Проект «Управленческая поддержка профессионального роста учителя»


Проект «Управленческая поддержка профессионального роста учителя»

Краткое описание: разработка, апробация и внедрение модели управления профессиональным развитием педагогов общеобразовательной средней школы.
1.Обоснование проекта

Развитие эволюция, изменение, приводящее
к новому состоянию субъекта развития,
повышению его социальной ценности.
Брокгауз и Эфрон

Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к учителю, от которого, наряду с традиционными функциями обучения и воспитания, требуются профессиональные умения педагога-психолога, технолога, исследователя, способного программировать образовательную среду.
В существующих условиях меняются подходы к организации методической работы, для которой характерны кардинальные изменения. Иными стали принципы методического сопровождения профессиональной деятельности педагога. Это самоинициатива и самомотивация, диагностичность и инновационность. Меняется и позиция участников методической работы: это учитель - субъект, активно участвующий в разных формах повышения своего профессионального мастерства. На смену традиционным формам методической работы приходят новые, предполагающие высокую степень активности, личную заинтересованность педагога в повышении профессиональной компетентности.
Потребности организаций образования в развитии педагогического персонала складываются сегодня под воздействием следующих основных факторов:
профессиональные знания быстро устаревают, что приводит к снижению квалификации специалистов
происходят стремительные технологические изменения, которые требуют овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
образовательные учреждения ощущают постоянную конкуренцию, требующую повышения качества предоставления услуг, более эффективного использования ресурсов организации.
Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию.
В основе профессионального совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Изучение профессионального и личностного саморазвития требует анализа его источников, что выводит нас на внешние и внутренние факторы развития, систему мотивации. Мотивы образуют движущую силу человеческой активности, определяют характер деятельности, направляют поведение человека к реализации поставленных целей и задач. Как показывают исследования, успех профессионального обучения на 80% зависит от его подготовки (выбор формы обучения, тренера, создания мотивации у будущих участников к обучению) и только на 20% - от способностей самих обучающихся. Служба персонала или непосредственный руководитель должны уделить особенное внимание созданию соответствующего отношения к планируемому обучению: сотрудники должны иметь позитивную мотивацию. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно, если сотрудники относятся к нему или как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию».
В научной литературе исследуются различные аспекты профессиональной деятельности и, в том числе, проблемы саморазвития и профессионального роста педагога Но основное внимание в них уделено таким аспектам профессионального совершенствования и развития, как содержательный и организационно-педагогический.. Общие жизненные ценности и профессиональные установки изменяются с приобретением опыта педагогической деятельности.
Речь идет не просто о разработке и внедрении в образовательный процесс адекватных организационных форм, технологических ритмов и методов работы в системе повышения квалификации педагогов, а о создании алгоритмов профессиональной деятельности педагогов, которые позволили бы им становиться творческими, саморазвивающимися личностями, обладающими системными взглядами на педагогическую реальность.
Непрерывность образования педагога современной школы становится необходимым условием профессиональной самореализации учителя, продуктивной педагогической деятельности, формирования высокого уровня мастерства учителя. Все это, в свою очередь, является важнейшим условием индивидуального развития личности учителя. Роль системы повышения квалификации специалиста возрастает многократно, именно как фактора развития профессионализма учителя и его личностного развития. Профессиональная зрелость педагога зависит от умения эффективно использовать среду для личностно-профессионального роста. Его профессиональное развитие совершается наиболее интенсивно, когда он включается в процесс профессионального общения, что позволяет формировать новую личностно-профессиональную позицию. Одним из показателей результативности формирования среды профессионального общения может стать фактор мотивации и активизации профессионального развития и творческой активности педагога.
Однако в процессе формирования среды профессионального общения в интеграционном пространстве были выявлены следующие актуальные проблемы деятельности педагогов:
неподготовленность педагогов к наблюдению за своей профессиональной деятельностью;
процессы развития педагогической практики не воспринимаются педагогами как следствие инновационной деятельности;
педагоги не осознают, что именно необходимо фиксировать как результат опытно-поисковой деятельности и представлять в системе профессионального общения.
Данное положение в образовании является следствием развертывания ряда противоречий:
между высокой потребностью средних профессиональных образовательных учреждений в педагоге, способном к творческому поиску, обновлению содержания образования, освоению и использованию современных педагогических технологий, разработке и реализации индивидуальных образовательных практик обучения и воспитания, и традиционной системой управления персоналом, не обеспечивающей педагогическую поддержку педагога-исследователя;
между возрастанием потребности педагога в самореализации и недостаточной разработанностью механизмов управленческой деятельности, основанной на взаимодействии субъектов образовательного процесса;
между очевидностью развития исследовательской деятельности педагога как условия эффективности решения проблем подготовки будущего специалиста и недостаточной разработанностью на практике системы управления этим процессом;
между возрастающими требованиями к деятельности заместителя директора по научно-методической работе по развитию исследовательской деятельности педагогов и отсутствием разработанной технологии управления данным процессом.
Указанные противоречия подчеркивают значимость проблемы исследования, связанной с необходимостью выявления содержания и разработки технологии проблемно-ориентированного управления развитием профессионального развития педагогов общеобразовательной средней школы.

Проблемы, решению которых способствует данный проект:
инертность педагога к инновационным процессам современной системы образования;
недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в режиме реализации современных образовательных программ;
отсутствие системности подготовки педагогических кадров к аттестации;
низкая потребность учителя в повышении своего профессионального мастерства;
отсутствие у учителей стремления к самообразовательной деятельности;
низкая мотивация педагога к проектированию траектории своего профессионального развития;
невозможность обеспечения повышения качества образования вследствие недостаточной профессиональной компетентности педагогов.
Актуальность данного проекта состоит в том, что он показывает пути научно-методического сопровождения педагога в его профессиональном развитии с учетом инновационных подходов к организации методической работы в школе.
2. Цели и задачи проекта
Цель проекта: разработка, апробация и внедрение модели управления профессиональным развитием педагогов общеобразовательной средней школы.
Объект исследования: управление педагогическим персоналом в школе.
Предмет исследования: управление профессиональным развитием педагога в школе на уровне заместителя директора по научно-методической работе.
Задачи: 1. Разработать и согласовать в коллективе критерии для анализа и оценки профессиональной деятельности учителя. 2. Наладить сбор и систематизацию материала о наиболее типичных профессиональных затруднениях учителей школы.
3. В системе работы МО ежегодно предусматривать коррекционные мероприятия по преодолению профессиональных затруднений учителей.
4. Разработать и реализовать обучающие программы по освоению актуальных профессиональных компетенций (ИКТ, ПИТ и др.)
5. Включить наиболее квалифицированных педагогов в разработку и реализацию инновационных проектов – по ключевым проблемам школы.
6. Управленческая поддержка планов самообразования учителей.
Гипотеза: Управление профессиональным развитием педагога будет эффективным, если реализовать программу, предусматривающую создание следующих условий:
руководителем школы инициируется процесс поиска личностных смыслов в профессиональной деятельности педагогов;
осуществляется опора на внешнюю и внутреннюю мотивацию;
реализуется технология согласования целей участников образовательного процесса;
у педагогов формируются механизмы самоуправления собственной педагогической деятельностью;
осуществляется включение педагогов в инновационную деятельность, способствующую саморазвитию педагога.
Создание данных условий обеспечит положительную динамику профессионального роста педагога и будет способствовать его самореализации в профессиональной сфере.

Практическое значение проекта заключается в новых подходах к организации научно-методического сопровождения учителя в повышении его профессионального мастерства:
развитие самомотивации педагога к деятельности по своему профессиональному росту;
формирование потребности учителя в создании индивидуального образовательного маршрута карьерного роста;
обеспечение качественных изменений в состоянии и результатах образовательного процесса, обусловленных реализуемой потребностью педагога в повышении своей профессиональной компетентности.

3.Основные ожидаемые результаты проекта

Реализация программы профессионального развития педагогического персонала образовательного учреждения – это создание условий для устойчивого развития ОУ в условиях модернизации образования. Она обеспечит:

создание системы непрерывного повышения квалификации работников через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества;
развитие банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования с использованием всех современных видов носителей информации;
оказание практической помощи педагогическим работникам в подборе актуального содержания образования и методов его реализации и овладении ими;
создание творческой атмосферы в школе, культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств;
приведение квалификации кадрового потенциала педагогов к современному уровню требований (конкурентоспособность);
создание экспериментальных лабораторий, авторских мастерских, а также других инновационных форм объединений педагогов по отдельным направлениям учебно-воспитательной и научно-методической работы, руководство, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового интеллектуального продукта в области содержания образования и методов его реализации;
осуществление издательской деятельности на основе использования интеллектуального продукта педагогических работников;
совершенствование мониторинга организации и содержания учебно-воспитательного процесса и разработка рекомендаций по его совершенствованию
Это, в свою очередь обеспечит:
профессиональный рост учителя;
профессиональную и личностную самореализацию педагога;
удовлетворенность учителя профессиональной деятельностью;
мотивационную готовность и практическую ориентированность учителя на инновационные процессы и использование современных образовательных технологий;
проектирование педагогом индивидуального образовательного маршрута профессионально-личностного развития;
повышение качества состояния и результатов образовательного процесса.

Дополнительными возможностями реализованного проекта будет:
успешное прохождение педагогами аттестации;
повышение рейтинга образовательного учреждения.


4. Критерии оценки эффективности проекта

Показатели
критерии

Деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов.
Показатели: дифференцированный подход к учителям, умение вовлекать их в работу по профессиональному самосовершенствованию, организация активных и увлекательных форм такой работы.
Функционирует дифференцированная система психологической и методической поддержки учителей, работающих над развитием своего творческого потенциала


Оценивание руководителями школы результатов своей деятельности и своевременное исправление допущенных просчетов
Показатели: умение увидеть свою работу «со стороны», терпимость критике, демократический стиль, конструктивная реакция на ошибки
Открытое, коллегиальное, критическое обсуждение управленческих решений и исправление их нежелательных последствий, делегирование полномочий.
Администрация умело использует педагогические советы и управленческие совещания для решения текущих проблем, но не может привлечь коллектив для выработки стратегической линии развития коллектива.

Профессиональная компетентность учителей.
Показатели:
владение учебным предметом и современными методами преподавания;
умение рефлексировать свою деятельности, причины успехов и неудач;
стабильность в достижении результатов, независимо от состава учеников и других факторов;
вовлечение учащихся в учение, организация самостоятельного исследовательского поиска в процессе «добывания» знания, связь обучения с личностным опытом детей, воздействие на эмоционально-нравственную сферу учащихся, побуждение их к самовоспитанию.
Большинство учителей в совершенстве владеют преподаваемыми предметами, имеют проверенную на собственном опыте систему преподавания учебного предмета; вовлекают учащихся в учебу, постоянно отслеживают реальное продвижение, успехи и неудачи учащихся; вносят коррективы в работу.
В школе преобладают учителя, достигающие высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, умеющие связывать преподаваемый предмет с развитием личности ребенка, имеющие, однако, некоторые затруднения в организации самостоятельной учебной и внеклассной деятельности учащихся.

Сотрудничество учителей школы, ориентация на совместные достижения.
Показатели: отношение учителей к сотрудничеству, к успехам и неудачам коллег; традиции обсуждения уроков, школьных дел и обмена опытом; ориентация на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами учителей.

Большинство учителей испытывают удовлетворение при взаимодействии с коллегами, содействуют успеху друг друга, в школе утвердились организационные формы обмена достижениями, коллектив представляет собой слаженную команду.
Учителя тяготеют к сотрудничеству, испытывают дефицит общения, в школе имеются, но недостаточно развиты формы совместной педагогической деятельности и обмена опытом.


Поддержка инициатив и новаторства учителей .
Показатели: стремление разобраться в предложениях и инициативах коллег, поддержка и терпимость к неудачам друг друга, желание применить лучшие находки в собственной практике.

Интерес к новаторским предложениям, практическая и психологическая поддержка учителей, выступающих с продуктивными идеями и технологиями.
Прагматический подход к инновациям, ожидание от них быстрого результата, сдержанная позиция в отношении самостоятельного применения новшеств.




5. Модель проектируемой системы
Данная модель отражает, прежде всего, востребованность активной управленческой деятельности по созданию профессионально развивающей среды.
Модель сопровождения профессионального роста педагогов рассматривается как целостная структура, по отношению к которой выделяются функции внутри системы работы учреждения образования. На основе анализа современных подходов к организации деятельности структурных подразделений учреждений ПК разработана модель системы деятельности, в которой отражены компоненты деятельности, направления, специфика, этапы и ведущие содержательные аспекты работы в едином образовательном, информационном пространстве с учетом их взаимосвязи и обусловленности.
Становление педагога-исследователя, развитие его стремления к постоянному обновлению различных сторон образовательной практики, способности к самореализации, самосовершенствованию, формирование умений проектировать учебное взаимодействие, моделировать собственную педагогическую систему в полной мере возможно в условиях проблемно-ориентированного управления.

Система управления профессиональным развитием педагогических кадров предполагает создание следующих условий:

сбор и анализ информации об эффективности работы педагогических кадров, их фактической профессиональной компетенции; изучение потребностей профессионального развития педагогов;
разработка педагогами индивидуальных планов саморазвития на основе обнаруженных профессиональных затруднений и «узких мест» в профессиональной практике;
планирование работы МО с учетом выявленных профессиональных затруднений педагогов, то есть план работы должен содержать мероприятия коррекционного характера;
разработка и реализация обучающих программ в системе школьных МО;
своевременное направление на курсы ПК;
обеспечение высокого уровня мотивации к профессиональному развитию;
включение педагогов в деятельность по разработке реализации инновационных проектов, решению новых созидательных творческих задач, предусматривающих более глубокое освоение базовых видов инновационной педагогической деятельности;
организация индивидуальной и коллективной рефлексии, позволяющей осмысливать как свою собственную деятельность, так и работу всей школы;
создание эффективного информационного обеспечения профессионального саморазвития педагогов.

Оценка эффективности
педагогической деятельности учителя
Позитивные изменения в деятельности учителей оцениваются по следующим показателям и критериям:
Изменения в мотивах и потребностях педагогов: увеличение доли педагогов с устойчивой мотивацией на преобразование и постоянное совершенствование педагогической деятельности, ищущих в работе самовыражения, самоутверждения, сопричастности общим целям и задачам.
Повышение активности педагогов в подготовке и принятии управленческих решений (разработка программы развития школы, целевых программ работы МО, индивидуальной работы, подготовки педсоветов и т.д.)
Увеличение числа педагогов-экспериментаторов, педагогов –инноваторов (разработчиков и использователей новшеств).
Развитие нововведений в школе от единичных к комплексным.
Повышение уровня информационной культуры, владение компьютерными технологиями.
Удовлетворенность степенью самореализации и взаимоотношениями в коллективе.

Индивидуальные планы саморазвития
Процесс профессионально-личностного становления педагога невозможен без постоянной самообразовательной деятельности.. Несмотря на то, что в интересах работы ОУ и в целях повышения эффективности она может протекать не только в индивидуальных, но и в групповых формах, она тем не менее сохраняет следующие признаки:
поиск и присвоение социального опыта в соответствии с личными образовательными целями;
способ удовлетворения образовательных потребностей;
возможность непрерывного роста образованности;
индивидуальный характер (по целям, содержанию, деятельности и ожидаемым результатам)4
развитие и самосовершенствование деятельностных способностей; направленность на развитие готовности к самореализации.
Для самообразовательной деятельности как технологического процесса, ориентированного на получение конкретного продукта, характерен определенный алгоритм, включающий следующие шаги:
наличие противоречия между имеющимся уровнем научно-теоретических знаний и практических умений, которыми владеет учитель, и желаемым;
выявление затруднений, постановка проблемы, вычленение задач;
составление плана самообразовательной работы;
осуществление деятельности в соответствии с планом;
отслеживание процесса и результатов самообразовательной работы, ее корректирование;
обобщение педагогического опыта, характеризующегося положительными результатами вследствие повышения профессионального мастерства учителя;
использование имеющегося опыта, его распространение.
Цикличность самообразовательной работы обусловливает необходимость создания программы самообразования, которая является частью индивидуального образовательного маршрута, выстраиваемого педагогом на перспективу и включающего тактические и стратегические задачи карьерного роста (Приложение 1 «Оформление темы самообразования и примерная структура опыта работы»).

Планирование работы МО
На основе концептуальных идей проекта планируется методическая работа в школе. Она включает в себя предполагаемые услуги по организации курсов, экспериментальной площадки, конкурсов, конференций, аттестации, мероприятий в рамках школы (открытые уроки, методические недели, предметные недели, олимпиады, педсоветы и др.) и организацию большой самообразовательной деятельности самого педагога.
На основании составленного плана методической работы учитель может спроектировать свой индивидуальный образовательный маршрут: определить где он будет обобщать свой опыт, какие открытые уроки и на каком уровне даст, в каких конкурсах и конференциях он выступит, как он сможет самореализоваться в успехах своих учеников и т.д. Реализуя свой проект образовательного, профессионального маршрута учитель создает портфолио своих профессиональных достижений. Все это дает ему возможность повысить профессиональную компетентность, продвинуться в профессиональном карьерном росте, а, в конечном счете, повысить качество подготовки учащихся и создать определенный имидж школе.
Залогом успешной методической работы является контакт администрации с учителями, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, стремлениях, профессиональных трудностях.
Становление новой модели сопровождения профессионального роста педагогов обеспечивается созданием следующих организационно-педагогических условий:
1. Наличие развитой структуры организации деятельности Центра ПК по повышению квалификации учителей различных категорий и уровня квалификации.
2. Отработанные модели различных форм повышения квалификации: методический практикумы, работа в творческой группе или мастерской педагога, мастер-класс, стажировка, проблемный курс, спецкурс, базовый курс, участие в создании учебно-методического комплекса повышения квалификации, издательская деятельность, участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях и проч.
3. Отработанная модель повышения квалификации - работа в малых группах (в связи со спецификой содержания деятельности).
4.Разработанные системы контрольно-диагностической и мониторинговой деятельности.

Обучение в системе МО
Важной составляющей непрерывного профессионального образования является внутришкольная учеба как особая форма повышения квалификации учителя, позволяющая эффективно учитывать закономерности профессионального развития, окружающей профессиональной среды. Но развитие представляет собой в потенциале значительно более широкий и богатый процесс, нежели простое посещение учебных курсов.
Нельзя позволить себе не развивать людей, которыми управляешь. Для того, чтобы они как можно больше отдавались работе, им необходимо чувствовать, что:
они получают личное удовлетворение от работы;
они делают ценный вклад в работу своей организации;
находят свою работу увлекательной;
их вклад находит признание;
они реально контролируют те направления своей работы, за которые отвечают;
работа помогает им развиваться и способствует росту их опыта, способностей и мастерства.
Процесс развития включает в себя принятие решения о том, какие способности, навыки и ли знания требуют развития, и с чего надо начинать, чтобы этого добиться. Следовательно, начинать надо с определения уровня компетентности исполнителей. Для такой работы существуют специально разработанные программы анализа потребностей обучения. Соотнести уровень компетентности для каждого к трем категориям и рассмотреть для каждой категории рассмотреть возможные действия:
Еще не компетентен:
Определите слабые места.
Организуйте учебу и развитие для достижения необходимого уровня компетентности.
Полностью компетентен:
Организуйте учебу и развитие для достижения следующего уровня компетентности
Более чем компетентен:
Расширьте возможные сферы ответственности и решаемых сложных задач.
Продвигайте по службе, перераспределяйте обязанности, пересматривайте обязанности.
Делегирование - один из наиболее быстрых и непосредственных способов стать на путь развития. Он позволяет людям на практике испытать свои идеи и повысить уровень понимания и уверенности. Делегирование – это осознанный выбор по передаче кому-либо полномочий на выполнение работы. Делегирование – это риск, но имеет массу положительных сторон. Вовлекая и мотивируя людей, оно тем самым вырабатывает у них ответственность. Оно усиливает у людей удовлетворение от выполняемой работы и развивает их, повышая уровень их авторитетности и мастерства. Нельзя делегировать задания, которые не соответствуют навыкам и опыту данного лица; вопросы, связанные со стратегией и политикой образовательного учреждения; задания, частью которых является наведение порядка и дисциплины среди сотрудников одного уровня.
Тренинг – запланированное обучение, которое помогает лучше что-то делать, чем что-то знать. Тренинг делает людей более подготовленными к смене направлений, принятию на себя новых обязанностей и реагированию на непредвиденные обстоятельства. Он поможет людям поддерживать выполнение работы на уровне стандартов, а также находить новые пути вносить свой вклад в общее дело. Необходимо проводить оценку тренинга. Тренинг-это создание определенного уровня компетентности, а развитие компетентности в работе есть тренировки, которые проходят как правило, в индивидуальном порядке, на рабочем месте, и процесс этот идет непрерывно.
Консультация – беседа, целью которой является помощь в разрешении проблемной ситуации. Роль консультанта заключается в том, чтобы помочь консультируемым сделать шаг назад и увидеть проблему по-новому, с тем, чтобы они смогли найти новый путь движения вперед.
Особое внимание необходимо уделять таким формам и методам обучения, которые позволяют включаться в самостоятельный поиск. Новейшие информационно-технологические средства, мультимедийные среды представляют практически неограниченные возможности для совместной деятельности педагогов.
Технологии управления знаниями должны использоваться для увеличения эффективности деятельности организации, устраняя двойную работу. Например, педагог работает над каким-либо проектом, но не знает, что в этой же организации есть педагоги, которые работают над таким же или подобным ему вопросом. Или подобный проект выполнялся, и задача уже получила решение. Очень важно использовать системы накопленного опыта, чтобы им могли воспользоваться другие. Такого рода экспертные системы могут стимулировать сотрудничество и взаимодействие отдельных педагогов и фиксировать результаты совместной работы. Для создания простейшей базы знаний достаточно создать электронную картотеку, которая отражает информацию по деятельности педагогов организации, представления и использования имеющихся знаний в форме, которая должна быть доступна каждому сотруднику (К. Черников называет ее справочник «Кто что знает и умеет»).
Следующим этапом может быть создание «карты знаний» или «дерева знаний», то есть электронного справочника всех баз данных организации образования с указанием содержащейся в них информации.
Естественно, простой доступ к накопленным сведениям недостаточен. Важно, чтобы педагоги были способны анализировать и усваивать эти знания так, как это необходимо для дальнейшего совершенствования и развития.
Обучение – существенная часть работы по повышению компетентности педагогов. Однако, известно, что большую часть информации получают от своих же коллег. При этом передается опыт, связанный с профессиональной деятельностью. Это - так называемая «неформальная сеть коммуникаций». Разумно использовать решения, накопленные в этой сети, для коллективной работы, гибко и систематически распространяя этот опыт между сотрудниками.
Основополагающая идея внутришкольного обучения - это использование резервов и возможностей, таящихся в процессе и результатах рефлексивно- аналитической и творческой деятельности педагога, созидающей инновационной деятельности педагогического коллектива.
Исходя из поставленных цели и задач, предполагается применять следующие методы организации повышения квалификации педагогических работников: анализ конкретных ситуаций, тематическая дискуссия, открытое обсуждение, профессиональные игры, обучение через научно-исследовательскую работу, профессиональная консультация, авторская творческая мастерская, краткосрочные проблемно-тематические курсы, методологический семинар, подготовка методической продукции, подготовка научно-методического доклада или сообщения.

Компоненты мотивации педагогов к профессиональному саморазвитию
Особую актуальность сегодня приобретает механизм стимулирования учителя. Смысл стимулирования - в необходимости побудить у участников педагогического процесса потребность в непрерывном поиске лучшего, поддержать и распространить все ценное в работе учителя.
Система общих для всего педколлектива ОО ценностных ориентаций и норм, в том числе ценности непрерывного профессионального роста:
Образ образовательного учреждения в глазах персонала и внешнего мира
Участие работников в управлении ОО и развитии сотрудничества
Организация и оснащение рабочего места
Мероприятия по повышению квалификации с учетом потребностей, желаний и способностей работников.

Мотивация профессионального развития педагога выглядит следующим образом:
Объект развития
Мотивационная структура личности педагога, которая обусловливает его профессиональное развитие – 1 этап;


профессиональная компетентность - 2 этап.

Фундаментальное
условие
Переход на более высокий уровень профессионального
развития.

Движущая сила
Собственная деятельность по разрешению собственной проблемы.

Психологический
механизм
преобразование внешней мотивации во внутреннюю, создание ощущения внутренней необходимости действия.

Результат
Осознание педагогами необходимости самосовершенствования,
саморазвития, самореализации.


На 1 этапе цель проводимой работы с педагогами состоит в повышении педагогического мастерства как результата личностного роста в своей профессии посредством формирования мотивационной структуры личности педагога. Оно заключается в преобразовании ? когнитивного и аффективного элементов мотива, что способствует развитию профессионального сознания педагога. На 2 этапе целью проводимой работы с педагогами является развитие профессиональной компетентности, которое основывается на понимании других и себя через других, развитие рефлексивной культуры. Результатами реализации модели профессионального развития педагогов будет:
повышение интереса к творчеству и новизне, желание самосовершенствоваться и саморазвиваться;
мотивация к инновационной деятельности (в разной степени, так как она зависит и от стремления к самоактуализации, и от уровня развития самосознания);
личностные смыслы у большинства педагогов, у которых имеется удовлетворение от профессиональной деятельностью.

Вовлечение педагогов в инновационный поиск
Инновации необходимы для развития организации. Современные образовательные учреждения должны рассматривать нововведения как центральный элемент стратегии, потому что от этого зависит их лидирующая позиция, конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Школа всегда нуждается в появлении новых идей. Координация совместной умственной деятельности педагогов приведет к генерации новых идей.
Важным элементом этого процесса является «brain storming», применение которого дает хорошие результаты. Индивидуальная компетентность увеличивается, если поделиться ею с коллегами во время мозгового штурма. Результат индивидуального или группового обучения может быть выявлен и оформлен для повторного использования по всей организации. Ресурсы знаний, соединенные с профессиональными индивидуальными и коллективными навыками, помогут организации быстрее реагировать на изменяющиеся условия, рыночную ситуацию.
Педагогическими условиями, обеспечивающими развитие инновационного потенциала в процессе непрерывного профессионального образования, являются:
инициирование процесса ценностного осмысления педагогами собственного профессионального опыта;
включение педагогов в целенаправленный практико-ориентированный поиск на основе исследования, моделирования, анализа и коррекции реальной инновационной деятельности школы;
научно-методическое сопровождение развития инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования.
Ведущим компонентом развития профессиональной компетенции является сама личность учителя, ее индивидуальные особенности, личные качества, отношения к инновациям, а задачей руководителей ОО является обучение педагога способам саморазвития профессионализма: самоанализу, саморефлексии, самопроектированию.

Информационное обеспечение профессионального развития
Эффективные решения по управлению знаниями предоставляют доступ к информации через интерсети (сети, которые используются только внутри организации и предназначены исключительно для внутренних пользователей). Они позволят систематически накапливать знания и структурировать их так, чтобы педагоги могли получать нужные данные в нужный момент и не отвлекались на несвоевременную информацию или устаревшие данные.
Включает в себя: учебно-методическое сопровождение: библиотечный фонд, обучающие программы, видео- и аудиоряд, электронные банки данных, библиографии, каталоги и перечень нормативно-правового обеспечения учебно-воспитательного процесса, материалы передового педагогического опыта, курсовые работы слушателей, опорные схемы лекций, раздаточный материал и т. п.
6. Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно-правовое
1.Программа развития ОУ на 2007-2012 годы
2. Проект «Управленческая поддержка профессионального развития педагогов»
3. Положение об индивидуальном образовательном маршруте учителя
4. Стандарт профессионала, разработанный в рамках проекта

2.Кадровое
1.Повышение квалификации управляющих кадров ОУ с целью обеспечения качественного внедрения инновационного проекта.
2.Прохождение педагогами курсовой подготовки для обеспечения их подготовленности к реализации проекта.

3.Мотивационное
1.Материальное стимулирование педагогов через систему надбавок и доплат.
2. Награждение учителей грамотами и наградами за высокое качество обучение и воспитание, обусловленное работой в режиме инноваций.
3.Публикации в СМИ о достижениях педагогов.
4.Выдвижение учителей на участие в конкурсах

4.Материально-техническое
1.Обеспеченность научно-методической литературой.
2.Наличие компьютерных классов.
3.Приобретение новых учебно-методических комплексов.
4. Оснащенность специальными кабинетами.


Пользователи результатов проекта

Круг пользователей – педагоги, руководители образовательных учреждений
8. План проектных работ

Задачи
Содержание работы
(действия)
Ожидаемые результаты
Сроки начала
и окончания
и окончания
Исполнители

1.Разработать и согласовать в коллективе критерии для анализа и оценки профессиональной деятельности учителя.
1.1.Проведение проектировочных семинаров по разработке параметров и критериев мониторинга профессионального развития педагога;
Наличие согласованных в коллективе требований к профессиональной деятельности учителя.
Январь-февраль 2008г.



Творческая группа






1.2.Выделить и описать ключевые профессиональные компетентности педагогов (стандарт профессионала).
Стандарт профессионала


Март 2008г.




Творческая группа



1.3.Проведение педагогического совета по согласованию критериев мониторинга для анализа и оценки профессиональной деятельности учителя.
Информирование педагогов школы о
критериях и показателях эффективной педагогической деятельности
Март 2008г.





Директор







1.4.Тиражирование материалов по выработанным критериям
Информирование педагогов школы о
критериях и показателях .
Апрель 2008г
Администрация
школы

2. Наладить сбор и систематизацию материала о наиболее типичных профессиональных затруднениях учителей школы.

2.1.Определение трудностей педагогов посредством проведения диагностики, самодиагностики, обратной связи (письменной или словесной):
анкетирование «Изучение трудностей в работе учителя», «Готовность к педагогическому творчеству»
тестирование «Мотивационная направленность педагога
посещение уроков
индивидуальные беседы, консультации

2.2. Создание карты мониторинга уровня развития профессиональной компетенции каждого педагога.
2.3.Создание электронного справочника «Кто что знает и умеет»
2.4.Создание «карты знаний» или «дерева знаний», то есть электронного справочника всех баз данных организации образования с указанием содержащейся в них информации.
Наличие обобщенной информации о «западающих зонах», профессиональных затруднениях

Самооценка педагогической деятельности,
выявление ведущих мотивов деятельности,
оценка степени включенности учителя в профессию.
Психолого-педагогический анализ уроков, получение обратной связи о себе как профессионале и личности.
Наличие полных и достоверных данных об уровне сформированности каждой составляющей педагогического мастерства учителя;

Доступность банков информации о накопленном педагогическом опыте и достижениях педагогической науки.
Систематически



















Февраль 2008г.




Март 2008г


Июнь 2008 г.
Информационно-аналитическая группа



Зам. директора по УВР, психолог







Дирекция, руководители МО



Информационно-аналитическая группа, зам. директора по УВР, педагоги школы



Зам. директора, руководители МО

3.В системе работы МО ежегодно предусматривать коррекционные мероприятия по преодолению профессиональных затруднений учителей.

3.1.Выработать механизм сопровождения профессионального развития педагогов (модели сопровождения);
Повышение педагогической компетентности учителей

Февраль-март2008г
Творческая группа


3.2.Создание и реализация педагогами индивидуальных образовательных маршрутов.

3.3. Организация обучения педагогов:
Деловые игры по нахождению и овладению способами педагогического общения, дискуссии.
Тренинги «Самоанализ педагогической деятельности»
Индивидуальное консультирование, которое способствовало преодолению трудностей, внутренних преград.

Повышение мотивации, вариативности работы педагогов



Коррекция профессиональных затруднений педагогов, программа обучающего семинара.






июнь 2008 г.






По графику
Педагоги школы






Зам. директора по УВР, творческие группы учителей



4.Разработать и реализовать обучающие программы по освоению актуальных педагогических технологий (ИКТ, ПИТ и др.)

4.1.Создание банка эффективных технологий.


Обмен опытом



2008 г.



Информационно-аналитическая группа



4.2.Формирование
творческих групп учителей по разработке обучающих программ по освоению педагогических технологий
Обучающие программы



Февраль 2008 г.




Директор школы






4.3. Организация обучения педагогов актуальным профессиональным компетенциям

Повышение уровня педагогических компетенций

По графику



Зам. директора по УВР




4.3. Адаптация и внедрение в УВП известных педагогических новшеств (технологий, методов, методик, приемов)

Ежегодная регистрация инноваций



Педагоги школы, информационно-аналитическая группа.


4.4. Коррекция обнаруженных затруднений и проблем
Совершенствование работы учителя
постоянно
Творческая группа

5.Включить наиболее квалифицированных педагогов в разработку и реализацию инновационных проектов – по ключевым проблемам школы.

5.1.Формирование творческих групп и организация их деятельности.


5.2. Разработка ВТГ программ опытно-экспериментальной работы

5.2.Поиск и экспериментальная проверка новых педагогических идей

5.3.Организация площадок «демонстрации» продуктивности проектов учителя в виде методических конкурсов, творческих смотров, фестивалей, совместных выставок учителей и учащихся, презентаций и др.

Развитие межличностных отношений членов педагогического коллектива
Разработка программ опытно-экспериментальной работы.
Апробация программ ОЭР


Повышение и совершенствование педагогического мастерства.
Январь-февраль 2008 г.



Февраль – май 2008 г.


2008-2009г.г.



2008-2009 г.г.
Дирекция




Творческие группы


Творческие группы


Педагоги школы

6.Управленческая поддержка планов самообразования учителей.


6.1.Разработка модели программы самообразования учителя
6.2.Составление планов саморазвития учителей.
6.3.Отслеживание процесса и результатов самообразовательной работы, ее корректирование;
6.4. Создание карты педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности

Программно-целевое планирование работы
Учителя





Январь 2008 г.
Руководители МО






9. Список использованной литературы


1. Психология и педагогика. Учебное пособие/под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во «Совершенство»,1998.

2. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.М.1997.

3. Садыков Т.С., Абылкасымова А.Е. Методология 12-летнего образования. Алматы, «Fылым»,2003.

4. А.Баркер. Как еще лучше управлять людьми. М.2002.

5. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М: Центр «Педагогический поиск», 2000.

6. Драчева Е.Л., Селезнев П.С. Эффективная информация и управление знаниями внутри организации // Менеджмент в России и за рубежом №6 2004.

7. Черников К. Что такое «управление знаниями»?// Носорог. №12. 1999.

8.Сарайкина М.Н. Технология использования рефлексивного подхода в работе с педкадрами.// Завуч. Управление современной школой.№1. 2007.
Приложение 1

Модель программы самообразования учителя
(примерная структура опыта работы)

I Информационный раздел
1.Тема опыта (наименование опыта).
Должно соответствовать следующим требованиям:
отражение в формулировке связи «результат - средство» (или «средство-результат», «средство-процесс»);
конкретность формулировки;
корректное использование педагогических и психологических терминов;
отсутствие «глобализма».
2.Условия возникновения, становления опыта.
3.Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества УВП:
В какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой.
Какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, решаются на данном опыте.
4.Ведущая педагогическая идея опыта - центральная основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм ее применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Некоторые идеи педагогов – новаторов: идея опережения, идея сотрудничества на основе взаимного доверия и уважения, идея укрупненного «крупноблочного» изучения материала и др.
5. Теоретическая база.
Здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

II Технология опыта – система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, методы, приемы обучения, воспитания.
Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.
Представление конечного результата.
Организация УВП. Способ включения учащихся в учебную деятельность, его анализ
Содержание образования. Обоснование причин изменений в содержании образования. Описание приемов изменения содержания образования. Соответствие содержания поставленным целям и задачам.
Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.

III Результативность
В этом разделе необходимо показать связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности учителя и учащихся. Результат лучше оформить в виде сравнительных диаграмм и таблиц.

Приложение 2
СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛА


Характеристики профессионала
критерии оценки
индикаторы

1.
Строит собственную педагогическую деятельность на основе профессиональных ценностей, понимания социокультурного смысла профессии.
осознает миссию и предназначение профессии;
формулирует предназначение профессии в соответствии с социальными ориентирами;
ставит цели своей деятельности в соответствии с этим предназначением;
стиль поведения и способы действий педагога соответствуют профессиональным ценностям и нормам.


2.
Владеет педагогическими способами действия, управляет собственной профессиональной деятельностью.
владеет способами проектирования образовательного пространства и сопровождения развития ребенка;
строит новую образовательную практику;
способен проектировать, исследовать, программировать собственную деятельность.
является субъектом своего профессионального образования.

прослеживается соответствие целей, способов и результатов деятельности;
появляются образовательные эффекты: ценностные установки, компетентности;
преобразует предметное содержание как событийное и ситуативное;
включает детей в деятельность по целеполаганию, в выработку смыслов и норм, планирование и осуществление действий, рефлексию;
определяет свои профессиональные дефициты, связывая их с отсутствием тех или иных собственных способностей, ставит образовательные задачи и программирует собственные действия для решения этих задач.

3.
Предъявляет собственную профессиональную позицию.
способен строить инновационную практику и позиционировать в социуме как педагог.

концепция собственной деятельности;
имеет авторские программы, разработки, собственные проекты;
участвует в конкурсах, проводит мастер-классы;
дети проявляют себя как субъекты деятельности, в которую включены, способны контролировать, оценивать и предъявлять результаты своих действий, у них формируется положительная Я-концепция.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




Заголовок 115