Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Любознательный читатель(3 класс)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Школа №2127
Принята на заседании педагогического совета
от «___»________________20___г.
Протокол № __________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор ..
__________________(инициалы, фамилия)
«___»_____________________20__ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Любознательный читатель
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации программы: 36 учебных недель
Автор-составитель программы:
Федоренко Людмила Петровна
Учитель начальных классов
Москва – 2016 г.
пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Данная программа социально востребована родителями и детьми.
Содержание, задачи, формы работы в программе ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа). Это способствует более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, развитию нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель и задачи программы:
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы:
задачи в обучении:
Обеспечивать глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
задачи в развитии:
Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивать художественный слух;
Обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения.
Развивать образное мышление учащихся.
Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству.
задачи в воспитании:
Прививать любовь к книге.
Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного.
Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
Новизна и отличительные особенности программы:
При создании программы мною были изучены 5 программ по данному направлению (см. список литературы). Сопоставительный анализ позволяет выделить в качестве основных аспектов следующее:
Она составлена с учетом интересов детей к русскому народному фольклору, а именно к сказкам, пословицам, загадкам и т.д. и к тем произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.
Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.
Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Возраст обучающихся по программе: 8-9 лет
Срок реализации программы: 36 учебных недель
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная (сочетание аудиторных и выездных занятий)
– групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы – 20 человек)
Режим занятий:
занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв).
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
1. Обучающиеся должны научиться понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ.
2. Обучающиеся должны научиться понимать содержание произведений различного уровня сложности.
3. Обучающиеся должны расширить кругозор через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогатить свой нравственно-эстетический и познавательный опыт.
4. Приобрести потребность в самостоятельном чтении художественных произведений.
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
Выпускник научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; писать отзыв о прочитанной книге;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Программные требования к уровню воспитанности:
осознавать значимость чтения для личного развития;
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение о содержании, оформлении и структуре книги.
Программные требования к уровню развития:
Обучающиеся научатся полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;
Сформируется воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический и художественный слух детей, приобретут эстетический опыт слушания произведений изящной словесности;
Сформируется навыки чтения и речевые умения;
Сформируется образное мышление учащихся;
Сформируется мотивация личности к познанию и творчеству
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание занятий:
литературные игры,
конкурсы - кроссворды
библиотечные уроки
путешествия по страницам книг
проекты
уроки - спектакли
Критерии оценки учебных результатов программы:
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка читательских умений: навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения.
- Низший уровень (первый):
Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня
Воспроизведение отдельных положений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста, контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием
Нет разделения между фактами и мнениями
- Средний уровень (второй):
Самостоятельное беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено
Пересказ, включающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет логической схемы изложения от общего, важного, к частному, возможно отрывочное понимание подтекста, конкретная догадка, угадывание и фантазирование
Испытывает трудности при разделении фактов и мнений
- Высший уровень (третий):
Беглое чтение про себя текстов своего уровня из разных источников с полным пониманием
Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте
Ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности и фантазий
Методы выявления результатов воспитания:
анкетирование
тестирование
индивидуальная беседа
наблюдение
Методы выявления результатов развития:
Три вида диагностики – входящая, текущая и итоговая диагностики, позволяющие проследить динамику развития тех или иных личностных качеств, предметных достижений.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы. Может проводиться в виде тестовых заданий, анкетирования или беседы, определяющей компетентность обучающихся в тех или иных вопросах выбранного направления деятельности.
Текущая диагностика осуществляется при освоении отдельных тем, раздела, а также по итогам освоения годичного курса программы, т.е. мониторинг роста компетентности в ходе освоения программы и выполнения обучающимся текущих заданий.
Итоговая диагностика по результатам освоения программы в целом.
Формы подведения итогов реализации программы:
1.Участие в конкурсах стихов и рисунков
2.Участие в тематических викторинах и играх
3.Участие в олимпиадах муниципального и всероссийского уровней по литературному чтению
4.Контроль техники и навыка чтения
5.Проверка читательского кругозора (тестирование)
6.Итоговая работа-защита проектов «Дружим с книгой»
Учебный план
Учебно-тематический план
№ п/п
Названия разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации / контроля
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие «Здравствуй, книга!»
1
0.5
0,5
анкетирование
2.
Раздел: «Мои любимые книги»
4
1
3
Проверка техники чтения
проекты
2.1.
Тема: «Самые интересные
книги, прочитанные
летом»
1
1
2.2.
Тема: «Защита проектов «Книга, которую я
прочитал летом»
3
3
3.
Раздел: « История книги. Библиотеки»
3
2
1
Отзыв о книге.
3.1.
Тема: «Книги-сборники былин, легенд, сказов»
1
0,5
0,5
3.2.
Тема: «Первые книги. Библия. Детская библия»
1
0,5
0,5
3.3
Тема: «Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Федоров»
1
1
Проверка читательского кругозора
4.
Раздел: « По дорогам сказок. Сказки народные и литературные»
7
3
4
4.1
Тема: «Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».
4
2
2
Проверка читательского кругозора,
тестирование
4.2
Тема: «Сказки бытовые, волшебные, о животных»
1
0,5
0,5
Мини-доклады
4.3
Тема: «Сказки с загадками»
1
0,5
0,5
Творческие задания
4.4
Тема: «Волшебная викторина «В гостях у сказки».
1
1
тестирование
5.
Раздел: «Народная мудрость. Книги-сборники»
3
1
2
5.1
Тема: «Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»
1
0,5
0,5
Дидактические игры
5.2
Тема: «Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».
1
0,5
0,5
Творческие задания
5.3
Тема: «Творческая работа «Сочини загадку».
1
1
Творческие задания
6
Раздел: «Книги о родной природе»
3
1
2
6.1
Тема: «Родные поэты»
1
0,5
0,5
Проверка читательского кругозора
6.2
Тема: «Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,
А. Фета, Н. Некрасова»
1
0,5
0,5
тестирование
6.3
Тема: «Проект «Краски и звуки поэтического слова».
1
1
Проекты
7
Раздел: «Книги-сборники. Басни и баснописцы»
4
1,5
2,5
7.1
Тема: «История басни. Басни Эзопа и И. Крылова»
1
0,5
0,5
Творческие задания
7.2
Тема: «Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен»
1
0,5
0,5
Творческие задания
7.3
Тема: «Русские баснописцы»
1
0,5
0,5
тестирование
7.4
Тема: «Герои басен. Инсценирование басен»
1
1
Творческие задания
8
Раздел: «Книги Л.Н. Толстого для детей»
3
1
2
8.1
Тема: «Л.Н. Толстой сказочник и обработчик русских народных сказок»
1
0,5
0,5
Проверка читательского кругозора
8.2
Тема: «Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
1
0,5
0,5
тестирование
8.3
Тема: «Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
1
1
проекты
9
Раздел: « Животные герои детской литературы»
4
2
2
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
9.1
Тема: «Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
1
0,5
0,5
Аннотация к произведению
9.2
Тема: «Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв»
1
0,5
0,5
Отзыв о книге
9.3
Тема: «Художники-иллюстраторы книг о животных»
1
0,5
0,5
тестирование
9.4
Тема: «Знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных»
1
0,5
0,5
тестирование
10
Раздел: «Дети герои книг»
8
2,5
5,5
10.1
Тема: «Книги о детях»
1
0,5
0,5
тестирование
10.2
Тема: «Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда»
3
1
2
Творческие задания
10.3
Тема: «Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
1
0,5
0,5
тестирование
10.4
Тема: «По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
1
0,5
0,5
Проверка читательского кругозора
10.5
Тема: «Проект «Расскажи о любимом писателе».
2
2
проекты
11
Раздел: «Книги зарубежных писателей»
6
3
3
11.1
Тема: «Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях»
1
0,5
0,5
Творческий отчет
11.2
Тема: «Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги»
2
1
1
тестирование
11.3
Тема: «Книги Г.Х.Андерсена»
2
1
1
Мини-сочинение
11.4
Тема: «Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях. Переводчики книг»
1
0,5
0,5
тестирование
12
Раздел: «Газеты и журналы для детей»
4
1,5
2,5
12.1
Тема: «Что такое периодика. Детские газеты и журналы»
1
0,5
0,5
Творческий отчет (сообщение)
12.2
Тема: «История изданий для детей»
1
0,5
0,5
тестирование
12.3
Тема: «Электронные периодические издания»
1
0,5
0,5
анкетирование
12.4
Тема: «Создание классной газеты «Книгочей».
1
1
Творческий отчет (создание газеты)
13
Раздел: «Детские писатели»
7
3,5
3,5
13.1
Тема» «Книги С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова. Выставка книг»
1
0,5
0,5
Составление презентаций
13.2
Тема: «Сказки и стихи К. Чуковского»
1
0,5
0,5
тестирование
13.3
Тема: «Книги Е.Чарушина для детей»
1
0,5
0,5
Мини-доклады
13.4
Тема: «Книги К.Г.Паустовского»
1
0,5
0,5
тестирование
13.5
Тема: «Книги К.Г.Паустовского»
1
0,5
0,5
Творческий отчет
13.6
Тема: «Проект «Расскажи о любимом писателе».
2
1
1
проекты
14
Раздел: «Книги о детях войны»
6
3
3
14.1
Тема: «Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».
Аннотация»
1
0,5
0,5
аннотации
14.2
Тема: «Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
1
0,5
0,5
тестирование
14.3
Тема: «Книги – сборники произведений о детях»
2
1
1
презентации
14.4
Тема: «Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»
2
1
1
проекты
15
Раздел: «Современные писатели детям»
5
1,5
3,5
15.1
Тема: «Творчество Э. Успенского»
1
0,5
0,5
тестирование
15.2
Тема: «Творчество Г. Остера»
1
0,5
0,5
тестирование
15.3
Тема: «Рассказы В. Драгунского»
1
0,5
0,5
викторина
15.4
Тема: «Тема: «Проект «Расскажи о любимом писателе».
2
2
проекты
16
Раздел: «Книги, книги, книги»
4
2
2
Проверка техники чтения
16.1
Тема: «Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке»
1
0,5
0,5
Практические задания
16.2
Тема: «Справочная литература. Энциклопедии для детей»
1
0,5
0,5
презентации
16.3
Тема: «Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
1
0,5
0,5
анкетирование
16.4
Тема: «Итоговая викторина «В мире книг»
1
0,5
0,5
викторина
Итого:
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
–36 учебных недель;
– одну учебную группу.
Примерный календарно-тематический план
№ п/п
Дата
Время
Тема занятия
Кол-во часов
Форма
Место
Форма контроля
проведения занятия
проведения занятия
1 неделя (учебный период)
1.
Вводное занятие «Здравствуй, книга!»
1
беседа
Каб.
анкетирование
2.
«Самые интересные
книги, прочитанные
летом»
1
Беседа, обзор книг
Каб.
Проверка техники чтения
2 неделя (учебный период)
3.
«Защита проектов «Книга, которую я
прочитал летом»
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
4.
«Защита проектов «Книга, которую я
прочитал летом»
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
3 неделя (учебный период)
5.
«Защита проектов «Книга, которую я
прочитал летом»
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
6.
«Книги-сборники былин, легенд, сказов»
1
исследование
Каб.
Отзыв о книге
4 неделя (учебный период)
7.
«Первые книги. Библия. Детская библия»
1
Беседа, чтение
Каб.
тестирование
8.
«Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Федоров»
1
Беседа, чтение.
Путешествие по страницам книг.
Каб.
Проверка читательского кругозора
5 неделя (учебный период)
9.
«Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».
1
Занятие-викторина
Каб.
Анкетирование, проверка читательского кругозора.
10.
«Сказки А.С. Пушкина».
1
Литературная игра-викторина
Каб.
тестированте
6 неделя (учебный период)
11.
«Сказки А.С. Пушкина».
1
Творческая деятельность, актерский тренинг
Каб.
тестирование
12.
«Сказки А.С. Пушкина».
1
Работа в малых группах
Каб.
тестирование
7 неделя (учебный период)
13.
«Сказки бытовые, волшебные, о животных»
1
Литературная игра-викторина
Каб.
Мини-сообщения (доклады)
14.
«Сказки с загадками»
1
Игровая форма занятия
Каб.
Творческие задания
8 неделя (учебный период)
15.
«Волшебная викторина «В гостях у сказки».
1
Литературная игра-викторина
Каб.
тестирование
16.
«Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»
1
Игровая форма занятия
Каб.
тестирование
9 неделя (учебный период)
17.
«Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».
1
Игровая форма занятия, детское творчество.
Каб.
Творческие задания
18.
«Творческая работа «Сочини загадку».
1
Творческая деятельность, работа в малых группах
Каб.
Творческие задания
10 неделя (учебный период)
19.
«Родные поэты»
1
Путешествие по страницам книг
Каб.
Проверка читательского кругозора
20.
«Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,
А. Фета, Н. Некрасова»
1
Устный журнал, конкурс чтецов
Каб.
тестирование
11 неделя (учебный период)
21.
«Проект «Краски и звуки поэтического слова».
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
22.
«История басни. Басни Эзопа и И. Крылова»
1
Беседа. Чтение произведений.
Каб.
Творческие задания
12 неделя (учебный период)
23.
«Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен»
1
Беседа, обзор книг, путешествие по страницам книг
Каб.
Творческие задания
24.
«Русские баснописцы»
1
Устный журнал, конкурс чтецов
Каб.
тестироание
13 неделя (учебный период)
25.
«Герои басен. Инсценирование басен»
1
Изучение основ сценического мастерства, актерский тренинг
Каб.
тестирование
26.
«Л.Н. Толстой сказочник и обработчик русских народных сказок»
1
Путешествие по страницам книг, литературная викторина
Каб.
Проверка читательского кругозора
14 неделя (учебный период)
27.
«Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
1
Литературная викторина
Каб.
тестирование
28.
«Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
15 неделя (учебный период)
29.
«Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
1
Выставка книг, обзор книг, беседа, творческая деятельность в малых группах
Каб.
аннотации
30.
«Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв»
1
Путешествие по страницам книги, творческая деятельность
Каб.
отзывы
16 неделя (учебный период)
31.
«Художники-иллюстраторы книг о животных»
1
Творческая деятельность, работа в группах, конкурс рисунков
Каб.
тестирование
32.
«Знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных»
1
Творческая деятельность. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Каб.
тестирование
17 неделя (учебный период)
33.
«Книги о детях»
1
Беседа, обзор книг, литературная игра-викторина
Каб.
тестирование
34.
«Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда»
1
Путешествие по страницам книги
Каб.
Творческие задания
18 неделя (учебный период)
35.
«Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда»
1
Путешествие по страницам книги, занятие-диспут
Каб.
тестирование
36.
«Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда»
1
Путешествие по страницам книги. Творческая деятельность, работа в малых группах
Каб.
аннотация
19 неделя (учебный период)
37.
«Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
1
Ознакомление с учебным материалом. Разгадывание кроссворда.
Каб.
тестирование
38.
«По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
1
Беседа, ознакомление с учебным материалом.
Каб.
Проверка читательского кругозора
20 неделя (учебный период)
39.
«Проект «Расскажи о любимом писателе».
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
40.
«Проект «Расскажи о любимом писателе».
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
21 неделя (учебный период)
41.
«Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях»
1
Игровая форма занятия, творческая деятельность в малых группах
Каб.
Творческие отчеты
42.
«Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги»
1
Путешествие по страницам книги, творческая деятельность (иллюстрирование книги)
Каб.
Проверка читательского кругозора
22 неделя (учебный период)
43.
«Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги»
1
Путешествие по страницам книги, конкурс чтецов
Каб.
тестирование
44.
«Книги Г.Х.Андерсена»
1
Литературная викторина, творческая деятельность
Каб.
Мини-сочинения
23 неделя (учебный период)
45.
«Книги Г.Х.Андерсена»
1
Игровая форма занятия, конкурс кроссвордистов (работа в группах)
Каб.
тестирование
46.
«Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях. Переводчики книг»
1
Работа в группах. Урок-конференция
Каб.
тестирование
24 неделя (учебный период)
47.
«Что такое периодика. Детские газеты и журналы»
1
Беседа. Презентация журналов детьми.
библиотека
тестирование
48.
«История изданий для детей»
1
Беседа. Викторина. Творческая мастерская (работа по группам).
Каб.
тестирование
25 неделя (учебный период)
49.
«Электронные периодические издания»
1
Работа в группах. Творческая деятельность. Составление презентаций.
Каб.
анкетирование
50.
«Создание классной газеты «Книгочей».
1
Творческая деятельность в малых группах.
Каб.
Творческий отчет (создание газеты)
26 неделя (учебный период)
51.
«Книги С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова. Выставка книг»
1
Совместное чтение стихов. Викторина. Групповая творческая деятельность.
Составление презентаций
Каб.
презентации
52.
«Сказки и стихи К. Чуковского»
1
Викторина. Выставка рисунков. Работа с кроссвордами.
Каб.
тестирование
27 неделя (учебный период)
53.
«Книги Е.Чарушина для детей»
1
Творческая мастерская. Выставка рисунков.
Каб.
Мини-доклады
54.
«Книги К.Г.Паустовского»
1
Беседа. Творческая деятельность в малых группах.
Каб.
тестирование
28 неделя (учебный период)
55.
«Книги К.Г.Паустовского»
1
Беседа. Творческая деятельность в малых группах.
Каб.
Творческий отчет
56.
«Проект «Расскажи о любимом писателе».
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
29 неделя (учебный период)
57.
«Проект «Расскажи о любимом писателе».
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
58.
«Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».
Аннотация»
1
Творческая деятельность в малых группах. Составление аннотаций к произведению.
Каб.
аннотации
30 неделя (учебный период)
59.
«Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
1
Беседа. Ознакомление с учебным материалом.
Каб.
тестирование
60.
«Книги – сборники произведений о детях»
1
Творческая деятельность в малых группах
Каб.
презентации
31 неделя (учебный период)
61.
«Книги – сборники произведений о детях»
1
Творческая деятельность в малых группах
Каб.
презентации
62.
«Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
32 неделя (учебный период)
63.
«Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
64.
«Творчество Э. Успенского»
1
Беседа, конкурс чтецов, выставка рисунков
Каб.
тестирование
33 неделя (учебный период)
65.
«Творчество Г. Остера»
1
Интегрированное занятие. Ознакомление с учебным материалом. Разгадывание кроссворда.
Каб.
тестирование
66.
«Рассказы В. Драгунского»
1
Беседа. Викторина. Творческая мастерская (работа по группам).
Каб.
викторина
34 неделя (учебный период)
67.
«Проект «Расскажи о любимом писателе».
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
68.
«Проект «Расскажи о любимом писателе».
1
Проектная деятельность
Каб.
проекты
35 неделя (учебный период)
69.
«Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке»
1
Практическая работа в библиотеке
библиотека
Проверка техники чтения
70.
«Справочная литература. Энциклопедии для детей»
1
Организация и проведение презентаций
Каб.
презентации
36 неделя (учебный период)
71.
«Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
1
Урок-игра
библиотека
анкетирование
72.
«Итоговая викторина «В мире книг»
1
викторина
Каб.
тестирование
Содержание программы
1 раздел. Вводное занятие «Здравствуй, книга!»
Теория: Правила пользования книгой. Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Кроссворды.
2 раздел. «Моя любимая книга»
Теория: Самые интересные книги, прочитанные летом. Обзор новых книг для чтения в 3 классе.
Практика: Проектная деятельность. Защита проектов.
3 раздел. « История книги. Библиотеки»
Теория: Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка.
Практика: Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
4 раздел. «По дорогам сказок. Сказки народные и литературные»
Теория: Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка».
Практика: Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
5 раздел. «Народная мудрость. Книги-сборники»
Теория: Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Практика: Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
6 раздел. «Книги о родной природе»
Теория: Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Практика: Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
7 раздел. «Книги-сборники. Басни и баснописцы»
Теория: Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Практика: Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
8 раздел. «Книги Л.Н. Толстого для детей»
Теория: Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Практика: Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
9 раздел. « Животные герои детской литературы»
Теория: Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Практика: Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
10 раздел. «Дети герои книг»
Теория: Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Практика: Литературная игра «Кто они, мои сверстники герои книг?». Проект «Расскажи о любимом писателе».
11 раздел. «Книги зарубежных писателей»
Теория: Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Практика: Работа в группах. Составление и разгадывания кроссвордов и шарад.
12 раздел. «Газеты и журналы для детей»
Теория: Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Практика: Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
13 раздел. «Детские писатели»
Теория: Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Практика: Работа в группах. Составление и разгадывания кроссвордов и шарад. Викторина.
14 раздел. «Книги о детях войны»
Теория: Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном»..
Практика: Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
15 раздел. «Современные писатели детям»
Теория: Чтение и обсуждение книг Э.Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Обсуждение особенностей детских книг.
Практика: Проект «Расскажи о любимом писателе».
16 раздел. «Книги, книги, книги»
Теория: Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Практика: Игра «Что узнали о книгах?».
Методическое обеспечение программы
Название учебной темы
Название и форма методического материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
«Здравствуй, книга!»
«Самые интересные
книги, прочитанные
летом»
«Защита проектов «Книга, которую я
прочитал летом»
«Книги-сборники былин, легенд, сказов»
«Первые книги. Библия. Детская библия»
«Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Федоров»
«Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».
«Сказки бытовые, волшебные, о животных»
«Сказки с загадками»
«Волшебная викторина «В гостях у сказки».
«Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»
«Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». «Родные поэты»
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,
А. Фета, Н. Некрасова»
«Проект «Краски и звуки поэтического слова».
«История басни. Басни Эзопа и И. Крылова»
«Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен»
«Русские баснописцы»
«Герои басен. Инсценирование басен»
«Л.Н. Толстой сказочник и обработчик русских народных сказок»
«Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
«Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
«Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
«Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв»
«Художники-иллюстраторы книг о животных»
«Знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных»
«Книги о детях»
«Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда»
«Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
«По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
«Проект «Расскажи о любимом писателе».
«Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях»
«Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги»
«Книги Г.Х.Андерсена»
«Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях. Переводчики книг»
«Что такое периодика. Детские газеты и журналы»
«История изданий для детей»
«Электронные периодические издания»
«Создание классной газеты «Книгочей».
«Книги С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова. Выставка книг»
«Сказки и стихи К. Чуковского»
«Книги Е.Чарушина для детей»
«Книги К.Г.Паустовского»
«Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».
Аннотация»
«Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
«Книги – сборники произведений о детях»
«Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»
«Творчество Э. Успенского»
«Творчество Г. Остера»
«Рассказы В. Драгунского»
«Проект «Расскажи о любимом писателе».
«Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке»
«Справочная литература. Энциклопедии для детей»
«Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
«Итоговая викторина «В мире книг»
Тетрадь на печатной основе
Тетрадь на печатной основе
Тетрадь на печатной основе
Тетрадь на печатной основе. Библия, детская библия. Презентация.
Презентация. Тетрадь на печатной основе.
Книги «Сказки А.С. Пушкина». Презентация. Тетрадь на печатной основе. Аудиозапись.
Сборники сказок для детей. Тетрадь на печатной основе.
Сборники сказок для детей. Тетрадь на печатной основе.
Олимпиадные задания.
Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»
Тетрадь на печатной основе.
Презентация. Тетрадь на печатной основе.
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,
А. Фета, Н. Некрасова. Тетрадь на печатной основе.
Презентация. Аудиозаписи.
Сборники басен.
Сборники басен. Тетрадь на печатной основе.
Сборники басен. Аудиозаписи. Тетрадь на печатной основе.
Тетрадь на печатной основе.
Сборники сказок в обработке Л.Н.Толстого.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого». Тетрадь на печатной основе.
Презентации
Книги А. Куприна с рассказами о животных. Тетрадь на печатной основе.
Книга Дж. Лондона «Бурый волк»
Книги о животных. Презентации.
Энциклопедия А. Брема «Жизнь животных». Презентация.
Презентация. Книги по выбору. Тетрадь на печатной основе.
Книга А. Гайдара «Тимур и его команда». Тетрадь на печатной основе.
Сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Тетрадь на печатной основе.
В. Железников «Жизнь и приключения чудака». Презентация.
Презентации
Книги Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях». Тетрадь на печатной основе.
Произведения Дж.Харриса
Сказки Г.Х.Андерсена. Презентация. Аудиозаписи.
Сборники книг. Тетрадь на печатной основе.
Газеты и журналы для детей
Презентация. Газеты и журналы для детей.
Презентация
Презентация
Произведения С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова. Олимпиадные задания.
Сборники произведений К. Чуковского. Тетрадь на печатной основе.
«Книги Е.Чарушина для детей». Тетрадь на печатной основе.
Произведения К.Г.Паустовского. Презентации.
Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
Тетрадь на печатной основе.
Книги – сборники произведений о детях. Презентация.
Презентации
Произведения Э.Успенского. Тетрадь на печатной основе.
Произведения Э.Успенского. Тетрадь на печатной основе.
Рассказы В. Драгунского. Тетрадь на печатной основе.
Презентации
Библиотека
Энциклопедии и справочники
Тетрадь на печатной основе.
Тексты для проверки техники чтения.
Список литературы
Список использованной литературы:
- Рабочая программа по дополнительному образованию «Страна Читалия» (2-4 классы). Автор Т.В. Фирстова. https://infourok.ru/rabochaya-programma-kruzhka-strana-chitaliya-klass-483324.html. Опубликовано 13.10.2015
- Рабочая программа по дополнительному образованию курса «В мире книг» 3 класс. Автор Жукова Ирина Владимировна. Опубликовано 02.02.15 https://infourok.ru/rabochaya_programma_kursa_v_mire_knig_3_klass-359303.htm.
- Рабочая программа кружка «В гостях у сказки». Автор Пономарева Марина Васильевна. Опубликовано 04.01.2013.
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/01/04/programma-kruzhka-v-gostyakh-u-skazki
- Рабочая программа дополнительного образования "Умники и умницы". Автор Челпанова Елена Леонидовна. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/12/05/rabochaya-programma-dopolnitelnogo. Опубликовано 05.12.2013
- Программа дополнительного образования "Читайка". Автор Кожевникова Татьяна Борисовна. Опубликовано 15.10.2014 http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98688715
Список литературы для педагога:
- Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс. Автор: Яценко И.Ф. Изд.Вако, 2011 г.
- Внеклассное чтение. 1-2 класс: интерактивные занятия. Автор-составитель: Лободина Н.В. Изд. Учитель,2013 г.
- Внеклассное чтение. 3-4 класс: интерактивные занятия. Автор-составитель: Лободина Н.В. Изд. Учитель, 2011г.
- Литературное чтение. 2-4 классы: внеклассные занятия. Автор-составитель: Дьячкова Г.Е. Изд. Учитель, 2011г.
- Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. Автор-составитель: Гостимская Е.С. Изд. ИП Гостимский
А.С., 2012 г.
- Полная библиотека внеклассного чтения. 3 класс. Авторы-составители: Давыдова Т., Позина Е. Изд. Стрекоза, 2014г.
- Полная библиотека внеклассного чтения. Начальная школа. 1-4 классы. Сказки народов мира. Авторы - составители:
Давыдова Т., Позина Е. Изд. Стрекоза, 2014 г.
- Полная библиотека внеклассного чтения. Начальная школа. 1-4 классы. Русские народные сказки. Авторы –
составители: Давыдова Т., Позина Е. Изд. Стрекоза, 2014 г.
- Полная библиотека внеклассного чтения. Начальная школа. 1-4 классы. Рассказы о животных. Авторы –
составители: Давыдова Т., Позина Е. Изд. Стрекоза, 2014 г.
- Большая хрестоматия для внеклассного чтения. 1-4 класс. Изд. Росмэн. 2015 г.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
- Полная библиотека внеклассного чтения. 3 класс. Авторы-составители: Давыдова Т., Позина Е. Изд. Стрекоза, 2014г.
- Полная библиотека внеклассного чтения. Начальная школа. 1-4 классы. Сказки народов мира. Авторы - составители:
Давыдова Т., Позина Е. Изд. Стрекоза, 2014 г.
- Полная библиотека внеклассного чтения. Начальная школа. 1-4 классы. Русские народные сказки. Авторы –
составители: Давыдова Т., Позина Е. Изд. Стрекоза, 2014 г.
- Полная библиотека внеклассного чтения. Начальная школа. 1-4 классы. Рассказы о животных. Авторы –
составители: Давыдова Т., Позина Е. Изд. Стрекоза, 2014 г.
- Большая хрестоматия для внеклассного чтения. 1-4 класс. Изд. Росмэн. 2015 г.
- Голубь В.Т. Текстовые тренажеры. 3 класс. Воронеж: ООО «Метода», 2015 г.
- Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 3 класса. Автор Бойкина М.В. СПб: СМИО Пресс, 2015.
- Пучкова Л.А., Долгова О.В. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Чтение (диагностика читательской компетентности) 3 класс. Москва: «Интеллект – Центр», 2016
- Библия, детская библия.
- Сказки А.С. Пушкина
- Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова
- Сборники басен.
- Сборники сказок в обработке Л.Н.Толстого. Книга «Азбука Л.Н. Толстого
- Книги А. Куприна с рассказами о животных.
- Дж. Лондон «Бурый волк»
- Энциклопедия А. Брема «Жизнь животных».
- А. Гайдар «Тимур и его команда».
- Л. Пантелеев «Честное слово».
- В. Железников «Жизнь и приключения чудака».
- Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях
- Дж.Харрис «Сказки дядюшки Римуса».
- Сказки Г.Х.Андерсена.
- Произведения С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова.
- Книги Е.Чарушина для детей
- Произведения К.Г.Паустовского.
- Л. Воронкова «Девочка из города».
- Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
- Сборник произведений Э.Успенского.
- Сборник произведений Г. Остера
- Сборник рассказов В. Драгунского.
Интернет-сайты:
Название
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Школьный клуб
5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Начальная школа
6
http://nsc.1september.ru
Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»
13PAGE \* MERGEFORMAT142715
15