы:
Каковы критерии современной типологии стран мира?
В чем отличие ВВП от ИЧР?
Почему все страны – лидеры по показателю ВВП не вошли в «Большую семерку»?
Почему Россия не входит в группу развитых стран?
Тип урока:
Урок ознакомления с новым материалом
Форма урока:
проблемно-эвристический урок
Формы обучения:
фронтальная эвристическая беседа
групповая работа по эвристическому исследованию проблемных вопросов
игровые формы: АМО «Постройся по росту», метод «Электрический разряд», метод «Ресторан»
Оборудование:
Проектор, компьютеры, презентация учителя
Методы:
Креативные: метод «Если бы»
Когнитивные: метод конструирования понятий, метод эвристического исследования (сравнение, анализ, синтез, классификация)
Оргдеятельностные: метод ученического целеполагания и планирования, метод рефлексии, метод нормотворчества, метод самоорганизации обучения
План проведения урока:

Этапы урока
Временная реализация

Вводный этап
Приветствие. Формулирование учащимися темы урока
1 минута

Этап целеполагания
Методы: АМО «Дерево целей», выбор наиболее оптимальных целей урока, предложенных учителем и своих собственных
2 минуты

Этап получения новых знаний.
Первый шаг. Учащиеся заранее поделены на рабочие группы и на листах оформляют кластер. Обсуждение работы групп.
Проблемный вопрос: Почему сегодня нет четких критериев для классификации стран мира? Работа по алгоритму.
Учащимся в ходе беседы дается возможность самостоятельно определить понятия: «группировка» и «типология». Работа по алгоритму.
Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя.
10 минут

Минутка релаксации. АМО «Постройся по росту, по цвету волос, по алфавиту»
1 минута

Второй шаг. Что такое ВВП и ИЧР? Определите, в чем отличие ВВП от ИЧР? Фронтальная эвристическая беседа.
Просмотр слайдов. Обсуждение рейтинга стран по показателям
5 минут

Третий шаг. Создание эвристической ситуации, основанной на проблеме несоответствия предложенных статистических данных и показателей ВВП, размещенных в поисковых системах. Работа в группах предполагает поиск сведений в ИНТЕРНЕТ – сети. Обсуждение результатов исследования.
13 минут

Четвертый шаг. АМО. Игра «Разгрызание косточек». Взаимоконтроль. Составление учащимися «тонких» и «толстых» косточек для обсуждения в парах.
Вопросы учителя:
1.Какой показатель позволяет назвать страну самой богатой?
2. Почему Россия не входит в группу развитых стран?
3.Всегда ли высокие показатели ВВП определяют статус страны? Пример.
10 минут

Минутка релаксации. АМО «Электрический разряд»
1 минута

Этап рефлексии (самооценка). В ходе беседы учитель просит учащихся дать самооценку работе на уроке.
АМО «Ресторан»
Домашнее задание для учащихся:
ответить на вопрос: «Что было бы, если бы Россия размещалась на Японских островах?» &22.

2 минуты


Описание всех благоприятных условий проведения образовательного мероприятия:
Физические условия: расстановка парт адаптирована к работе в группах, учитель располагается в центре проведения мероприятия.
Психологическая атмосфера: доброжелательность друг к другу всех участников мероприятия, снятие стрессовых ситуаций, напряжения через проведение релаксации, активных методов повышающих мотивацию к обучению и внимания. Взаимопомощь. Отказ от критики.
Ход мероприятия:

Вводный этап
Приветствие.
Учитель: Мы занимаемся изучением курса "Экономическая и социальная география мира. В мире насчитывается более 230 стран. Многие ученые – географы до сих пор не пришли к единому мнению и не решили вопрос деления всех государств на группы и типы. Как вы думаете, какая тема будет вам предложена на уроке?
Учащиеся формулируют тему. Слайд №1.
Этап целеполагания. АМО «Дерево целей». Учащимся предлагается перечень целей. Список целей:
1) Подготовить доклад по одной из проблем урока;
2) Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме;
3) Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений;
4) Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы;
5) Проявить и развить свои творческие способности;
6) Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
7) Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;
8) Доказывать и опровергать утверждения педагога;
9) Узнать новое по изучаемой теме;
10) Свой вариант цели.
Учащиеся выбирают и на листочках зеленого цвета пишут номер цели, на листочках красного цвета прописывают свою цель. Наклеивают листочки на приготовленное дерево. Проводится обсуждение и выбор наиболее оптимальных целей урока.
Этап получения новых знаний.
Итак, у нас проблема: отсутствие критериев для деления стран на группы. Необходимо решить вопрос: Какие критерии следует учесть при делении стран на группы?
Первый шаг. Учащиеся заранее поделены на рабочие группы и на листах оформляют кластер. Слайд №2. Обсуждение работы групп. Проверка выполненного задания. Слайд №3, 4.
Проблемный вопрос: Почему сегодня нет четких критериев для классификации стран мира? Слайд №4. Работа по алгоритму.
Сформулируйте проблему
Постройте гипотезу
Предложите способы ее доказательства или опровержения
Приведите аргументы в защиту своих суждений
Сделайте выводы
Учащимся в ходе беседы дается возможность определить понятия: «группировка» и «типология».
СОП (субъективный образовательный продукт) КИА (культурно-исторический аналог) ООП (обобщенный образовательный продукт). Учащиеся формулируют свое понятие «группировка», сравнивают с другими источниками, приходят к единому мнению о том, что группируются страны по разным показателям, одними из которых являются количественные критерии, особенности географического положения стран. ООП будет выглядеть следующим образом: «Группировка стран – это объединение стран, которое проводится: по количественным критериям: величине территории и численности населения, по географическому положению». Таким же образом, следуя алгоритму, учащиеся определяют понятие «типология», учитывая при этом качественную характеристику стран. ООП буде таким: «Типология стран – это объединение стран, которое: проводится по качественным признакам: по уровню социально-экономического развития, по политической ориентации стран, по месту в мировой экономике; выполняет функцию – используется для характеристики стран. Вывод формулируют учащиеся. Должны сказать о главном критерии, позволяющем определить статус страны – социально-экономический. Демонстрация слайдов № 5, 6, 7, 8.
Минутка релаксации. АМО «Постройся по росту, по цвету волос, по алфавиту»
Второй шаг. Учащиеся уже знакомы с понятиями «ВВП» и «ИЧР». Задача учителя – научить применять имеющиеся знания для более глубокого изучения вопроса. Слайд №9, 10. Учитель задает вопросы: Что такое ВВП и ИЧР? Определите, в чем отличие ВВП от ИЧР? Для чего используют эти показатели? Фронтальная эвристическая беседа. Учитель знакомит учащихся с информацией о рейтинге стран по данным показателям.
Третий шаг. Создание эвристической ситуации, основанной на проблеме несоответствия предложенных статистических данных и показателей ВВП, размещенных в поисковых системах. Работа в группах предполагает поиск сведений в ИНТЕРНЕТ – сети. Слайд №11. Обсуждение ситуации должно сопровождаться сопутствующими вопросами: Почему не все страны – лидеры по показателю ВВП вошли в «Большую семерку»?
Четвертый шаг. АМО. Игра «Разгрызание косточек». Взаимоконтроль.
Вопросы учителя:
1.Какой показатель позволяет назвать страну самой богатой?
2. Почему Россия не входит в группу развитых стран?
3. Всегда ли высокие показатели ВВП определяют статус страны? Пример. Учащиеся задают друг другу вопросы. «Тонкие» косточки – вопросы с однозначным кратким ответом, «толстые» - с развернутым ответом.
Пятый шаг. Рефлексия. Метод «Ресторан». Слайд №12. Учащимся предлагается представить, что их пригласили в ресторан и нужно ответить на вопросы директора ресторана:
Я бы съел еще
Больше всего мне понравилось
Я почти переварил
Я переел
Пожалуйста, добавьте
Итоги урока. Оценки.
Домашнее задание: выучить карту, творческое: ответить на вопрос: «Что было бы, если бы Россия размещалась на Японских островах?» &22.
Критерии оценивания обучающихся в рамках проведенного урока:
Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию при конструировании понятий.
Разрешение проблемы, самостоятельное построение гипотезы и ее доказательства
Видение новой функции знакомого объекта при обсуждении показателей ВВП и ИЧР.
Способность выделять в объекте, процессе, явлении его структурные ли функциональные компоненты при составлении кластера.
Самостоятельное предложение альтернатив, вариантов решения проблемы, разных способов поиска ответа.
Успешное комбинирование ранее известных способов решения проблемы для выработки нового, до сих пор не применявшегося.
Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если ученик:
а) дает правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти;
б) приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие;
в) демонстрирует знание всех элементов данного понятия;
г) видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;
д) способен применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия.
Оценить эффекты урока можно по способу формулирования вопросов для взаимопроверки. Такую работу проводят в парах. Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приемов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлексивному мышлению, а в целом, развитию внутри личностного интеллекта.
Список использованной литературы:
1. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО. Часть 1. Петрозаводск//Verso/ 2012
2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
3. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., 1998.
4. Шуванова О.В. Эвристика и открытые задания на уроках географии//География и экология в школе 21 века, № 2-2012
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Teacher
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Заголовок 215