Подробное изложение по зрительному восприятию
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Тема: Подробное изложение по зрительному восприятию.
Цель: формировать умение выделять главную мысль частей текста,
озаглавливать текст, передавать содержание близко к тексту с опорой на
план, развивать речь и мышление учащихся.
Ход урока
1.
Организационный
момент.
2.
Сообщение темы урока.
-
Сегодня у нас с вами урок развития речи, и мы будем писать
изложение.
-
Давайте вспомним, что такое изложение?
(Письменный пересказ текста)
-
Текст, который вам предстоит пересказывать, находится у вас в
учебниках. Откройте
ваши учебники на с. 52
-
Прочитайте текст про себя.
-
О чем этот текст?
(О кошках)
3. Работа над заголовком.
-
Посмотрите внимательно на текст и скажите, чего нет в этом тексте?
(Заголовка)
-
Чтобы правильно озаглавить текст, нам необходимо определить
какой
это текст: художественный или научно
-
познавательный рассказ.
(Научно
-
познавательный рассказ)
-
Докажите.
(Отсутствует сюжет, научный язык)
-
Как бы вы озаглавили этот текст?
(Предположения детей)
4. Содержательный анализ.
-
Сколько
абзацев в нашем тексте?
(4 абзаца)
-
Давайте разберем содержание каждого абзаца.
-
Читаем вслух первый абзац.
-
О чем рассказывает нам первый абзац?
(Об описании разных пород кошек)
-
О каких породах?
Перечислите их.
(Сибирские, ангорские, сиамские)
-
Читаем вслух второй абзац.
-
Что сообщает нам второй абзац?
(Описание породы кошек)
-
О какой породе кошек сообщает нам второй абзац?
(О короткохво
стых кошках)
-
Читаем третий абзац.
-
О чем идет речь в третьем абзаце?
(
О диких повадках кошек)
-
О какой именно повадке идет речь?
(О повадке охотника)
-
Какие слова в тексте характеризуют кошку
как охотника?
(Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает)
-
Читаем последний абзац? О чем он нам сообщает?
(О долгой и славной истории кошек)
-
Как можно объяснить гордый характер кошек?
5. Логический а
нализ.
-
Что помогает нам при написании изложения вспомнить содержание
текста?
(План)
-
Сейчас мы с вами составим план, используя слова текста.
-
Как вы думаете, сколько частей будет содержать наш план?
(4 части)
-
Прочитайте внимательно первый и второй абзац и скажите,
содержание
этих абзацев похоже?
(Да)
-
Значит, сколько пунктов будет содержать наш план?
(3 части)
-
Прочитайте первый и второй аб
зац и найдите в них одно предложение,
которое выражает главную мысль этих абзацев.
(Домашние кошки похожи друг на друга)
-
Прочитайте третий абзац и найдите в нем главное предложение.
(Все кошки замечательные охотники)
-
Прочитайте последний абзац и найдите теперь в нем главное
предложение, выражающее основную мысль данного абзаца.
(У домашней кошки долгая история)
6. Орфографическая работа.
-
А теперь внимательно посмотрите на первый и второй
абзац и
скажите, в каких словах нас могут подстерегать трудности. Эти слова
записаны на доске
.
(Дети читают хором слова)
-
Прочитайте третий абзац. В каких здесь словах у нас могут
возникнуть трудности.
(Дети читают слова)
-
Прочитайте последний абзац и найдите слова, в написании которых
мы можем сделать ошибки.
(Дети читают слова)
7. Синтаксическая подготовка.
-
А теперь эти слова помогут нам составить предложения к каждому
пункту плана
.
-
Что вы заметили в нашем плане?
(Первое предложение каждого абзаца начинается предложением
пункта плана)
-
Перескажите первую часть текста по предложениям.
-
Какое первое предложение?
-
Сколько всег
о будет содержать предложений первая часть нашего
текста?
(3 предложения)
-
Перескажите полностью первую часть.
-
Перескажите второй пункт плана.
-
...
-
Перескажите третий пункт плана.
-
…
8. Чтение текста.
(Учитель читает текст. Дети закрывают учебники, за содержанием
текста следят по опорным словам, которые записаны на доске.)
-
Сколько частей содержит текст?
-
Сколько абзацев будет в нашем тексте?
9. Запись текста.
10. Редактирование.
-
Перечитайте свой текст и подчеркните орфограммы в тех словах,
которые записаны на доске.
-
Кто бы хотел прочитать нам изложение, которое у вас получилось?