Тезисы на тему: Приобщение младших школьников к истории родного края через краеведческие вечера


Приобщение младших школьников к истории родного края через краеведческие вечера
Фоминцева Татьяна
студентка 4 б группы,
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее ФГОС НОО) серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей, обучающихся на ступени начального образования. ФГОС НОО определяют портрет выпускника начальной школы, а это значит, что обучающийся должен любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества. Данные показатели говорят о том, чтобы воспитать у детей любовь к Родине, родному краю можно приобщить младших школьников к истории родного края [ REF _Ref447005321 \r \h 5].
Любовь к родному краю, знание его истории, основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Проблемами в области краеведения и приобщением младших школьников к истории родного края занимались А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова [ REF _Ref448512211 \r \h 1], а также Д.С.Лихачев [ REF _Ref448511667 \r \h 2].
Рассмотрим основное понятие приобщение. Понятие слова «приобщение» в толковом словаре дается как: это процесс действия по значению глагола: приобщать, приобщить. А в русском словаре синонимов данное понятие дается, что «приобщить», это прибавить, добавить, присоединить, присовокупить [ REF _Ref448511765 \r \h 4]. Говоря о процессе приобщения младших школьников к истории родного края, приняв основные ценности общества, сберегая и сохраняя их, человек как субъект культуры привносит в нее что-то свое — осваивает. Следовательно, приобщение ребенка к истории родного края - это освоение ее культурных ценностей на основе присвоения и усвоения [ REF _Ref448742756 \r \h 3].
Краеведческие вечера выступают средством приобщения младших школьников к истории родного края. Цель краеведческих вечеров – развитие интереса к предмету, своему краю. Содержание краеведческих вечеров может быть самым разным: встречи с интересными людьми (ветеранами войны и производства, долгожителями региона, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами СМИ, сотрудниками органов власти и правопорядка и др.); рассказ о работе школьного краеведческого объединения учащихся, музея образовательного учреждения; тематические беседы («Литературный край» и т.п.); проблемные вечера (обсуждение конкретных проблем края); семейные вечера (встреча с семьями); выставки; экскурсии; музыкальные вечера и др. [ REF _Ref448512211 \r \h 1].
Чтобы приобщить младших школьников к истории родного края, нужно систематически организовать работу краеведческих вечеров, что возможно при четком планировании этой деятельности. Поэтому мы предлагаем цикл краеведческих вечеров, направленных на приобщение младших школьников к истории родного края.
Цель краеведческих вечеров: приобщить младших школьников к истории родного края посредством включения детей в совместную деятельность с учителем по организации и проведению краеведческих вечеров. Содержание работы по приобщению младших школьников к истории родного края включает в себя 3 блока: «История семьи», «Моя любимая деревня», «Помним и гордимся».
Для того чтобы отследить процесс приобщения младших школьников к истории родного края подобраны методы и методики диагностики: тестирование («Что такое Родина», «Патриотизм. Как я его понимаю», «Рисунок семьи»). Краеведческие вечера способствуют приобщению младших школьников к истории родного края, ребёнок понимает, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя; а также повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Список литературы:
Даринский А.В. Краеведение // Пособие для учителя. URL: http://bookhome.forum2x2.ru/t668-topic (дата обращения: 24.12.15).Лихачев Д.С. Любить родной край // Отечество. Краеведческий альманах. URL: http://annales.info/other/ot1_pred.htm (дата обращения: 28.11.15).Сиберт О.А. Приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания // Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2012/04/05/priobshchenie-ml-shkolnikov-k-istokam-russkoy (дата обращения: 24.12.15).Толковый словарь Ожегова. URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения: 28.11.2015).Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2009.