Применение физкультминуток на уроках русского языка и литературы
Применение физкультминуток на уроках русского языка и литературы для снятия умственного и физического напряжения
у обучающихся II уровня обучения
Г.Ф. Малахова,
учитель русского языка
и литературы МАОУ «СПШ №33»
Основная задача образовательной деятельности в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации учебных занятий, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического развития обучающихся и служили устранению перегрузок учащихся.
Обучение в школе – серьезная нагрузка для обучающихся. Они мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
Одним из способов снятия умственного и физического напряжения обучающихся является применение на уроках физкультпауз. О роли физкультминуток в педагогической литературе сказано много. Но бытует мнение, что их место в классах первой ступени, да еще может быть в 5-6-х классах. Порой учителя - предметники считают проведение физкультминуток пустой тратой времени. Да и сконцентрировать внимание учащихся после их проведения значительно труднее. Но чем ученик старше, тем больше учебная нагрузка. Ежедневно ему приходится находиться в школе по 5-6 уроков, плюс посещение дополнительных и факультативных занятий, накапливается усталость. Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка.
Определенная последовательность режимных моментов урока предусматривает динамику изменений функционального состояния организма учащегося и его работоспособности:
I период совпадает с организационным моментом и характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы (до 5-7 мин), несогласованностью действий, отвлеченностью внимания (действия учителя должны способствовать успешной адаптации школьников к предстоящей учебной деятельности);
II период (оптимальной работоспособности) включает наиболее трудные фрагменты урока (длительность активного внимания и работоспособности у учащихся);
III период (пониженной работоспособности – стадия компенсированного утомления) совпадает с моментом закрепления полученных знаний (после 25 минут урока у обучающихся наблюдается закономерное снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, теряется интерес).На сроки наступления и длительности каждого периода влияют различные факторы:
а) возраст учащихся, их общий эмоциональный настрой;
б) время суток и количество уроков в расписании учебного дня;
в) характер и длительность выполняемой работы, чередование различных видов учебной деятельности;
г) уровень трудности учебного материала;
д) cтатические и динамические компоненты урока.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, снять статическое напряжение.
Я решила соединить проведение физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного. И логика урока сохраняется, и смена деятельности – тоже отдых. Некоторые физкультминутки нашла в литературе, использовала ресурсы интернета и адаптировала под предмет, некоторые придумала сама или мои ученики.
Например, в 5 классе на уроках русского языка можно проводить физкультминутки, сопровождая их проговариванием падежных вопросов.
И.п. кто? что? – смотрим по сторонам;
Р.п нет кого? чего? – удивляясь, разводим руками;
Д.п. дать кому? чему? – имитируем движения передачи предмета;
В.п. винить кого? что? – качаем головой, грозим пальцем;
Т.п. гордится кем? чем? – поднимаем руки вверх и аплодируем;
П.п. говорим о ком? о чем? – делаем наклоны, «говорим на ухо».
Для снятия напряжения глаз можно использовать физкультминутки, включенные в презентацию (демонстрация) или попросить обучающихся найти в классной аудитории определенные предметы (назвать имена существительные, указать признаки предметов, находящихся сзади и т.д).
Любую физкультминутку можно связать с темой урока, например, изучая тему «Имя числительное как часть речи» в 6 классе, целесообразно использовать анимированную разминку (демонстрация).
В 7 классе богатые материал для подготовки физкультминуток представляет изучение тем «Междометия и звукоподражательные слова». Обучающиеся с удовольствием сами придумывают разминки с использованием данных слов. Вот, например, учащийся 7 класса составил и самостоятельно провел такую физкультминутку:
Междометия – неизменяемые слова, они гордые и самостоятельные, поэтому мы тоже встанем ровно и потянемся. Они выражают различные чувства, и нам помогают. Сопровождая междометиями, покажите испуг, радость, гнев, удивление, восторг, прогоните, позовите. Сядьте, встаньте, повернитесь, улыбнитесь, потянитесь. Но, увы! Пора за парты.
В 8-9 классе также даю задание обучающимся подготовить комплекс физкультминуток в соответствии с изучаемой темой. В 9 классе, ребята придумали разминку по теме «Виды сложноподчиненных предложений». Каждому виду придаточного предложения соответствует определенное движение, заучивание шло по мере изучения тем. Один из обучающихся показывает движение, все остальные повторяют и при этом называют вид придаточного предложения. Например, повороты головы – СПП с придаточным определительным, наклоны – СПП с придаточным места и т.д.
Не менее интересными можно сделать физкультпаузы и на уроках литературы. В 5-6 классах обучающиеся с удовольствием инсценируют изучаемые стихотворения. Например, текст стихотворения С. Есенина
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна <…>
Ребята изображают и плывущие облака, и стелющуюся метелицу, и игривых воробышек.
Одним из способов релаксации на уроках литературы в старших классах служит прослушивание музыки. Это может быть и шум прибоя, и звуки природы, и классическая мелодия. Каждую из них необходимо связать с темой урока. Например, при изучении повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза», обучающиеся могут поразмышлять, закрыв глаза и расслабившись, над особенностями литературного направления под тихую, спокойную музыку.
Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные «минутки» (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.
Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением и т. д.).
Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, и, следовательно, результативность.
Обучающиеся должны понимать значение физкультминуток и сознательно выполнять включенные в них упражнения. Для этого необходимо разъяснить значение упражнений и порядок проведения физкультминуток.
Забота о здоровье обучающихся – это важнейший труд учителя. От жизнедеятельности, бодрости учащихся зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, поэтому нам необходимо сделать все возможное для сохранения и укрепления здоровья школьников.