Образовательный проект деятельности учителя начальных классов «Путь к успеху в стране знаний»
Образовательный проект деятельности учителя начальных классов
«Путь к успеху в стране знаний»
Слайд 1
Наша школа в течение многих лет осуществляет работу по комплексно - целевой программе «Путь к успеху»
Слайд 2
Где одно из направлений этой программы проект «Страна знаний», который направлен на развитие познавательных способностей и потребностей учащихся.
Слайд 3
Методическая тема, над которой работает школа
Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации ФГОС
В двадцать первом веке объёмы учебного материала, высокие требования к ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к содержанию, качеству преподавания и методической темы школы
Тема моего образовательного проекта
Слайд 4
«Способы и методы активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе»
Слайд 5
Данный образовательный проект нацелен на решение следующей проблемы:
Реализация способов и методов активизации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе
А в чём актуальность проекта?
Слайд 6
Развивающая функция обучения является приоритетной и должна обеспечить:
- Знание русского языка учащимися как средство познания действительности
- Развитие способности учащихся к самостоятельному поиску информации и решению проблем
Ну и конечно же
- Раскрытие индивидуальных возможностей ученика
- Становление личности младшего школьника
Слайд 7
Реалистичность проекта заключается в
- изучении русского языка как инструмента познания окружающего мира
и средство влияния на качество усвоения других школьных предметов
- в понимании русского языка как основной национальной ценности русского народа
- в расширении информационной образовательной среды учащихся
- в осознании уважительного отношения к родному языку
Слайд 8
Цель проекта
- Разработать систему организации способов и методов работы,
ориентированную на повышение качества знаний по русскому
языку в начальной школе
Слайд 9
Задачи проекта
- Обеспечить ученику возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, контролировать и оценивать её
- Подобрать диагностический инструментарий для формирования и оценивания лингвистических умений и навыков учащихся
- Организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению интереса учащихся к изучению русского языка
Слайд 10
Проект реализуется в три этапа. Временные рамки проекта - 2015-2018 годы.
На первом этапе (2015-2016 учебный год 2 класс) – подготовительном были изучены научно- методические рекомендации. Отобран дидактический материал, который эффективно работает на практике, адаптирован к имеющемуся контингенту обучающихся, при этом были использованы различные формы и методы, задания разной степени сложности. На уроке создавались условия для творчества ребят, учащиеся вовлекались в самостоятельный поиск, в разные виды деятельности.
На втором этапе (2016-2017 учебный год) 3 класс – основном происходит
Реализация проекта через урочную и внеклассную работу с использованием новых педагогических технологий
Осуществление проектной деятельности учащихся
Выявление эффективности использования новых методов работы
На третьем этапе (2017- 2018 учебный год) 4 класс – заключительном будем
Соотносить прогнозируемые результаты с достигнутыми
Анализировать и внедрять полученные результаты в школьную практику
Слайд 11
На основном этапе я использую различные, наиболее эффективные, инновационные методы и формы обучения, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.
Например -Дифференцированные задания (по уровню сложности), эта методика является основным условием влияния на развитие познавательной активности обучающихся.
-Дидактические игры, презентации, проекты, письма, сочинения.
Хотелось бы остановить ваше внимание на применение такого способа работы как
Кластер – это приём графической систематизации материала, его еще называют «наглядным мозговым штурмом».
В виде(Модель «планеты и ее спутники»)или понятийной грозди где учащиеся называю ключевые понятия и от выстроенных понятий «спутников» тоже появляются новые логические связи.
- Создание собственного толкового словаря, в результате чего учащееся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять знания о слове не практике.
- Синквейн - это разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления, который является темой синквейна.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Слайд 12
Ожидаемые конечные результаты
Потребность в самостоятельном решении учебных задач, поиске информации, в саморазвитии
Повышение уровня учебной мотивации
Привлечение родителей к совместной деятельности с учениками по созданию проектов и ученического журнала по русскому языку «Импульс»
Представление проекта в сети Интернет на профессиональном сайте и собственной странице 3В класса
Создание клуба «Знатоки русского языка»
И в конце проекта мы должны приблизиться модели выпускника начальной школы, который
Слайд 13
Владеет основами умения учиться
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Слайд 14
Формы предоставления результатов
1. Размещение информации на сайте школы, собственном сайте.
2. Оформление выставки творческих работ, мини - проектов, докладов обучающихся для родителей и учителей.
3. Проведение конференции для младших школьников по результатам образовательного проекта.
4. Мониторинг успеваемости каждого ученика по русскому языку.
Слайд 15
И в заключении я хотела бы привести слова Льва Николаевича Толстого
«Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученик».
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить родной язык, стремлюсь к тому, чтобы они были грамотными, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным.
Таким образом, этот образовательный проект своего рода «Путь к успеху в Стране знаний» для каждого ученика.
Слайд 16 Спасибо за внимание
Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.
В своей педагогической деятельности активно использую данную технологию, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Использую задания:
с наличием образца выполнения;
со вспомогательными вопросами;
с инструкциями;
с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого (или сверстника) в сотрудничество.
Поэтому мной востребована технология работы в группах. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой.
Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить внутренний мир ребенка. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности.
Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника игрового познавательного процесса.
Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.
Внимательно ли ты слушал товарища?
Смог ли объяснить товарищу свой выбор?
Верно ли сделал выбор?
Что получилось, что не получилось? Почему?
Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Особенности групповой работы.
Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
Каждая группа получает своё, определенное задание.
Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
Состав групп меняется
Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.
Главное – это управляемый и направляемый процесс.
В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т.д.)
Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:
групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;
групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;
приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. О результатах желательно, чтобы докладывал слабый ученик. Затрудняется член команды – группа придет на помощь.
Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Деятельностный подход в образовании связан еще с одним важным положением. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Русский язык». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы _______________________, которые являются актуальными на сегодняшний день.
Хочу привести пример работы над исследованием «_____________________»
Организация исследования:
Организация поисковой работы (библиотека, интернет, статьи)
Проведение опроса, анкетирования.
Проведение экскурсии на Кафедру педиатрии, Детский оздоровительный центр, подготовка сообщений.
Составление памятки учащимся, родителям .Презентация исследовательской работы.
Выступление в параллельных классах, на школьной научно-практической конференции, на краевом конкурсе «Озарение», городском конкурсе «Я – исследователь».
Также в преподавании русского языка использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления о________________. Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.
Сейчас очень востребованы в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта. Однако основной организационной формой образовательного процесса остаётся урок. И только в том случае, если здоровьесберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Перечислю кратко, на что следует обращать внимание при рациональном процессе обучения с позиции критериев здоровьесбережения (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»):
Число видов учебной деятельности, используемых учителем; Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
опрос учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы,
решение примеров, задач,
практические занятия и т. д.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Число использованных учителем видов преподавания;
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
Для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Физкультминутки и физкультпаузы;
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
интерес к занятиям,
стремление больше узнать,
радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.
Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
Благоприятный психологический климат на уроке;
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Преобладающее выражение лица учителя;
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
Темп и особенности окончания урока;
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одарёнными детьми проводится в урочное и внеурочное время Развитию одарённости обучающихся способствует, на мой взгляд, творческий характер образовательного процесса. Включение ребёнка в творческий процесс способствует активизации поисковой активности, развитию исследовательских навыков, творческих способностей, качественному усвоению знаний. Процесс планирую так, чтобы дать детям возможность почувствовать себя поисковиками – исследователями. Активное участие принимают мои ребята в краевых, городских, районных и школьных научно-практических конференциях, конкурсах.
Несколько лет я работаю над проблемой помощи слабоуспевающим учащимся. Изучив специальную литературу, работу решила вести в двух направлениях: подобрать упражнения, игры на развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности и работать с учащимися вне уроков, а элементы этих упражнений включать в урок.
Родительские собрания тоже провожу с использованием ТИМ в начале года, когда планируем совместную работу родителей и детей на новый учебный год. Такие собрания проходят успешно, так как нет той пассивности, а есть заинтересованность и желание. Взаимодействие с семьей – одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:
обеспечение качественного образования учащихся;
формирование нравственности и культуры поведения учащихся;
формирование потребности в здоровом образе жизни.
При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений.
Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, ролевые игры, диспуты, социальные проекты, тематические выставки, трудовые десанты, устные журналы, классные часы о культуре поведения с использованием ТИМ и т.д.. Стремлюсь прививать учащимся любовь __________
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить _______________, стремиться познавать новое. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Учитель Ученик
- Наблюдает.
- Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
- Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
- Отвечает на вопросы учащихся. - Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
- Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.
- При необходимости консультируется с учителем (экспертом).
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».
Л. Н. Толстой