Статья на тему ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ГОРОДОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ГОРОДОВ
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.
Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе человеком.
В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.
2017 год объявлен в России и странах СНГ годом экологии. Сегодня улучшение экологии невозможно без кардинального пересмотра подхода к методам экологического мониторинга, без учета его влияния на экологию, здравоохранение, природопользование.
Экологический мониторинг в условиях малых городов приобретает особую ценность в виду особенностей социально-экономической жизни. По сути, выступая показателям не только экологической и природной среды но и духовной, нравственной жизни населения и развития города. Отношение к экологической обстановке формирует нравственные ориентиры: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических отношений». (В.В. Путин)
В рамках сети государственного экологического мониторинга отсутствуют предпосылки к их организации мониторинга в малых городах. А именно эти белые пятна формируют социально-экономическую жизнь страны. Практическая ориентация мониторинга, концентрация усилий на местных проблемах в сочетании с продуманной схемой и корректной интерпретацией полученных данных позволяют эффективно использовать имеющиеся у общественности ресурсы.
В учреждениях образования развивается достаточно большое разнообразие видов учебно-исследовательской деятельности студентов по изучению и охране окружающей среды. Основными формами экологической работы, в которых реализуются эти виды деятельности, являются: научно-исследовательские группы, лаборатории, экологические отряды, экологические летние лагеря, практики, экспедиции, научно-практические конференции и многое другое. [11]
Система экологического мониторинга в учреждениях профессионального образования предусматривает организацию экологических исследований по единой программе экологического мониторинга с участием преподавателей и студентов. Это коллективная экспериментальная работа, проводимая по определенным пространственным, параметрическим и временным показателям с целью оценки, изучения состояния и слежения за изменениями окружающей среды своей местности, одновременно выполняющая образовательную и воспитательную функцию.
Характер исследовательских работ по экологии отличается от других видов исследовательской деятельности рядом особенностей:
1. Исследовательская работа по экологии чаще других имеет проблемный характер и поисковую направленность. Учащиеся в процессе эксперимента пытаются найти ключ к решению поставленной проблемы, аргументируя его полученными результатами или данными из литературных источников.
2. Высокая степень достоверности и объективности в экологическом эксперименте обеспечивается только за счет систематических, программных, комплексных исследований, что позволяет на основе большого банка данных делать взвешенные оценки, прогнозы, правильные выводы по состоянию изучаемого объекта.
3. Экологические исследования представляют собой сочетание теоретических знаний в области различных дисциплин, экологической культуры и практических действий.
В настоящее время пока отсутствуют педагогически обоснованные требования к организации и осуществлению исследовательской деятельности по экологии и критерии ее оценки. Некоторые подходы к ним с учетом образовательного и психолого-возрастного уровня развития учащихся предлагаются в настоящей работе.
На уровень ученического исследования влияет то, как учащийся умеет организовать свою работу, поставить эксперимент, просчитать вперед свои действия, производить моделирование и прогнозирование изучаемых явлений и процессов. Выполняя исследовательскую работу, студентов должны понимать, что важно не только провести наблюдения, поставить эксперимент, но и установить сущность исследуемых явлений, проанализировать результаты эксперимента и наблюдений, проследить, что изменилось по сравнению с предыдущими исследованиями, а что осталось неизменным, соотнести результаты с целями и сделать выводы.
Темы экологических исследований для следует подбирать исходя из реалий жизни. Все, что изучается, должно стать личностно-значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые методы исследования не должны выходить за зону его ближайшего развития, не должны превышать его психолого- физиологические возможности.
При организации исследовательской работы преподаватель должен помочь учащемуся:
- в выборе темы исследования, обосновании необходимости данной работы, формулировке цели, выдвижении гипотез и постановке конкретных задач;
- в выборе объекта экологических исследований, в приемах и методах работы;
- в отработке и разработке методик исследований, отборе и подготовке необходимого оборудования, приборов, реактивов;
- в составлении плана и последовательности работ, включая планирование эксперимента;
- в организации дневника наблюдений, регистрирования хода работ;
- в обработке собранного и полученного материала, формулировке выводов, рекомендаций, написании отчета.
Исследовательская деятельность включает в себя 3 этапа:
Этап 1. Подготовительный
Студенты изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят дневники. В процессе полевых исследований, экспедиций, экологических практик, лагерей и других видов экологической деятельности студенты проводят системные наблюдения, сбор информации, закладывают опытные ключевые участки, делают их описание.
Этап 2. Аналитический
Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения.
Этап 2. Отчетный
Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:
актуальность темы;
цель и задачи исследования;
литературный обзор;
экспериментальная часть (описание методик исследования, постановки эксперимента, использование и комментарий чертежей, диаграмм, таблиц, фотографий);
выводы и предложения по работе;
список литературы.
Результаты исследования вносятся в экопаспорт мониторинга. Заполненный экопаспорт микрорайона направляется в районную опорную по экологической работе, а оттуда в региональный эколого-биологический центр. На основе полученных материалов готовятся доклады на конференции, оформляются творческие работы на конкурсы
В экологическом паспорте отражены его экономические, технологические характеристики, вопросы использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду.
Полученные данные позволят сформировать единую картину экологического состояния и на локальном уровне позволять решать задачи экологической защиты и выработать меры предупреждения природных катастроф, определить величину антропогенного фактора на развитие и рациональное использование природного потенциала малых городов.
15