ФОРМИРОВАНИЕНАВЫКАРАБОТЫ СИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ УОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВЧЕРЕЗРАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИГР
Наумова Варвара Юрьевна
МОБУ «СОШ с. Ядрино» Архаринского района
jadrino_arh@mail.ruФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИГР
История – это наука, которая дает нам знания не только о разных временах, но и о пространстве. Знания об историческом пространстве на уроках обучающиеся получаю при помощи карты. Одно из ключевых умений, которым должен овладеть выпускник школы - это умение читать историческую карту с опорой на легенду. Для пятиклассников, которые только начинают изучать историю, основным является умение показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств. Однако важно не только уметь показывать, но и составлять устное описание. Так ли на самом деле важно знать историческую карту?
В отличие от других учебных пособий, с картами работать очень трудно, особенно на начальном этапе ее изучения. Почему? Они не дают конкретного описания событий, а лишь знакомят нас с пространством, на котором оно произошло. При этом вся информация представлена в виде графических значков, расшифровка которых вызывает трудности.
Недостаточное внимание на уроках истории при работе с картой приводит к тому, что возникает боязнь ответов у доски, так как они могут перепутать названия, не всегда могут соотнести древнюю и современную карту, не могут соотносить историческую и географическую карту. Внимание исторической карте должно уделяться на каждом уроке. Ведь, знакомя ребят с тем или иным историческим событием, учитель не только называет дату, но и соотносит с определённым местом. Знание того, где (в каких климатических условиях, в какой природной зоне, при наличии либо отсутствии путей сообщения и т.д.) происходило развитие той или иной цивилизации, помогает объяснить особенности экономического развития, политического строя того или иного народа.
Курс по истории Древнего мира даёт большие возможности для формирования пространственных представлений. В течение года дети знакомятся с большим количеством государств и народов, проживавших в древности на значительной территории от Атлантического до Тихого океана. Такое количество стран дает учителю простор в формировании навыков работы с картой и позволяет привить интерес к такому виду деятельности.
Существует определенная классификации карт:
Карты (Египетское царство, Персидская держава в 6 веке до н. э.)
По охвату территории (мировые, материковые, карты государств)
По содержанию (обзорные, обобщающие, тематические)
По масштабу (крупномасштабные, средне-, мелко-)
Картосхемы (Аттика в древности)
Локальные планы (Битва при Фермопилах, Саламинский морской бой, битва при Каннах)
Планы на местности (План города Афины, города Рима)
Контурные карты.
Однако сейчас особую популярность приобретают интерактивные карты.
Приемы организации познавательной деятельности:
Локализация исторических событий на карте (Покажите объект на карте и словами опишите его местоположение)
«Оживление» карты наглядными средствами (Прикрепление значков, символов, аппликаций)
Чтение и составление легенды карты (Придумайте условные значки для игрового сюжета по карте)
Вычерчивание объектов на карте ( Нарисуйте и подпишите объекты на карте)
Задание на анализ содержания исторической карты с привлечение знаний других источников (По карте «Расселение людей в Восточном полушарии 10-4 тыс. лет назад» проследите, как изменялась площадь земледелия 10-7 тыс. лет назад, 7-5…, 5-4…. Как вы можете объяснить существование «белых пятен» на это карте?)
Задания на локализацию исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач (Объясните, как человек разумный мог освоить Землю не «замочив ног»?)
Творческие образные задания (Проложите по карте путь юного путешественника, который мог путешествовать по Великому шелковому пути. Расскажите, каких грозных животным он мог встретить на своем пути? Какие страны он посетил? Чем они занимались?)Задания на группировку картографических сведений (Соотнесите имена древних правителей с городами и странами).
Картографический диктант (Нарисуйте контуры Аппенинского полуострова и острова Сицилия. На них обозначьте принятыми значками и подпишите г. Рим и реку на которой он основан).
«Маршруты», «Путешествия», «Походы».
Задания, рассчитанные на образное воображение облегчающее запоминание очертаний географических объектов и ориентировку в условных символах.
При изучении нового государства, ученикам можно дать задание: опираясь на легенду карты, расскажите о нового стране.. Таким образом, учащиеся самостоятельно, с большим интересом начнут знакомство с неизвестным еще государством. После чего можно продолжить работу с настенной или интерактивной картой и атласами. Большим плюсом будет наличие на уроке не только карты данного исторического периода, но и современной. Появится возможность определить, какие страны в наше время находятся на территории древних государств, для того чтобы установить связь с современностью.
Работая с пятиклассниками, да и более старшими ребятами необходимо вспоминать стороны света. Как вариант можно нарисовать компас, который всегда будет под рукой.
Хорошим подспорьем в работе станут картосхемы и аппликации, так как на карте бывает сложно запомнить расположение объектов. Нарисованная на доске картосхема будет содержать необходимый для данного урока объём информации и позволит успешно им овладеть. Ещё один большой плюс использования картосхем заключается в том, что новая информация появляется постепенно. Это позволяет лучше запомнить изучаемый материал. Применение цветных аппликаций (стрелок, значков с изображением корабля или фигурок, различных символов и т.д.) оживляет картосхему. (Методисты утверждают, что подобный приём “оживления” картосхемы или настенной карты срабатывает не только в среднем звене, но и в старших классах школы).
Учителю приходится много раз напоминать ребятам о том, что недостаточно только показать границу государства на карте, нужно уметь ещё и правильно описать местоположение (географическое положение) данного государства. При работе с исторической картой, на этапе, когда составляется описание местоположения данного государства, большое внимание следует обращать на географические ориентиры — материки, океаны или моря, реки, горы, а также на названия соседних с данным государством стран и народов. Ученик тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам. Лишь в этом случае сформируется целостное представление о том, где находится то или иное государство. Необходимо напомнить, что реки надо показывать только по течению от истока до устья, города — точкой, границы государств — непрерывной линией. Конечно, поначалу на работу по формированию умений работы с картой у учащихся уйдёт масса времени. Но, я думаю, эти затраты окупятся впоследствии интересом к предмету и дальнейшим желанием изучать карту, а не боязнью работать с ней.
Работу с исторической картой следует сочетать с регулярным выполнением заданий по контурной карте. Конечно, немало придётся потрудиться учителю, чтобы объяснить детям тонкости выполнения заданий по контурной карте, ведь основную часть заданий они будут выполнять дома самостоятельно. На текущих или обобщающих уроках истории возможно использование различных приёмов работы с контурной картой.
Выполнение такого рода заданий способствует пониманию учащимися важности знаний карты и умений работать с ней. Задания по карте можно давать также индивидуально, как устно, так и письменно. Например, используя карту Древнего Египта (Афин, Древнего Рима) назвать и описать его достопримечательности. Можно провести игру “Вверх по Нилу”, повторяя изученный материал по теме “Древний Египет” и закрепляя знания об особенностях природных условий, хозяйстве, политическом строе данной страны. Или игру — путешествие “Великая греческая колонизация” при изучении одноимённой темы. Дети составляют рассказы о причинах отъезда из страны, объясняют цели, с которыми едут в колонии, прикрепляют на карте изображения экспортных – импортных товаров. При этом каждый составляет свой маршрут путешествия. Возможно проведение игры “Кто быстрее соберёт карту” (по принципу сбора картинки из детских кубиков).
Я считаю, что названные выше приёмы работы с исторической и контурной картой способствуют локализации (т.е. отнесению событий к конкретному пространству и описанию географической среды) изучаемого материала в пространстве. Исторические карты, картосхемы, меловые схемы, аппликации помогают выявить связи между историческими событиями, их сущность и, что очень важно, динамику. В отличие от других наглядных пособий, карты не дают конкретизированного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры. Но картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории, способствует лучшему пониманию и запоминанию исторических фактов. Такое многообразие позволяет развивать навык работы с картой и одновременно творческие способности учащихся.