Сказкатерапия, как средство духовно-нравственного воспитания детей с умственной отсталостью.


Название работы:
«Сказкотерапия, как средство духовно-нравственного воспитания
умственно отсталых детей»
Московская область
2017 год
Шибарова Евгения Сергеевна, учитель начальных классов, Муниципальное коррекционное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» городского округа Рошаль Московской области.
Проблемы общества, его идеалы, культура, мораль, традиции изменяются из века в век. Но суть нравственности и духовности остается неизменной. Идеализированный образ нравственного человека был описан в Библии еще много столетий назад, таким они и остается по сей день. Меняется лишь общество, которое не всегда чтит высокодуховные основы образа жизни приемлемыми, что ведет к деградации и разрушению личности. Эта проблема всегда была актуальной и важной для педагогики. Подтверждение этому многочисленные высказывания величайших педагогов, живших в разное время и в разных государствах.
Каждое новое время ставит иные цели и задачи перед педагогами. Воспитывая детей мы должны обращать их взор к доброму и милосердному, учить помогать и сострадать, а главное быть непоколебимым и четко осознавать разницу добра и зла. Это и является приоритетной задачей коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Данная категория детей, в связи с неразвитостью мышления, тяжело осознают нормы морали. Так как все их действия в основном направлены на удовлетворение физиологических потребностей, нежели чем социальных. Поэтому, главной задачей педагога является – подготовить детей к самостоятельному жизнеобеспечению в социуме, имея четкое понимание общепринятых норм поведения.
Дети, с которыми я работаю, имеют умеренную и тяжелую степени умственной отсталости. На этот учебный год, в сетку внеклассной работы с обучающимися, мною был разработан блок занятий по духовно-нравственному воспитанию «Человек хороший». Основой для занятий легли Библейские заповеди, которые мы изучаем посредством сказкотерапии. Так как сказка является эффективным методом психологической коррекции детей. А также помогает детям в решении жизненных задач, доходчиво передает опыт, стимулирует мышление и творческие способности. О преимуществах данной методики, я и хочу рассказать в своей работе.
«Сказкотерапия, как средство духовно-нравственного воспитания
умственно отсталых детей».
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Сказкотерапия- это метод воспитания и образования детей, посредством работы со сказками. Главное преимущество данной методики - доходчивость, так как сказка всегда обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Понимая все вышесказанное, я выбрала сказкотерапию, как ведущий метод нравственного воспитания моих учеников.
В моем классе 6 обучающихся, с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Воспитание и обучение для детей такой группы протекает тяжело. Причина этому: заторможенность, нарушение памяти, нарушение восприятия и обработки информации, нарушение речи, рассеяность внимания и так далее. Поэтому сказкотерапия наиболее подходящий метод для работы в классе: получая яркие впечатления от сказки ребята надолго запоминают ее суть; так же им нравится перевоплощаться в главных героев, а это прекрасно развивает речь и т.п. Наблюдая за детьми, я замечаю какое благотворное влияние оказывает на них сказкотерапия. Дети становятся внимательнее, вдумчивее, неодобрительно относятся к плохому поведению, даже классная атмосфера стала более «теплой» и «светлой».
Перед тем, как приступить к работе по духовно-нравственному воспитанию, в кабинете класса мы установили стенд «Человек хороший», как напоминание детям о моральных нормах и опору ко всем последующим занятиям. Дети не только могут пополнить стенд своими работами и мыслями, а так же обратиться к нему в сложной жизненной ситуации.
Внеклассные занятия данного блока сопровождаются прочтение нравоучительной сказки, беседой, инсценировкой, творческой работой и оформлением стенда. В перечень таких занятий входят:
«Не обидь друга своего» занятие направленно на выработку доброжелательного отношения к людям, любви и состраданию. В основу занятия легла сказка Анны Бердниковой «Сказка про Обижалку». Коллективно прочитав произведение, мы обсудили поведение главного героя, указали на его ошибка, попробовали говорить хорошие и плохие слова друг другу (чтобы оценить влияние значения этих слов на нас, что нас радовало, а что огорчало), оформили выставку рисунков «Как выглядит Обижалка».
«Почитай отца твоего и мать твою…» такое занятие дает четкое понимание роли родителей и старших в жизни человека. Цель занятия: осознание важности уважительного и чуткого отношения к старшим. В ходе занятия мы прочли сказку «Главное-уважение!» (автор: Ирис Ревю), порассуждали о поступках главного героя(обратившись к стенду, мы указали на нем важность родителей в нашей жизни), изготовили героев для пальчикового театра и театрализовали сказку.
«Не воруй…» Цель: воспитать в детей негативное отношение к воровству. На данном занятии мы провели беседу о воровстве, коллективно придумали и инсценировали сказку «Танин мячик».
«Не лги…» Цель занятия: воспитать негативное отношение ко лжи и обманам. На занятие мы познакомились со сказкой «Сказка про обман, Асю и рисование» (автор: Ирис Ревю), поговорили о вранье, провели выставку рисунков «Ложь-это плохо».
В блок занятий по духовно-нравственному воспитанию входят и такие занятия, как «Не завидуй…»(такое занятие помогает раскрыть понятие «зависть», воспитывать у детей умение радоваться успехам окружающих людей), «Не создай себе кумира…»(цель данного занятия: научить ребят отличать истинные ценности от ложных, повысить самооценку учащихся), «Помогай другому»(цель: раскрывать значение понятий «взаимная поддержка», «взаимопомощь», «бескорыстие»; развивать умение оказывать посильную бескорыстную помощь людям; воспитывать чувство сопереживания, чуткого и доброжелательного отношения к людям) и т.д.
Перед педагогами коррекционных школ стоит важная задача при воспитании умственно отсталых детей – сформировать в ребенке единство слова и поведения, создать условия для перехода нравственного навыка в привычку, помочь становлению его силы воли. Достичь такого результата с умственно отсталыми детьми невероятно сложно, но возможно! Нужно лишь правильно подобрать методику для каждого ребенка индивидуально. Но сказкотерапия подходящий метод для любого ученика, так как сказка — это неотъемлемая часть нашей жизни, начиная с колыбели.
Стенд «Человек хороший».
Коллективное изготовление сказки-кальки «Колобок»