Поурочный план по географии на тему Изменение почв и их хозяйственное использование. Почвы Костанайской области. (8 класс)


Тема: Изменение почв и их хозяйственное использование.
Почвы Костанайской области.
Цель. Познакомить учащихся с видами эрозии почв, с особенностями почв Костанайской области.
Задачи: Выявить особенности изменений почв, причинами возникновения, районами распространения эрозии почв и мерами борьбы с этим явлением. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать вывод.
Оборудование: физическая карта Казахстана, презентация. Учебник и атлас для 8 класса.

Ход урока.
Географический диктант:
Ученый, внесший большой вклад в развитие науки почвоведение (Докучаев)
Улучшение земель (мелиорация)
Три основные типа почв Казахстана (черноземы, каштановые, бурые и серо-бурые)
Как изменяется плодородие почв Казахстана с юга на север (увеличивается)
Какие почвы бывают по структуре (структурные и бесструктурные)
Если почву можно свернуть в кольцо, но оно при этом лопается, то почва по механическому составу(суглинистая)
2 вида эрозии почв (ветровая и водная)
Какие почвы занимают 44% площади республики (бурые и серо-бурые)
Какой чернозем плодороднее – выщелоченный или южный (выщелоченный)
Почвы, распространенные на территории ЦК, севера Прикаспийской низменности и равнинах Восточного Казахстана (каштановые)
Изучение нового материала.
Составьте схему по учебнику стр. 137 «Эрозия почв»

«Эрозия почв»
Ветровая Водная
Сухие степи склоны гор
52 млн.га 17 млн.га
Причины – равнины, ветер,
легкий механический состав.

Определите по учебнику стр 137 меры борьбы с эрозией
Агротехнические - ?
Мелиоративные -?
Гидротехнические - ?

Причины деградации почв по Докучаеву:
Истощение земли воздействием одних и тех же культур.
Посев с/х культур без учета свойств почвы.
Неправильное боронование и вспашка.
Сведение лесов, распашка берегов и рек.
Докучаев разработал и внедрил методы защиты почв: лесополосы, укрепление оврагов, посадка лесов, регулирование стока рек, снегозадержание.
Такое преступное отношение человека к почве было не всегда. Жизнь человека полностью зависела от собранного урожая, поэтому земля являлась для человека матерью, кормилицей, человек пытался всячески задобрить землю, поэтому некоторые народные традиции и обряды сохранились до сих пор.
Докучаев научно доказал, что «земля живая», а раз она живая, значит её можно убить.

Почвы Костанайской области

Черноземы занимают плоские равнины на севере и полностью распаханы. Гумус 45-60 см. к югу плодородие уменьшается (ухудшаются агроклиматические условия, ветровая эрозия, требуется на южных черноземах проведение мелиоративных предприятий). Уменьшается количество питательных веществ.
Высокоплодородные темнокаштановые почвы, гумус 35-40 см. в сухих степях области почвы имеют мягкий механический состав, подвергаются ветровой эрозии и образуются выборочно.
Меры, которые проводятся человеком-полосное земледелие, обработка безотвальными орудиями, стерня и кулисы зимой, лесополосы.
Каштановые – меньше питательных веществ и более солонцеваты (коэффициент увлажнения – 0,5 , осадки 200 мм). Урожай зависит от влаги в почве.
Светло-каштановые и бурые – на юге, часто вперемежку с солонцами, необходим полив.
По поймам рек – аллювиальные и луговые, в местах, где близко подходят грунтовые воды – засоленные.


Рефлексия.
Д/З.
15