Конспект урока на тему Государство как главный элемент политической системы
Государство как главный институт политической системы.
Цель урока: Дать общую характеристику государства как основного института политической системы: -выяснить кому принадлежит и как формируется верховная власть в государстве, какова структура и объем властных полномочий. -установить как организована территория государства, на какие части она делится. -уточнить, какие способы и средства использует государство для осуществления власти, а также степень участия в ней народа и положение личности. План урока: 1.Понятие политического института. 2. Государство как политический институт. Его признаки. 3. Функции государства. 4. Формы государственного устройства в современном мире. 1. Политический институт - это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения политической потребности. (Прежде всего - это государство, парламент, президентство, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и т.д.) Главная функция всех институтов - регулирование общественно-политических процессов и явлений с целью сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними.
2.Государство – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу.
Гос-во – это организация общества, необходимая как условие, предпосылка решения общих дел.
Гос-во – это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания.
Цель гос-ва – то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто. Цель гос-ва закрепляется в конституции и определяет функции государства.
Признаки государства:
Наличие публичной власти: - совокупность аппарата управления и подавления, которые выступают носителями государственной власти. Гос. власть осуществляет специальный слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями. Они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимом случае государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.
Административно-территориальная организация населения страны. Распространение государственной власти на население, проживающее в рамках определенной страны, что влечет за собой ее деление на административно-территориальные единицы в целях наилучшей организации гос. власти и управления на занимаемой территории.
Государственный суверенитет. Независимость гос. власти от всякой иной политической и идеологической внутри страны и за ее пределами выражается в исключительном монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела. Внутренний суверенитет – исключительное монопольное право на законодательство, управление, юрисдикцию внутри страны в пределах своей гос. территории. Внешний суверенитет – самостоятельность и независимость во внутренних делах страны, недопустимость вмешательства во внутренние дела из вне (кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международными правовыми договорами). Национальный суверенитет – право наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни и право на свое национальное самоопределение. Государственный суверенитет может совмещаться с национальным.
4. Налоги. Обобщая сущностные признаки, можно определить гос-во как способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права.
5. Законы – издаваемые государством и действующие на всей территории страны.
6. Гражданство – политическая связь человека с государством.
3. Функции государства - основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
I. Внутренние функции государства: а) охранительные – защита прав и свобод граждан, соблюдение режима законности и правопорядка окружающей среды, т.е. обеспечение охраны всех установленных и регулируемых государством общественных отношений; б) регулятивные – направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом.
2. Экономическая – выработка экономической политики, установление правовых норм предпринимательской деятельности, ценовая политика, управление государственными органами и предприятиями.
3. Социальная - выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, культуру, строительство дорог, жилья.
4. Функция финансового контроля – выявление и учет доходов населения и направление их в государственный бюджет.
II. Внешние функции государства заключаются в деятельности государства на международной арене в его взаимоотношениях с другими странами, международном сотрудничестве, в обороне страны от нападения из вне. Внешнеполитическая деятельность основывается на признании и уважении суверенного равенства всех сторон.
Суверенное равенство: - невмешательство во внутренние дела; - уважение территориальной целостности и нерушимости установленных границ; - отказ от применения силы в решении спорных вопросов; - уважении прав и свобод человека.
Функция обороны страны от внешнего нападения осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время подготовка страны к возможному нападению извне.
Бывает прямая вооруженная борьба с агрессором в военное время. Т.о., функции государства представляют собой цельную взаимосвязанную деятельность, систему государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для развития отдельной личности и общества в целом.
4. Форма государства – 1) совокупность его внешних признаков, представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форма государственного устройства – в виде политического режима; 2) способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властью. 3) Политический режим – способы и методы осуществления власти (тотал, авторит, демократическ). Форма правления – характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования (выбор, назначение), распределение компетенций, взаимоотношения этих органов друг с другом.
Среди современных форм правления выделяются монархия и республика.
Принципиальное различие состоит в способах формирования институтов высшей власти. Монархия – власть наследственная, единоличная и бессрочная, пожизненная; республика основывается на периодической выборности всех институтов власти сверху донизу. Монархии м.б. абсолютными либо ограниченными. Абс. – отсутствие ограничений главы гос-ва какими-либо юридическими нормами, отстранением народа от законодательства и контроля над управлением.
Ограниченная – результат буржуазных революций 18-19 в. Конституции и законы провозглашают права личности, законодательные функции переданы парламенту, исполнительные – правительству. (В Великобритании нет конституции как единого письменного текста).
Конституционная монархия подразделяется на:
А)парламентская (Великобритания, Нидерланды, Испания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония);
Б) дуалистическая предполагает наличие двух институтов верховной власти: монарха и парламента.
Республика – форма правления, при которой все высшие органы гос.власти либо избираются непосредственно народом или формируются общенациональными представительными учреждениями.
Виды республик: а)парламентская, б) президентская в)смешанная
Парламентская: предусматривает приоритетную роль парламента (формирует правительство и может отозвать его вотумом недоверия). Глава правительства назначается парламентом, президент избирается парламентом, а не всенародно.
Президентская республика возникла в США, получила распространение в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и др.). Президент одновременно является главой государства и главой правительства.
Смешанная: президент и парламент в равной степени легитимированы народом; парламент может выразить недоверие правительству; однако в отличие от президентской президент в смешанной обладает правом роспуска парламента в случаях, установленных законом.Формы государственного устройства как способ территориального устройства государства. Вносит определенный порядок в отношения центральной, региональной и местной властей.
1. Унитарное государство отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Отдельные административные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом (Япония, Франция, Италия, Испания, Швеция, Греция). Унитарное государство может быть одно – и –многонациональным.
Признаки: - один основной закон; - единение в масштабе всей страны представительных, исполнительных и судебных органов;
- единая система законодательства; - единое гражданство; - единая денежная единица; - общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика; - составные части унитарного государства не обладают суверенитетом.
2. Федеративное государство: соединенное союзное государство. Сложное государство, представляющее собой союз ряда образований (территор.или национальных). При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются органы власти и управления у каждого субъекта федерации. Территория федерации состоит из территорий субъектов; верховная законодательная, а также исполнительная и судебная власти принадлежат федеральным органам; компетенции между субъектами федерации, а также самой федерации разграничиваются союзной конституцией; субъекты федерации имеют свои конституции, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя – представители наций, нижняя – представители населения всей страны). Канада.
3. Конфедерация – государственный союз государств, каждый из субъектов обладает государственным суверенитетом. Это союз, где объединяются для совместного осуществления ряда функций несколько суверенных государств: оборона страны, внешняя торговля, таможня. При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, которые объединились в конфедерацию (СНГ, Швейцария). Конфедерация – это союз суверенных государств, которые объединились для достижения определенных целей; отсутствие единой территории; отсутствие единого гражданства; бюджет состоит из добровольных взносов ее членов; в предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (вопросы войны и мира, международная политика); решения высших органов власти конфедерации не обязательны для исполнения в ее субъектах.