Конспект урока по окружающему миру на тему «Как зимой помочь птицам?» (1 класс)
Козлова Любовь Анатольевна
Пеньковская муниципальная общеобразовательная основная школа
Палехского района Ивановской области
УМК: «Школа России»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
Тип урока: интегрированный (окружающий мир + технология).
Тема урока: «Как зимой помочь птицам?»
Цели и задачи урока: научить детей различать птиц, зимующих в наших краях; совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом;
раскрыть важность заботы о птицах зимой; научить изготавливать кормушку и подбирать корм для птиц; оценивать свои достижения на уроке; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе и групповой работе; закрепить приёмы Резания и склеивания бумаги.
Оборудование: интерактивная доска, презентация для ИД, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», картинки с изображением Мудрой черепахи, муравья Вопросика и птиц, заготовки из бумаги для изготовления и украшения кормушки для птиц, клей, ножницы, акварельные краски, корм для подкормки птиц.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Использование интерактивного оборудования
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организует проговаривание приветствия уроку
- Какой урок приветствова-ли?
Помощниками на нашем уроке будут Мудрая черепаха и муравей Вопросик (Картинки на доске) Проговаривают приветствие уроку:
Любите родную природу.
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
-Урок окружающего мира. II. Актуализа-ция знаний.
Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
Работа с ИД
Читает загадки и просит соотнести фотографии с названиями птиц.
Мудрая черепаха предлагает вам отгадать загадки.
-Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке?
-Посмотрите ещё раз на доску и скажите, о каких птицах пойдёт речь? Отгадывают следующие загадки:
Черный жилет, Красный берет, Нос как топор, Хвост как упор. (дятел) Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая!
(сорока)
Это кто там на дорожке Испугался нашей кошки? Это кто там поднял крик Чик-чирик да чик-чирик? (воробей)Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хлопотливая –
Известная персона.
Это…(ворона)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды, с первым снегом
Тут как тут (снегирь).
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица).
- О птицах.
- О зимующих.
Слайд №2
Дети расставляют (перетаскивают) подписи под фотографиями, объясняя, по каким признакам они узнают ту или иную птицу.
На слайде открыть заголовок «Зимующие птицы»
III.Формулирова-ние темы урока, постановка цели.
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися.
Побуждающий диалог. -Большинство наших пернатых друзей давно улетели в тёплые края. Но немало птиц остаётся с нами – как говорили в старину – зимогорить: синицы, дятлы, пищухи, поползни, снегири, щеглы и многие другие.
-Как вы понимаете слово зимогорить?
-Скажите, легко ли птицам зимой добывать и искать себе корм?
-А хотите узнать, как птицам можно помочь зимой?
-Какая тема урока сегодня?
-Какую цель ставим?
-А вы хотите научиться помогать птицам?
- Нет.
-Да.
-Как зимой помочь птицам?
-Узнать, что можем сделать для того, чтобы помочь зимующим птицам?
-Да! Слайд №3
(открыть название темы на слайде)
IV.Изучение нового
Постановка проблемы.
- Работа с учебником - С наступлением холодов птицам становится очень трудно добывать и искать себе корм. Не успела наесться за короткий световой день птичка - и не доживёт до рассвета. Все зимующие птицы нуждаются в укрытиях и в подкормке.
-Что же нужно сделать?
Для ответа на вопрос
отгадайте загадку:
Что за стол среди берёз?
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Из чего только не делают кормушки!
Слайд №4
На кормушке можно увидеть и зверей – им зимой тоже нелегко.
- Обсуждение с детьми особенностей кормушек, принесённых из дома.
Мало сделать кормушку, надо подумать, хороша ли она для птиц.
(На доске рисунки с изображениями муравья и птиц)
-Недавно муравей Вопросик выбрался из своего муравейника прогуляться и услышал такой разговор (См. приложения)
- Какой должна быть кормушка?
-Дома достроите свои кормушки.
Организация работы с рисунком учебником стр. 74.
-Хороша ли эта кормушка для птиц?
- На кормушку прилетели птички. Рассмотрите их.
-Какие птицы, изображённые на рисунке, были названы сегодня на уроке, а какие – нет? - кормушка.
Обращают внимание на выставку кормушек.
-С бортиками.
- С крышей.
Дети вновь обращают внимание на выставку кормушек.
-Нет. У неё нет навеса.
-Свиристеля и поползня не называли. Слайд №4 «Виды кормушек для птиц».
(Выключить проектор)
Физкультми-нуткаСкачет шустрая синица,Ей на месте не сидится.Прыг-скок, прыг-скок,Завертелась, как волчок.Вот присела на минутку,Почесала клювом грудку.И с дорожки, на плетень,Тири-тири, тень-тень-тень. Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. Практическая работа: изготовление и украшение кормушки из коробок.
Цель: научить изготавливать кормушку из подручного материала. Распределение различных видов деятельности (вырезание и наклеивание узоров, окраска кормушки) между учащимся.
Контроль соблюдения техники безопасности при работе с ножницами, клеем.
- Хороша ли наша кормушка для птиц? Почему? Совместно с учителем изготавливают и украшают кормушку.
Егор, Саша и Аня вырезают узоры из бумаги, наклеивают их.
Настя и Никита раскрашивают кормушку.
-Хороша: есть бортики и крыша.
Побуждающий диалог.
Постановка проблемы
!
Решение проблемы.
Работа в группах.
Работа с учебником на стр. 75. Проверка выполнения задания. -О чём вы хотели бы узнать, прежде чем повесить кормушку?
-А что в кормушку
можно положить?
Продолжение рассказа о разговоре птиц (См.приложения)
Организация работы в группах.
Вы слышали, чего хотят птички.
- У вас на столах лежат пакетики с продуктами. Выберите те пакетики, содержимое которых можно положить в кормушку.
Организует проверку выполненной работы.
Прежде, чем проверять вашу работу, я прочитаю вам отрывок из учебника на стр. 75
-Правильно ли вы подобрали корм для птиц? Положите пакетики в кормушку.
- Как выдумаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые?
Работа со слайдом № 5 Знакомство с новой птицей - дроздом.
- Кто ещё, кроме дроздов, прилетает зимой к рябине?
-А где их можно повесить?
-Что в кормушку можно положить?
Отвечают, где можно повесить кормушку.
Работа с раздаточным материалом в группах.
Слушают отрывок статьи учебника стр.75.(Запомните!) и проверяют ещё раз свою работу.
Дети обосновывают выбор корма для птиц.
-Да. (Ель, ольха, рябина, калина и т. п.)
- Снегири, свиристели. (Включить проектор!)
Слайд №5
V.Закрепление пройденного материала.
Цель: проверить умение различать зимующих птиц, правильно подобрать корм для птиц.
Работа с ИД Организует работу с тетрадью на стр. 52 №1
(Поработаем в тетрадях.-Какие птицы зимуют в наших краях?)- Как можно сделать кормушку для птиц?
Организация работы со слайдом №6.
-Какой корм подходит для подкормки птиц? Отвечают на вопросы на стр. 76 учебника, выполняют задание в тетради на стр. 52
Подчёркивают названия продуктов, которые можно положить в кормушку. Слайд №6
«Чем угостим пернатых?»
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Поднимите руку те,
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Мне тоже понравилось, как вы работали)
-Кто для себя сделал открытие? (Какое?)
- Кому на уроке было интересно?
- Кто знает, как помочь птицам зимой? (Как?)
- Кто не только знает, как помочь, но и хочет помочь птицам, возьмёт свою кормушку и выйдет к доске.
-Молодцы!
- Исходя из темы урока, что бы вы посоветовали всем людям?
Организация чтения и проговаривания хором призыва со слайда № 7 Отвечают на вопросы учителя.
-Какая тема урока была?
- Какую цель ставили?
-Достигли цели?
Расскажите, чему научились на уроке.
Оценивают свою деятельность на уроке.
Отвечают на вопрос. Слайд №7
После урока учащиеся под руководством учителя вывешивают изготовленные ими кормушки в окрестностях школы и кладут в них корм.
Сорока. Трата - та – та – та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают, капризничают.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера зёрнышки раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Снегирь. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у них в голове!
Воробей. Семечки в столовой недавленые. Клюв свихнёшь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, у нас от солёного животы болят.
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина. Калина. Бузина, где арбузные и дынные семечки?